Интервью c губернатором Калужской области

Анатолий Артамонов: Любой инвестор, с которым мы подписали соглашение, тут же получает номер моего мобильного телефона.

– Наша область небогата природными ресурсами, поэтому приходится шевелить мозгами. И сегодня мы на первом месте в стране по объему иностранных инвестиций на душу населения.

За последние годы инвестиции в областную экономику превысили 3,7 млрд. долларов. Почему-то считается, что невозможно вести нормально бизнес в России, однако наш опыт разрушает этот стереотип.

Мы постарались выстроить свою работу так, как того хотят инвесторы. Если они говорят, что государство должно нести вместе с ними солидарные риски и таким образом демонстрировать, что власть верит в этот инвестиционный проект, – мы участвуем в его реализации, сопровождаем на всех этапах, вплоть до лоббирования интересов инвесторов на разных уровнях власти.

Заботу областного правительства инвестор должен почувствовать, когда он только определяется со своим проектом. Прочь лишние бюрократические процедуры! Любое постановление правительство области может принять очень оперативно: если все участники переговоров пришли к соглашению – через два часа все будет подписано.

– Какие региональные льготы предоставляются инвесторам?

– Полное освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Налог на прибыль они платят по пониженной ставке. Срок, на который предоставляются льготы, зависит от условий соглашения; как правило, это три года. Но главное – каждого инвестора ждет уже готовая для строительства предприятий площадка (так называемый «грин филд», можно перевести как «чистое поле». – ЗР), куда уже подведена дорога, есть все коммуникации и т. д. Используем и вариант «браун филд» – готовые производственные цеха. Сегодня таких много, особенно на предприятиях оборонного комплекса.

– Калужская область стала пионером в создании технопарков в России. Откуда пришла эта идея?

– Это давняя мировая практика. Сегодня у нас уже шесть технопарков – полностью подготовленные площадки и корпуса со всей необходимой инфраструктурой. Задача инвестора сводится к выбору площадки, а процесс оформления, как я уже сказал, займет несколько часов. Такой подход позволяет реализовывать крупные амбициозные проекты в короткие сроки.

Завод концерна Volkswagen, например, построен всего за год, причем запущен на год раньше запланированного срока. Немногим больше года ушло на строительство и пуск завода грузовиков Volvo. Всего девять месяцев продолжалось сооружение завода Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Суммарный объем иностранных инвестиций в автопром Калужской области превысил 60 млрд. рублей.

Сейчас к нам приходят компании-изготовители комплектующих. Локализация автомобиля VW Polo sedan уже составила 66%! Штамповка элементов кузова и многие комплектующие производятся у нас, в Калужской области.

– Заводы строятся, но хватает ли для них квалифицированных кадров?

– Это, конечно, проблема; нам пришлось строить систему профессионального обучения и профориентации, исходя из сегодняшних требований. Был создан специальный центр подготовки кадров для автомобилестроения – сейчас он выпускает около 1500 специалистов в год. Обучение уже прошли более 4000 человек. В Калужском филиале МГТУ открыта специальность «Автомобили и тракторы», все учебные программы разработаны с учетом требований конкретных производств. Скоро в Калуге откроется филиал МАМИ. Мы вообще хотим стать центром подготовки кадров для автопрома в России.

– Но ведь надо заниматься еще и жильем для специалистов, социальными проблемами…

– Занимаемся! Активное жилищное строительство ведется не только в Калуге, но и по всей области, особенно в тех районах, где работают технопарки. Так, в селе Воскресенское, буквально в двух шагах от завода Volkswagen, строится новый поселок на 1200 домов; там будут три детских сада, школа, магазины… Это все – для работников завода и новых производств по выпуску комплектующих.

С появлением новых предприятий возрастает, конечно, и нагрузка на транспортную сеть. Калуге абсолютно необходим международный аэропорт. Уже идет реконструкция старого аэропорта. Руководит ею г-н Ленц, первый директор завода Volkswagen – тот, кто его строил. Не сомневаюсь, что в 2012 году, в дополнение к полетам внутри страны, откроется воздушное сообщение с зарубежьем. Кроме того, мы поставили вопрос о необходимости реконструкции трассы М3 «Украина» с расширением ее до двух полос в каждом направлении – и нашли поддержку Министерства транспорта РФ.

СПРАВКА

На территории Калужской области уже работают заводы Volvo (тут собирают грузовые автомобили), Volkswagen (легковые модели VW и Skoda), PSA-Mitsubishi» (модели Peugeot, Citroen и Mitsubishi), а также несколько предприятий производителей автокомпонентов. Ведутся переговоры с другими перспективными инвесторами в сфере автопрома.

Подпишитесь на «За рулем» в