КамАЗ + МАЗ = «Росбелавто»?

Объединить Камский и Минский автомобильные заводы в одну компанию предложила властям Белоруссии госкорпорация «Ростехнологии». Об этом сообщили информагенства. Сейчас - подробности.

Прагматика проекта

Новость — не сенсация. Подготовка к слиянию началась, как минимум, со второго полугодия 2010 г., а в декабре тему публично озвучил генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин («Ростехнологии» — основной акционер предприятия в Набережных Челнах, 49,9% акций).

Прагматика россиян — увеличить мощности производства грузовиков, дефицит которых в России ощущается и теперь, а обострится он с запуском программы «грузовой» утилизации (ее намечено развернуть в 2012 г.).

После слияния, разумеется, должен нарастить силы и МАЗ. Источник ZR.RU, близкий к переговорам, сообщил, что конкретные цифры планов выпуска стороны еще не обсчитывали, однако перспектива роста очевидна.

Учитывая позиции сторон в конъюнктуре российского (прежде всего) и мирового рынков, можно предполагать, что компонентная база белорусских машин в значительной степени будет унифицирована с камазовской, причем на конструктивах именно камазовской техники. Что подтвердил ZR.RU директор Департамента по связям с общественностью КамАЗа Олег Афанасьев:

— Переход на единую агрегатную основу автозаводам всегда интересен. Если объединение состоится, представится возможность использовать индустриальные возможности и опыт белорусов для наращивания выпуска современных моторов, коробок передач и других элементов автомобилей.

Рынок поддержал

Будет странно, если объединение не состоится. Во всяком случае, российский фондовый рынок в день сообщения о нем отреагировал моментально и однозначно: акции КамАЗа на Московской межбанковской валютной бирже подскочили на 10%. Это яркий показатель одобрения сделки.

Одобрили ее, по словам Сергея Чемезова, акционеры КамАЗа — Daimler (11% акций), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития, 4%) и «Тройка Диалог» (27,26%).

Белорусская сторона в целом приняла предложение о слиянии. После состоявшихся переговоров с главой «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко даже озвучил предполагаемое название будущего холдинга — «Росбелавто».

Новые фигуранты. В довесок?

Российский план сближения предполагает проведение допэмиссии КамАЗа, после которой властям Белоруссии (МАЗ — полностью государственное предприятие) будет предложено следующее. К КамАЗу переходит 100% акций МАЗа. В обмен Минску передается некий миноритарный пакет акций завода в Набережных Челнах, но не более 25% (миноритарный — то есть не дающий право напрямую участвовать в управлении компании).

Цифры в ходе переговоров могут меняться, но обозреватели РИА Новости обратили внимание на замечание Сергея Чемезова: вряд ли россияне согласятся, если им предложат принять лишь блок-пакет. Сделка состоится при условии приобретения не менее контрольного пакета. Что означает: КамАЗ претендует на доминирующее положение в будущем холдинге. Условие следует воспринять как обоснованное и адекватное, отражающее авторитет предприятий и их продукции на рынке.

Однако после переговоров с главой «Ростехнологий» вице-премьер Владимир Семашко заявил, что Белоруссия не хочет терять контроль над МАЗом и "пока готова передать в холдинг только 49% его акций". Агентство «Автостат» продолжает цитату: кроме МАЗа и КамАЗа в холдинг также можно было бы передать ряд других предприятий, например, Ярославский и Тутаевский моторные заводы (акциями которых владеют "Ростехнологии"), а также белорусские "Белшина", Борисовский завод автотракторного электрооборудования и др. Оценка их активов еще не проводилась. Но будут ли полезны холдингу фигуранты, предложенные господином Семашко? К предложению нельзя не прислушаться, но его еще надо осознать.

Торг: сильны ли козыри?

Пошел торг, и его следовало ожидать. «Автостат» вспоминает высказывание С. Чемезова о козырях белорусов: покупкой МАЗа интересуются и другие инвесторы, в том числе китайские конкуренты КамАЗа, чье проникновение на российский рынок через МАЗ было бы крайне нежелательным.

Кроме того, понадобится выяснить истинную цену вопроса. В рамках программы приватизации госактивов Минский автозавод, по заявлению председателя Госкомимущества Белоруссии Георгия Кузнецова, оценен в 2,5 млрд. долл. Между тем, осведомленный источник, близкий к акционерам КамАЗа, утверждает, что справедливая цена МАЗа в 3-4 раза ниже – 625-830 млн. долл.

А вот не предвзятая — рыночная оценка активов российской компании. В один из недавних торговых дней на Московской межбанковской валютной бирже стоимость акций КамАЗа составила 2,05 млрд. долларов, а для последних крупных сделок — 2,5 млрд.

Есть основания утверждать, что МАЗ и должен быть в разы дешевле: по объему производства и выручке он на порядок уступает КамАЗу, отмечают авторитетные источники газеты «Ведомости».

Так что стоимость пакетов акций в 49%, которыми предлагает обменяться белорусский вице-премьер, содержат совершенно разное, кардинально отличающееся денежное наполнение.

В контексте переговоров о деньгах и слиянии приходится учитывать и другие факторы. Возможности расширения производства МАЗа ограничены — завод расположен в пределах Минска. В Белоруссии более высокие политические риски, чем в России. Иначе говоря, считают эксперты, покупатель такого «товара» имеет право на дисконт.

MAZ

MAZ

Пауза на подсчет богатств

Наблюдатели уверяют: белорусы часто начинают торг за приватизируемые компании с завышенных оценок, а потом снижают требования. Хорошо, если так. Однако с этими оптимистическими наблюдениями спорят другие. Убавляют оптимизма прошлые громкие торги между Россией и Белоруссией по поводу нефтяных пошлин, цен на российский газ и его транзит, а также некоторые другие. И гадать не приходится, что за «грузовыми» переговорами следит президент Лукашенко. А его позиция уже стала предсказуемой в экономических отношениях между нашими государствами. На взвешенные проекты он может ответить, что «не позволит разграблять национальные богатства страны».

Насколько уместны и адекватны предложения россиян и ответные - белорусской стороны, покажут результаты оценки активов предприятий. При подготовке такого рода сделок в качестве оценщиков приглашают независимых международных аудиторов.

Паузу взял и КамАЗ. Как передали для ZR.RU, его реакция станет известна после 11 марта, когда состоится заседание совета директоров предприятия.

Подпишитесь на «За рулем» в