Меняем свечи: Временная замена
Рано или поздно каждый сталкивается со свечами, а уж тем более автолюбитель. Стоит заправиться чем попало – и перебои в работе двигателя гарантированы. А ездить, не обращая внимания на горящую лампочку Check Engine, зачастую себе дороже: если откажет хотя бы одна свеча, может пострадать нейтрализатор. Виновницу определить просто – по залитым бензином электродам и характерному запаху.
Чаще свечи заливает зимой при запуске двигателя. Порой причина не только в «негорючем» топливе, но и собственной оплошности: надавил по привычке педаль газа - свечи моментально залило. С такими мотор не заведешь, ведь электроны, как известно, «бегут» по пути наименьшего сопротивления – по сырому нагару, минуя искровой промежуток. Разумеется, без искры вспышек не будет.
Иногда достаточно просто продуть свечи, включив стартер при полностью нажатой педали газа. В этом режиме электроника отключает форсунки и несгоревшее в цилиндрах топливо выветривается. Не помогло – придется брать инструмент и менять свечи на сухие. Пусть не новые, но заведомо исправные и очищенные от нагара. Советуем иметь их в запасе. И хотя производители свечей считают свои изделия одноразовыми (из-за сминаемой шайбы), на практике их можно использовать повторно, затянув немного посильнее.
УРАВНЕНИЕ УСЛОВИЙ
В нашем тесте десять машин: «Хёндай-Акцент», «Форд-Фокус», «Тойота-Королла», «Мицубиси-Лансер», «Рено-Логан», «Дэу-Нексия», «Шевроле-Лачетти», «Мазда-3» и две «Лады» – «Калина» и «Приора». Для чистоты эксперимента все работы провели в зарулевском техцентре силами нашего механика Евгения Михалкевича. То есть в одном месте и мастером одной квалификации – таким образом соблюдена идентичность условий. Основной критерий оценки трудоемкости – потраченное на замену время: чем оно меньше, тем лучше. В зачет идет средний результат после трех попыток.
Кстати, разброс оказался невелик – не более 5%. Оговоренный в руководстве по эксплуатации регламентный ресурс свечей не учитываем, поскольку от вредоносного бензина мрут как дешевые свечи, так и дорогие иридиевые и платиновые. Необходимый инструмент под рукой, так что на излишнюю суету времени не тратим. Вряд ли кто-то возит с собой динамометрический ключ, поэтому и мы будем затягивать свечи коротким воротком с плечом 10–15 см. Тогда превысить требуемый момент 25 Н•м (для свечей под ключ «на 16») попросту сил не хватит.
Инструмент для замены свечей:
1 – пассатижи для свечных наконечников;
2 – обычная головка «на 8»;
3 – высокая головка «на 8»;
4 – головка Е10;
5 – магнит;
6 – ключ с головкой «на 10»;
7 – свечной ключ с удлинителем 150–200 мм и головкой «на 16»;
8 – свечная головка «на 14»; 9 – карданный шарнир;
10 – удлинитель 70–100 мм;
11 – удлинитель 100–120 мм;
12- шлицевая отвертка с тонким жалом;
13 – шило;
14 – ключ «на 15»;
15 – шинный насос с насадкой-соплом на шланге.
Динамометрический ключ в работе не участвовал, поэтому остался за кадром. Тем не менее затягивать свечи лучше им.
С СЕКУНДОМЕРОМ
Меньше всего провозились с «Логаном» – 5 минут 32 секунды. Его восьмиклапанник – единственный без декоративной крышки поверх мотора: одной заботой меньше. Правда, есть другая проблема: прежде чем выкручивать свечи, надо вычистить грязь из колодцев, чтобы не намусорить в двигатель. Для этого отлично подходит шило. Круговыми движениями отделяем налипшую вокруг свечей грязь и продуваем колодцы шинным насосом с насадкой-соплом на шланге. Если шила нет, возьмите проволоку или кусок многожильного провода, соорудив из него некое подобие кисточки. Ну а без насоса, полагаем, никто не ездит.
Второе место заслужил «Акцент».
Похожую компоновку имеют двигатели «Лачетти» и «Нексии», занявших соответственно третье и четвертое места.
Здесь в наличии не только декоративные накладки, но и одинаково уложенные в углубление клапанной крышки высоковольтные провода. Они, как и выводы катушек зажигания, пронумерованы – ничего не перепутаешь.
Общее правило – не тянуть за провода, только за наконечники! Их посадка порой туговата, поэтому в комплекте инструмента стоит иметь пассатижи со скривленными губками-захватами. При затяжке крепежа не прикладывайте чрезмерных усилий, иначе вырвете с корнем резьбовые втулки, вмонтированные в пластиковую клапанную крышку.
На пятом месте «Фокус» – первая машина в тесте с индивидуальными катушками зажигания (мотор 1,8 л). С ними возни больше: каждая закреплена болтиком под ключ «на 10», нужно отсоединить разъемы проводки. Зато декоративная накладка двигателя здесь сидит на трех резиновых буферах – просто сдергиваем ее вверх.
На «Лансере» и «Мазде» (шестое и седьмое места) накладка тоже быстросъемная, на четырех буферах.
У «Мазды» роль двух опор накладки выполняют пластиковые бочонки под ключ «на 15», навернутые сверху на шпильки катушек второго и четвертого цилиндров. Для шпилек нужна высокая головка «на 8», поскольку низкой не подлезешь, а крутить рожковым ключом крайне неудобно.
Крепеж катушек «Лансера» тоже с подвохом – под более редкий ключ Е10. Купите такой заранее! Не удивляйтесь, когда при установке катушек те станут сами приподниматься из колодцев, мешая наживить крепеж. Дело в том, что контакт на свечу здесь для большей надежности подпружинен.
Из прочих неудобств отметим, что двигатель далеко отодвинут от передка, поэтому приходится постоянно тянуться и устаешь заметно быстрее. Вдобавок мешает концевик капота, работающий на дополнительную сигнализацию, – так и норовит оцарапать. А ведь устанавливали сигналку у официального дилера.
«Калина», как ни странно, показала только восьмой результат. И хотя серьезных трудностей с ней не было, в первой же из попыток потеряли время на поиски болта катушки. Крепеж сорвался с ключа и закатился между клапанной крышкой и впускным коллектором. Впредь работали с магнитом, прилепив его к инструменту.
С «Приорой» еще сложнее: сперва надо снять клапан вентиляции адсорбера с декоративной накладки двигателя. На подопытной машине крепление старого образца – с металлической скобой-фиксатором, правда, уже давно поломанной и выброшенной за ненадобностью. Не мудрено: при такой конструкции крайне сложно разобрать соединение, не повредив что-либо (ЗР, 2008, № 1).
Примерно с конца 2008 года завод изменил крепление – стало намного удобнее. В остальном как с «Калиной»: так же призываем в помощники магнит, чтобы не растерять крепеж, а перед установкой накладки не забываем уложить проводку и тросик газа в кляммеры на впускном коллекторе.
Дольше всего провозились с «Короллой». За это время можно было бы дважды обслужить «Логан» или «Акцент»! Во-первых, трудно отсоединить разъемы с катушек – усилия пальцев попросту не хватает. Пришлось подцеплять усики на колодках тонкой отверткой. Во-вторых, над свечными колодцами нависает и мешает козырек перегородки щита передка. Стало быть, прямым инструментом свечи не вывернуть, нужен составной удлинитель с карданчиком. В итоге лишнее время и худший результат.
ИТОГО
1 место Renault Logan (двигатель К7М, 1,6 л, 87 л.с.)
Время замены - 5 мин 32 с
Инструмент - шило или тонкая кисточка, шинный насос с насадкой, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм
Примерная стоимость работы у дилера, руб. - 480
Примерная стоимость нормочаса у дилера, руб. - 1590
Периодичность регламентной замены, тыс. км - 15
+ Отличный доступ.
– Свечные колодцы не защищены от грязи.
2 место Hyundai Accent (двигатель G4ED, 1,6 л, 107 л.с.)
Время замены - 06 мин 45 с
Инструмент - ключ с головкой «на 10», пассатижи для снятия наконечников, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм
Примерная стоимость работы у дилера, руб. - 550
Примерная стоимость нормочаса у дилера, руб. - 1500
Периодичность регламентной замены, тыс. км - 20
+ Провода не перепутаешь – они пронумерованы.
– Слабовата посадка резьбовых втулок в клапанной крышке.
3 место Chevrolet Lacetti (двигатель F16D, 1,6 л, 109 л.с.)
Время замены - 07 мин 14 с
Инструмент - ключ с головкой «на 10», пассатижи для снятия наконечников, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм
Примерная стоимость работы у дилера, руб. - 550
Примерная стоимость нормочаса у дилера, руб. - 1100
Периодичность регламентной замены, тыс. км - 45
+ Провода пронумерованы.
– Тугая посадка наконечников.
4 место Daewoo Nexia (двигатель F16D, 1,6 л, 109 л.с.)
Время замены - 07 мин 47 с
Инструмент - ключ с головкой «на 10», пассатижи для снятия наконечников, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм
Примерная стоимость работы у дилера, руб. - 450
Примерная стоимость нормочаса у дилера, руб. - 900
Периодичность регламентной замены, тыс. км - 20
+ Провода пронумерованы.
– Тугая посадка наконечников, к двигателю приходится тянуться.
5 место Ford Focus (двигатель QQDB, 1,8 л, 125 л.с.)
Время замены - 07 мин 52 с
Инструмент - ключ с головкой «на 8», свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм
Примерная стоимость работы у дилера, руб. - 500
Примерная стоимость нормочаса у дилера, руб. - 2015
Периодичность регламентной замены, тыс. км - не регламентирована, замена по состоянию
+ Легкосъемная накладка двигателя.
– Посредственная защита от грязи.
6 место Mitsubishi Lancer (двигатель 4А91, 1,5 л, 109 л.с.)
Время замены - 10 мин 7 с
Инструмент - ключ с головкой Е10, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм
Примерная стоимость работы у дилера, руб. - 600
Примерная стоимость нормочаса у дилера, руб. - 1000
Периодичность регламентной замены, тыс. км - 60
+ Легкосъемная накладка двигателя.
– Двигатель далеко от передка, приходится тянуться.
7 место Mazda3 (двигатель LF, 2,0 л, 150 л.с.)
Время замены - 10 мин 45 с
Инструмент - ключ с высокой головкой «на 8», рожковый ключ «на 15», свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм
Примерная стоимость работы у дилера, руб. - 810
Примерная стоимость нормочаса у дилера, руб. - 2020
Периодичность регламентной замены, тыс. км - 75
+ Легкосъемная накладка двигателя.
– Неудобный крепеж катушек.
8 место Lada Kalina (двигатель 11194, 1,4 л, 89 л.с.)
Время замены - 11 мин 5 с
Инструмент - ключ с головкой «на 10», магнит, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм
Примерная стоимость работы у дилера, руб. - 450
Примерная стоимость нормочаса у дилера, руб. - 1150
Периодичность регламентной замены, тыс. км - 30
+ Понятное и простое крепление накладки двигателя.
– Легко затерять крепеж катушек.
9 место Lada Priora (двигатель 21126, 1,6 л, 98 л.с.)
Время замены - 11 мин 19 с
Инструмент - ключ с головкой «на 10», магнит, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм
Примерная стоимость работы у дилера, руб. - 450
Примерная стоимость нормочаса у дилера, руб. - 1150
Периодичность регламентной замены, тыс. км - 30
+ Простое и понятное крепление накладки двигателя.
– Мешает клапан адсорбера, легко затерять крепеж катушек.
10 место Toyota Corolla (двигатель 1ZR, 1,6 л, 124 л.с.)
Время замены - 13 мин 10 с
Инструмент - ключ с головкой «на 10», отвертка с тонким жалом или шило, свечной ключ «на 14» с составным удлинителем 70–100 и 100–120 мм, карданный шарнир
Примерная стоимость работы у дилера, руб. - 580
Примерная стоимость нормочаса у дилера, руб. - 1080
Периодичность регламентной замены, тыс. км - 100
+ Легкосъемная накладка двигателя.
– Тугие фиксаторы колодок катушек, мешает «жабо».