Суперштрафы для столиц: президент утвердит?
На МКАДе вмиг разбогатеешь
Сергей Канаев, глава Федерации автовладельцев России (РАФ):
— Нашим обоснованиям неправомочности законопроекта депутаты противопоставляют свои аргументы, которые по формальным признакам тоже отвечают юридическим нормам. Не буду их повторять — эта аргументация известна из СМИ. Но ведь если возникает спорная правовая ситуация, следует исходить из того, на чем зиждется любой закон — из моральных предпосылок и сложившихся реалий.
Нарушителей ПДД, спору нет, наказывать нужно строго. Но причем здесь территориальный признак? Почему бы не исходить, например, из социального статуса граждан? Пусть бы депутаты, как это делают в развитых в правовом отношении странах, вначале ужесточили наказание в отношение самих себя. Тогда они, по меньшей мере, получили бы моральное основание предлагать неординарные принципы разграничения ответственности за нарушения Правил.
Или разграничения предлагают по признаку имущественному? «Исключительные» меры для москвичей и питерцев депутаты обосновали тем, что уровень достатка жителей столиц выше, чем обитателей других мест.
Выходит ерунда. Разве станет автомобилист из Вологды, Оренбурга или Торжка вмиг более зажиточным, когда в поездке пересечет границу Москвы? А ведь если нарушит на улицах Белокаменной, ДПС выпишет ему по-московски. Автоинспекторы же Карелии на своей территории оштрафуют питерца-путешественника по «местным» расценкам, но не по тарифам Васильевского острова. Житель Фонтанки протестовать не станет, а гость столицы из уезда возмутится и будет прав: у всех граждан страны равны и права, и ответственность перед законом, вне зависимости от прописки и имущественного состояния. Во всяком случае, так по Конституции было до сих пор.
Если и вводить особый режим применения законов в отдельных регионах, то вначале парламенту следовало бы ввести правовую норму для введения таких исключений. Все мы помним, что сравнительно недавно администрациям регионов делегировали право устанавливать «местный» размер транспортного налога, только потом сумму этого налога можно было изменять. При принятии решения о штрафах такая разумеющаяся последовательность событий не соблюдена. Это еще один повод назвать предложенные поправки в КоАП неконституционными.
Свое мнение мы пытаемся донести до президента. Если же он все-таки утвердит новый порядок, будем настаивать, чтобы Конституционный суд разобрался в правомочности решения.
Конституционный суд не согласится
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:
— С момента обнародования инициативы депутатов Госдумы я остаюсь противником законопроекта. Убежден, что Конституционный суд признает поправки о «столичных» штрафах неправомерным — на том основании, что эта парламентская инициатива нарушает один из основополагающих принципов Основного закона о всеобщей равной ответственности перед кодексами о правопорядке, вне зависимости от пола, национальности, возраста, места проживания граждан и т.п.
С чиновничьим рвением
Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:
— Президент страны, я уверен, документ подпишет. Насколько могу судить из наблюдений, если он отправляет законопроект, как теперь, на доработку, то затем обязательно его утверждает.
Все мы помним, как сравнительно недавно Дмитрий Медведев, выступая на одном из заседаний Совета Безопасности, говорил, что наказывать нарушителей на дороге нужно жестче — статистика несчастных случаев в ДТП к тому подталкивает. Чиновники восприняли эти слова как сигнал проявить рвение. Что в очередной раз вылилось в инициативу, бьющую через край. Этот законопроект - ни что иное как демонстрация бурной деятельности.
По воле и поневоле
Это мнения о законопроекте лидеров ведущих общественных организаций, защищающих интересы российских автомобилистов. Вот что еще, пожалуй, можно добавить.
Для нарушителей, создающих угрозу другим людям, для водителей-хамов никакая кара — не слишком. Но возмездие тогда обоснованно, когда нарушитель не использовал возможности не нарушать.
Справедливо ли считать столичного автомобилиста «особо опасным», если он паркуется «под знаком» только потому, что другого места город ему, налогоплательщику, не предоставил? Московские власти (неважно, бывшие или нынешние) не уследили и не упредили наступления улично-транспортного кризиса. Побороть пробки, развивать общественный транспорт и сеть парковок только вознамерились - и хорошо, если к середине следующего года хотя бы что-то успеют сделать. Условия не нарушать еще не создали, а драконовские штрафы — вынь да положь. Последовательность событий должна быть с точностью до наоборот.
Довод «у них больше заработки», как мы разобрались, не проходит. Не только по Конституции. Существо законопроекта ассоциируется с кампанией раскулачивания на заре Советской власти: раз есть машина, значит, с владельца можно еще что-то содрать. Что в морально-нравственном отношении, как минимум, весьма сомнительно. К тому же, ведь никто не взял на себя труд соотнести заработки и неотвратимые столичные траты, не сравнимые с «региональными» и «провинциальными». А сколько в Москве и Питере машин, купленных в кредит, а также на трудовые (!) деньги, которые семьи копили годами, отказывая себе во многом? И в самом ли деле заработки основной массы столичных обитателей-автовладельцев (не олигархов) от 3 до 8 раз больше (сравните суммы штрафов - они ниже), чем на периферии?
Или метеорологи проинформировали депутатов о локальных денежных ливнях над Питером и Москвой?
"Жирные" штрафы: это сколько?
Сравните основные «тарифы» предложенных штрафов для столиц и нестолиц.
- По России за нарушение правил стоянки и парковки штраф увеличится со 100 до 300 руб., для Москвы и Санкт-Петербурга — до 2500 руб. Больше в 8,3 раза.
- За парковку на пешеходном переходе или остановке общественного транспорта: для РФ — 1000 руб., для Москвы и Санкт-Петербурга —3000 руб. Больше в 3 раза.
- Движение по полосе общественного транспорта или парковка на этой полосе: для РФ – 1500 руб.; Москвы и Петербурга — 3000 руб. Больше в 2 раза.
- За нарушение Правил во дворах: по РФ — 1000 руб., для Москвы и Петербурга —3000 руб. Больше в 3 раза.