Итоги I квартала: добрый знак

Три первых месяца, обычно депрессивные и скучные, преподнесли в этом году целый ряд сюрпризов – как приятных, так и не очень. Самым неожиданным оказалось то, что итоги развития автомобильного рынка за этот период можно оценивать по-разному.

Как мы и ожидали, автомобильный рынок в России не смог твердо удерживать тенденцию к росту, имея под боком не до конца оправившуюся от кризиса Европу. Если сравнивать результаты первого квартала с тем же периодом прошлого года, то все выглядит более чем замечательно: впечатляющий рывок на 76,4% оставил далеко позади все ведущие страны Евросоюза. У самой мощной экономики Германии хватило сил только на 13,9%, Франция осилила каких-то 8,9%, а Испания, Италия и Великобритания вообще ушли в минус. На их фоне Россия выглядит бесспорным чемпионом, если не брать в расчет экзотическую Латвию с ее 131,7% (правда, при каких-то 1902 проданных автомобилях) и забыть, что в свое время мы упали намного глубже, чем остальные.

Сравнение с началом 2010 года, когда весь мир еще только пытался выбраться из донного ила кризиса, может иметь смысл лишь в одном случае – для самолюбования и для победных реляций. Истинное положение вещей раскрывается при обращении к реалиям более близкого периода – последнего квартала прошлого года. Тут то и выясняется, что нашему рынку удалось совершить в октябре-декабре настоящий прорыв и оказаться на третьем месте в Европе. Но сохранить феноменальный результат не получилось – за три месяца нового года Россия вновь откатилась на привычное пятое место.

В то время как все наши западные соседи двинулись вперед, отечественный рынок с некоторым запозданием откатился на целых 10,6%. Конечно, трагедии из этого делать не надо, ведь сезонный зимний спад продаж для нашей страны – явление вполне обыденное, как и непрогнозируемость экономики в целом, но все-таки точку отсчета нужно выбирать правильную. Кроме нас отрицательный результат показали только Польша, которая вообще вылетела из десятки лучших, а также Швеция, прибившаяся в конце года к лидерам, но постепенно вытесняемая из этой компании.

Последствия землетрясения и цунами пока серьезно не сказались на продажах в России, как и обещали представители японских компаний. Новые автомобили, запчасти и комплектующие, произведенные еще до кризиса, до сих пор ползут малой скоростью через мировой океан в разные части света. Напротив, катастрофа подстегнула спрос на японские машины, подогреваемый опасениями, что поставки могут прекратиться. На фоне общего спада показатели компаний из Страны восходящего солнца выглядят не так уж плохо. Пострадавший, по-видимому, больше всех Nissan потерял 3,1% и отступил одно место, но тем не менее остался в тройке лидеров, благо Cанкт-петербургский завод продолжает динамично развиваться. Там собираются три модели – седан «Теана», кроссоверы «Икс-Трейл» и «Мурано».

Неплохо разошлись автомобили «Тойоты», которых было продано на 13,3% больше, чем в IV квартале. Это помогло компании подняться в рейтинге на 2 позиции. На одну-две ступени выше перебрались «Мазда», «Сузуки» и «Хонда». Чуточку ниже среднего рыночного значения упали продажи лишь у «Мицубиси», но она смогла при этом сохранить свое место, замкнув десятку лучших.

Неудачников I квартала надо искать вовсе не среди японцев, а там, где ставка делалась на одну-единственную ударную модель. Так, у «Форда» идет смена поколений у абсолютного лидера рынка «Фокуса». О выходе новой машины известно абсолютно всем, и покупатели предпочитают выждать пару-тройку месяцев, чтобы взглянуть на нее прежде, чем окончательно решаться на покупку. Результат – «Фокус» уступил первое место «Рено-Логану», а сам «Форд» откатился аж на седьмую позицию. «Опель» потерял в темпах 24,4% не в последнюю очередь из-за раздвоения «Астры» на H- и J-версии. А ведь именно на «Астру» приходилось до ¾ продаж этой компании.

Пример расчетливого маркетингового поведения не первый месяц подает «Киа», у которой сразу несколько хитов – это «Церато», «Сид», «Спортидж». Ну и, конечно же, «Рио» – его продажи выросли на целых 29%, передвинув модель с 11 места на пятое. Вообще, I квартал богат на неожиданности и рекорды: «Шкода-Октавия-А5», сохраняющая несмотря ни на что превосходное соотношение цены-качества-размеров, приобрела дополнительно 33,4% покупателей, а специально созданный для нашей страны «Хёндай-Солярис», выпущенный на конвейер лишь в начале года, финишировал сразу на четвертом месте в общем зачете!

Российский завод «Рено» весной 2010-го удвоил производственные мощности, а в ноябре перешел на трехсменный режим работы. Он готовится пополнить список своей продукции «Флюэнсом» и «Меганом». Завод «Хёндай Мотор Мануфактуринг Рус» к концу апреля планирует выйти на объемы производства 10 000 автомобилей в месяц и организовать вторую производственную смену.

Активной позиции иностранных компаний отечественный автопром противопоставляет старую стратегию «пипл хавает», которая, впрочем, пока дает ему возможность чувствовать себя неплохо. Правда, неоценимую помощь затерявшимся во времени советским монстрам оказывает щедрое государство, продлив в очередной раз программу утилизации, на которую выделено дополнительно 5 миллиардов рублей. За такую сумму, между прочим, можно купить половину квартального выпуска «Калин»! Однако легко убедиться, что российские модели вынуждены шаг за шагом отступать по всему фронту: за I квартал производство «Калины» упало на 12%, «классики» – на 22,4%, «Приоры» – 20,9%, а «Самары» – на 23,3%. Меньше всего пострадала маскирующаяся под западный продукт «Шевинива», которая потеряла всего лишь 11,2%.

В целом отечественные машины потеряли за квартал 15,5% своих приверженцев. При этом производство внутри России снизилось всего на 0,5%, а это очень добрый знак. Во-первых, обрусевшие иномарки продолжают теснить неконкурентоспособные отечественные автомобили. А во-вторых, внутреннее производство медленно, но верно заменяет автоимпорт.

Итоги I квартала

Подпишитесь на «За рулем» в