Белорусский коридор

В середине 90-х автомобили-иномарки из Белоруссии не гонял только ленивый. Но как только правительство РФ в начале 2000-х серьезно повысило таможенные пошлины на ввоз подержанных импортных автомобилей, бизнес рухнул. Однако создание единого таможенного пространства между Белоруссией, Россией и Казахстаном, похоже, на время возродило, казалось бы, потерявшее рентабельность дело.

Для российских покупателей здесь есть два варианта приобретения автомобиля. Первый – когда покупают подержанную машину у частного лица, но здесь есть ограничения по полной массе грузовика и вместимости автобуса. Фактически это категория «В». Второй – когда новый автомобиль приобретается у дилера, а также подержанный, допустим, в автотранспортном предприятии.

У белорусских частников остается шанс обновить свой автопарк, успев приобрести на Западе автомобили до 1 июля 2011 года. Это срок введения единых, т. е. повышенных для РБ и Казахстана, таможенных пошлин между участниками таможенного Союза. Поэтому они спешат съездить в Европу за «новой» машиной, перед этим избавившись от «старой». Причем обновка наверняка обойдется дешевле, чем продаваемое ТС. В качестве основания для регистрации приобретенного россиянином в Белоруссии или Казахстане автомобиля здесь срабатывает письмо Федеральной таможенной службы РФ от 19 июля 2010 года №01-11/35237 «О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации». Обратите внимание – «для личного пользования», то есть о партии грузовиков полной массой до 3,5 тонны или микроавтобусов не может быть и речи. За «автомобили, которые были ввезены и растаможены в Беларуси, с 1 января 2010 г. до 1 июля 2011 года» разницу в растаможке придется доплатить. Значит, машина должна быть ввезена в РБ более чем полтора года назад и стоять на местном учете. Проследить это можно по свидетельству о регистрации – внизу есть поле для особых отметок, там и указывается дата растаможки в РБ.

Еще один важный момент: автомобиль должен соответствовать нормам Евро-4 и выше. Нормы отслеживают на основании сертификатов соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям». Наблюдается определенный парадокс: в России все еще действуют нормы Евро-3, Евро-4 вводятся только с 01. 01. 2012 года, а машины почему-то уже нужно ввозить только с перспективными нормами… На границе у машин с транзитными белорусскими номерами год растаможки и нормы контролируют сотрудники ГИБДД России и таможни. Если что не так – рекомендуют вернуться в Белоруссию, предупреждают о возможной доплате пошлины. В распоряжении таможенников есть справочники, по которым, имея VIN-код автомобиля, можно определить, соответствует он требуемым нормам или нет. Есть смысл зайти на сайт таможни: http://customstax.ru/page/doc/tax_auto.php Кроме того, определить нормы токсичности, выдать соответствующую справку могут и различные сертификационные центры. И здесь, как говорят военные, есть возможность для маневра. Понятно, что машину с карбюратором или механическим ТНВД крайне сложно даже условно считать соответствующей стандарту Евро-4. Однако, если автомобиль оснащен электронноуправляемой топливной системой, разница между Евро-3 и Евро-4 очень небольшая. Наверняка появятся хитрые фирмы, которые будут предлагать такую «комплексную» услугу, как «дооборудование» двигателя рециркуляцией отработавших газов EGR, сажевым фильтром или пристроят резервуар с AdBlue, а затем выдадут сертификат.

В случае приобретения нового автомобиля у белорусского дилера, одного из членов клуба «большой семерки» или другого производителя тоже не все так просто. У тяжелых грузовиков и автобусов нет разницы в таможенных платежах. С одной стороны, в Белоруссии продаются автомобили, которых нет на российском рынке. К примеру, грузовичков Renault Maxity (полная масса от 2,8 до 4,5 тонны) у нас нет, а его брат-близнец Nissan Cabstar продается. Недорогой европейский «каблук» Renault Logan MCV в следующем году начнут собирать на ВАЗе, а в РБ он уже в свободной реализации. Для контроля над продажами головные представительства, которые находятся в Москве, запрещают своим белорусским подразделениям продавать новые автомобили россиянам. Однако нашлась лазейка: машины «как бы» покупают белорусы, а затем сразу перепродают россиянам. Но ситуация несколько изменилась: грузовики Renault, Scania, Volvo, теперь уже и Mercedes порой везут в Белоруссию с российских сборочных заводов.

Задумав приобрести у дилеров или в АТП подержанный тягач, самосвал или автобус, надо помнить, что в Белоруссии все еще действуют те экономические рычаги, которые существовали во времена СССР. Купить новый грузовик-иномарку предприятию могут и не позволить, (каждый инвалютный «заяц» на счету!), а будут навязывать МАЗ. Поэтому в РБ не так много иномарок, как нам хотелось бы, – на всех не хватит. Однако и МАЗы бывают разными – они могут быть с двигателями MAN, Mercedes, Deutz, коробками ZF, а есть и МАЗ-МAN. У международных перевозчиков РБ к автомобилям уровня Евро-4 интерес потерян, а нам для внутреннего рынка они еще вполне сгодятся. И однозначно выгодно ехать в Белоруссию не просто за запчастями, а за агрегатами к иномаркам, крупными узлами, расходниками. Они традиционно дешевле в РБ, чем в России. Но это уже совсем другая история...

Мнение

Андрей Шилов

коммерческий директор ООО «ВИТ-М», дилера Renault Trucks, Минск

– В Белоруссии более тысячи компаний, работающих на международных перевозках, при этом парк только тягачей, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5, составляет более 3500 а/м. Всего в распоряжении международных автоперевозчиков РБ более 11000 автомобилей. В основном это грузовики производства «большой семерки». Белорусские перевозчики практикуют следующее: приобретают новые машины, эксплуатируют их от 3-х до 6 лет, затем, обновляя парк, сдают их по программе trade in. Практически все дилеры имеют подержанные автомобили для продажи. Их главное достоинство – совершенно прозрачная история эксплуатации, возможность контроля над пробегом, произведенными ремонтами. При подготовке к продаже этих автомобилей на сервисных станциях устраняют неполадки, меняют расходники, проверяют технические характеристики. При этом техсостояние белорусских грузовиков, эксплуатирующихся в Европе, гораздо лучше, чем аналогичных автомобилей, работающих в России. Здесь сказываются качество европейского топлива и дорог, уровень сервиса. Обслуживание и ремонт в Европе обходится дешевле и выполняется быстрее. В частности, там нет надбавки к стоимости запасных частей на таможенное оформление. Конкуренция с сервисом стран ЕС заставляет сервисные центры РБ создавать собственные склады с запчастями, причем большие объемы заказов позволяют получить более низкие цены от производителя. Существуют бонусные программы по техническому обслуживанию. При приобретении грузовиков следует учитывать разницу в ставках НДС наших стран: для РБ – 20 %, в РФ – 18 %. В объявлениях цена указана уже с НДС, надо уточнять этот вопрос. К оплате будет представлена сумма без НДС, а НДС придется уплачивать на территории России.

Подпишитесь на «За рулем» в