Toyota Hilux: это было недавно - это было давно
Наяву, а не во сне
Вот он стоит передо мной – голубая мечта моей советской юности. Автомобиль, на котором можно вывозить тонны картошки с вожделенных шести соток и пробираться с любимой на Глухое озеро по колее, оставленной «Беларусью». Машина, которой «сносу не будет» и которая «в хозяйстве всегда пригодится»…
Нынешний «Хай-Лакс» оказался неожиданно крупным, даже несколько громоздким. Неудивительно, по габаритам он заметно превосходит не только своего киношного предшественника, но и современные пикапы от «Мазды», «Форда», «Мицубиси». Субъективное впечатление только подтвердилось, когда я садился за руль: пороги у «Тойоты» явно выше, даже мне, длинноногому, забираться сюда несколько сложнее, чем, скажем, в L200. С такими размерами конкуренты ему – более крупные «Навара» и «Амарок».
Что же касается внешности, то выглядит «Хай-Лакс» далеко не столь задиристо, как его предок. Виноваты в этом и современная мода на гладкие, донельзя замыленные формы, и, конечно же, серьезно возросшие требования к комфорту. Не спасают ни агрессивно ощерившийся воздухозаборник на капоте, ни заказные фары дальнего света из пакета «Икс-Стайл», ни бутафорская (она всего лишь пластиковая) защита бампера. Вид у автомобиля скорее добродушный: нет, это не хулиганский джип австралийских вольных стрелков. Он больше напоминает удивительного четырехколесного росинанта, сварганенного из древнего экскурсионного автобуса «Интернейшнл», на котором передвигался по Зеленому континенту сам Данди. Такой же основательный и многофункциональный.
Машина времени
Внушительные габариты, разумеется, сказались прежде всего на размерах салона. По меркам традиционных пикапов (а не американских мастодонтов, попадающих к нам стараниями серых дилеров) места в «Хай-Лаксе» вагон и маленькая тележка. Его заднее сиденье – уже не узкий и высокий насест, на котором весьма проблематично путешествовать на дальние расстояния даже пассажирам ростом ниже среднего. Это настоящий диван, как в «Амароке» или «Наваре». Сам за собой при росте в 185 см я усаживаюсь без проблем – еще и место перед коленями остается. При этом подушка складывается назад и вверх, освобождая место для багажа. А в полу предусмотрены два ящичка для инструмента и прочих нужностей.
О том, что «Хай-Лакс» действительно пикап нового поколения, напоминают современная и симпатичная, со сдержанной даже претензией на некий дизайн центральная консоль, и руль с кнопками дистанционного управления «музыкой» и круиз-контролем, и очень убедительная кожа сидений и особенно дверных панелей – мягкого светло-серого оттенка, с аккуратной прострочкой. И даже подстаканник выдвижной для пассажира предусмотрен.
Однако сквозь этот легкий флер модной современности порой весьма неожиданно проступает суровая проза двадцатого века. И если отсутствие подсветки у косметических зеркал воспринимается где-то даже с пониманием – это, чай, грузовик для серьезных дядек, а не салон красоты, и настоящий рычаг «раздатки» вместо пошлых нынешних кнопок выглядит совсем уж по-мужски, то отсутствие регулировки водительского кресла по высоте напрягает. Особенно потому, что руль регулируется только по углу наклона, да еще и угол этот самый совсем невелик. В результате удобное в целом кресло с убедительной боковой поддержкой не получается установить так точно, как хотелось бы – проведя в московских пробках почти пять часов кряду, я, признаться сказать, устал.
Национальный вопрос
Обидно. Потому, прежде всего, что ездит «Тойота» замечательно хорошо, – даже выходить из-за руля не хочется. Разумеется, это не легковой автомобиль. Но по пикаповым меркам у «Хай-Лакса», пожалуй, лучшая из всех известных мне подвесок. Возможно, «Паджеро-Спорт» еще успешнее и незаметнее утюжит подмосковных «лежачих полицейских», отличающихся, как известно, особой упитанностью. Но в целом на диво энергоемкие передние пружины и задние рессоры работают еще лучше, чем на «Спорте». Всю буквально дорожную дребедень и подавляющее большинство крупных гадостей они растворяют напрочь, допуская до водителя и пассажиров лишь легкий бриз. И это, заметьте, при пустом кузове и отнюдь не самых высокопрофильных 17-дюймовых шинах.
При всей кондовости рамной конструкции с неразрезным задним мостом и массе в две тонны дорогу «Хай-Лакс» держит весьма прилично, на шоссейную колею реагирует слабо, с траектории в поворотах даже на плохом асфальте ускакать почти не пытается. А мощный мотор с довольно-таки расторопным 5-ступенчатым «автоматом» позволяет бодро разгоняться и от души прохватывать там, где это разрешено правилами. Правда, на скоростях за сотню мотор становится шумноват. Но в данном случае его хриплый баритон не напрягает: все же пикап покупает человек, отдающий себе отчет, что рамный грузовик с подключаемым полным приводом не нужно гонять по шоссе, как банальную легковушку.
И еще необходимо помнить, что аппетит у «Хай-Лакса» весьма приличный. Трехлитровый турбодизель, работающий в паре с АКП (с менее мощным мотором объемом 2,5 литра сочетается только механическая коробка передач) в смешанном столично-загородном режиме, с частично включенным в последние дни весенней распутицы полным приводом выпивал до 14 с небольшим литров на сотню.
Правда, несмотря на наличие борткомпьютера, таких цифр вы на дисплее не увидите. Дело в том, что эту «Тойоту» собирают в Таиланде и ЮАР в расчете, прежде всего, на североамериканский рынок. Поэтому вместо расхода топлива она на заокеанский манер показывает пробег на одном литре. Так вот, мой «Хай-Лакс» в конце нашего знакомства высвечивал ровно 7 километров.
А если вы будете использовать машину по прямому назначению – то есть перемещать туши убитых кабанов или снегоход по очень плохим дорогам, – то аппетит «Тойоты» только возрастет, разумеется. Ведь это не модный «паркетник», а честный универсальный джип, который действительно на многое способен вне асфальта. У него жестко подключаемый передний привод и понижающий ряд в коробке передач.
Словом, «Хай-Лакс» являет собой удивительное смешение жанров и даже эпох. Просторная кабина с вполне современной отделкой, новейшие дизели с системой впрыска «Коммон-рейл» – с одной стороны. И отсутствие постоянного полного привода, который, между прочим, доступен покупателям L200 уже не первый год, – с другой. Замечательная всеядная подвеска, словно бы созданная для русских дорог, и отсутствие бензинового мотора, который бы так пригодился именно в России. Наконец, спроектированный таким американским по духу автомобиль продают у нас в исключительно японской манере: фиксированные комплектации с жесткой привязкой к силовым агрегатам.
Причем начинается прайс-лист, как у Остапа Бендера – с миллиона без какой-то мелочи. То есть по цене спартански оснащенного автомобиля с непритязательным, сереньким пластиковым салоном и настольными дисками, со 144-сильным дизелем и МКП можно купить топовый пикап от «Мицубиси». А хорошо оборудованный «Хай-Лакс-Престиж» с «автоматом» вплотную приближается к полутора миллионам. Это не просто дорого – чересчур дорого. Престижный пикап, говорите? Что ж, возможно. Особенно, если у вас, как у старины Данди, имеются золотые прииски или урановые рудники.