Батька на сене

Иголка выпрыгнула из стога сена - и кольнула. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил: МАЗ «никто не купит без моего ведома». Вроде, ничего особенного, если бы не контекст: "Никакой бандитской распродажи страны не будет". Что обидно слышать россиянам.

Хоть стол проломи

До сих пор можно было только предполагать, что президент Белоруссии, оставаясь невидимой «иголкой», патронировал предполагаемое слияние Минского автозавода с КамАЗом и создание холдинга «Росбелавто». (Официально с белорусской стороны процесс курирует вице-премьер Владимир Семашко, и, кстати, название холдинга предложил именно он). Теперь «хозяин» в очередной раз грохнул кулаком по столу. Его слова надо понимать так: если и согласимся, то на наших условиях. Что попахивает шантажом. Но это тот случай, когда у шантажа нет перспектив — хоть стол проломи.

Белорусское — значит бесценное

КамАЗ, дела которого идут по восходящей, предложил Белоруссии «взять на буксир» Минский автозавод — его обороты падают. Предложил не из благотворительных побуждений — выгода от слияния обоюдная. Российские переговорщики предложили продать 100% акций, минимум — контрольный пакет. Это торг за степень влияния: менее успешные менеджеры МАЗа не должны вмешиваться в политику, проводимую более эффективной командой руководителей КамАЗа.

Последовал встречный вариант— обменяться пакетами по 49% акций… Существуют предложения, от которых нельзя отказаться, но это предложение принять нельзя. По биржевым котировкам, активы автогиганта из Набережных Челнов дороже мазовских, отсюда наполнение капиталами этих 49% не равно — минские дешевле. Белорусы протестуют: не дешевле. И вот теперь рабочая группа пересчитывает активы сторон, чтобы сопоставить свежие данные. Хотя аналитики предполагают, что именно покажет сравнение. И догадываются, почему белорусы не спешат обратиться к независимым экспертам.

Держать удары и уколы

Команда Сергея Когогина, гендиректора российского предприятия, демонстрирует завидную выдержку и дипломатичность всякий раз, когда получает уколы со стороны другой высокой договаривающейся стороны.

— Не взирая ни на какие высказывания, рабочая группа продолжает действовать, — сказал корреспонденту ZR.RU Олег Афанасьев, директор департамента по связям с общественностью КамАЗа. — Согласованный сторонами план должен быть выполнен.

Понятно, слово надо держать. И потом, точные данные о капиталах предприятий, надо думать, все равно понадобятся, однако, не исключено, что в надвигающейся более нервной ситуации.

Что в сусеках наскребешь?

Приватизация белорусской госсобственности неизбежна: экономика рухнула, казна требует валютной подпитки. Россия пообещала через антикризисный фонд ЕврАзЭс предоставить Белоруссии кредит. Президент Лукашенко рассчитывает, что с российскими миллиардами долларов все сгладится. Но ведь займ требует гарантий возврата ликвидными активами. Однако Александр Григорьевич словно не видит разницы между кредитом и подарком.

Какой смысл противиться образованию «Росбелавто»? Вопрос риторический: никакого. Более того, для Минского автозавода объединение - шанс приобрести перспективного, надежного партнера, улучшить экономическое положение завода, для рабочих — получить большие гарантии сохранения рабочих мест. Если Лукашенко помешает слиянию предприятий, то, как ни звучит банально, уподобиться собаке на сене: пусть хоть сгниет, но«не позволю разграблять народное добро».

Если же сделка с МАЗом все-таки сорвется, КамАЗ вправе потребовать компенсации издержек. По прецеденту: помните, General Motors вынужден был заплатить, когда после долгих проволочек отказал Сбербанку в продаже Opel. Услуги экспертов нынче очень дороги. Хватит ли денег в обнищавшей казне?

Подпишитесь на «За рулем» в