Батька на сене
Хоть стол проломи
До сих пор можно было только предполагать, что президент Белоруссии, оставаясь невидимой «иголкой», патронировал предполагаемое слияние Минского автозавода с КамАЗом и создание холдинга «Росбелавто». (Официально с белорусской стороны процесс курирует вице-премьер Владимир Семашко, и, кстати, название холдинга предложил именно он). Теперь «хозяин» в очередной раз грохнул кулаком по столу. Его слова надо понимать так: если и согласимся, то на наших условиях. Что попахивает шантажом. Но это тот случай, когда у шантажа нет перспектив — хоть стол проломи.
Белорусское — значит бесценное
КамАЗ, дела которого идут по восходящей, предложил Белоруссии «взять на буксир» Минский автозавод — его обороты падают. Предложил не из благотворительных побуждений — выгода от слияния обоюдная. Российские переговорщики предложили продать 100% акций, минимум — контрольный пакет. Это торг за степень влияния: менее успешные менеджеры МАЗа не должны вмешиваться в политику, проводимую более эффективной командой руководителей КамАЗа.
Последовал встречный вариант— обменяться пакетами по 49% акций… Существуют предложения, от которых нельзя отказаться, но это предложение принять нельзя. По биржевым котировкам, активы автогиганта из Набережных Челнов дороже мазовских, отсюда наполнение капиталами этих 49% не равно — минские дешевле. Белорусы протестуют: не дешевле. И вот теперь рабочая группа пересчитывает активы сторон, чтобы сопоставить свежие данные. Хотя аналитики предполагают, что именно покажет сравнение. И догадываются, почему белорусы не спешат обратиться к независимым экспертам.
Держать удары и уколы
Команда Сергея Когогина, гендиректора российского предприятия, демонстрирует завидную выдержку и дипломатичность всякий раз, когда получает уколы со стороны другой высокой договаривающейся стороны.
— Не взирая ни на какие высказывания, рабочая группа продолжает действовать, — сказал корреспонденту ZR.RU Олег Афанасьев, директор департамента по связям с общественностью КамАЗа. — Согласованный сторонами план должен быть выполнен.
Понятно, слово надо держать. И потом, точные данные о капиталах предприятий, надо думать, все равно понадобятся, однако, не исключено, что в надвигающейся более нервной ситуации.
Что в сусеках наскребешь?
Приватизация белорусской госсобственности неизбежна: экономика рухнула, казна требует валютной подпитки. Россия пообещала через антикризисный фонд ЕврАзЭс предоставить Белоруссии кредит. Президент Лукашенко рассчитывает, что с российскими миллиардами долларов все сгладится. Но ведь займ требует гарантий возврата ликвидными активами. Однако Александр Григорьевич словно не видит разницы между кредитом и подарком.
Какой смысл противиться образованию «Росбелавто»? Вопрос риторический: никакого. Более того, для Минского автозавода объединение - шанс приобрести перспективного, надежного партнера, улучшить экономическое положение завода, для рабочих — получить большие гарантии сохранения рабочих мест. Если Лукашенко помешает слиянию предприятий, то, как ни звучит банально, уподобиться собаке на сене: пусть хоть сгниет, но«не позволю разграблять народное добро».
Если же сделка с МАЗом все-таки сорвется, КамАЗ вправе потребовать компенсации издержек. По прецеденту: помните, General Motors вынужден был заплатить, когда после долгих проволочек отказал Сбербанку в продаже Opel. Услуги экспертов нынче очень дороги. Хватит ли денег в обнищавшей казне?