КамАЗ становится прозрачным
Черные бородавки
Надо оценить, на каком фоне все это происходит.
Деловые люди разных стран называют Россию зоной повышенных рисков. И вот почему. Российские бухгалтеры следуют, понятное дело, канонам налогового законодательства РФ, а оно давно признано несовершенным. Но нашим счетоводам другие условия не даны, и они вынуждены вести учет с оглядкой одновременно и на требования родной до боли налоговой службы, и на оценки игроков финансового рынка. Во многих случаях одно с другим не сочетается, и финансовые игроки до конца просто не понимают, что следует из системы российских показателей. Это как любоваться красавицей-невестой в чадре. Денежные люди и рады бы «жениться»: больше того, они денно и нощно в поисках, во что бы выгодно вложить свободные капиталы. Однако кто же захочет вступать в брак «в темную»!
Хуже того (и инвесторы, набив шишки, это знают), несовершенство нашего налогового законодательства провоцирует очень многие предприятия (эксперты утверждают - практически все) вести «черную» бухгалтерию. А она для законопослушных «богатых женихов» — вроде черной бородавки на носу невесты под чадрой. По словам Д.-П. Смита, аналитика банка Morgan Stanley, инвесторы «не готовы идти на российский рынок до тех пор, пока на нем не укоренятся принципы корпоративной прозрачности».
После «смотрин»
Вот КамАЗ и укореняет — чтобы поднять собственную репутацию. А репутация стоит денег, и чем она выше, тем денег больше. После «смотрин» камазовских показателей инвесторы уже могут взвесить, стоит ли участвовать в бизнесе предприятия и велик ли риск.
— Международные инвесторы увидят, — рассказал корреспонденту ZR.RU директор департамента по связям с общественностью КамАЗа Олег Афанасьев,— что по итогам минувшего года мы хотя и не вышли на уровень прибыльности, но в завод стоит вкладывать: по результатам, он движется по вектору развития, у него благоприятная перспектива.
Обнаживший лицо автогигант выглядит весьма недурно. И будущее его видится неплохим — это подтверждает стратегический план развития до 2020 года.
- Если в минувшем году КамАЗ собрал около 32 000 грузовиков (это больше половины — 51% российского рынка автомобилей полной массой 14-40 тонн), то в нынешнем произведет почти на 4 000 больше.
- К 2020 году объем реализации машин должен вырасти до 100 000 единиц, а это почти втрое больше, чем в текущем.
- Начиная с 2014 года, начнут появляться новые модельные ряды техники, и к окончанию «стратегического» срока эти модели практически вытеснят устаревшие.
Эти и другие плановые цифры мало чего стоили бы, если бы не главная: к 20-му году операционная прибыль (определенная опять-таки по МСФО) должна составить 31,4 млрд. руб. Акционерам компании, вроде, будет, что делить, но они не жадные: согласились с инвестиционной программой — выделить на развитие холдинга в 2020 году 12, 6 млрд. руб. Вместе с тем, они совсем не зря, как было сказано на пресс-конференции, цепко держатся за свои доли ценных бумаг и продавать их не намерены — уверены в весомых дивидендах.
Промолчали, чтобы не спугнуть удачу?
Вот о какой драматургической ветви будущих событий представители предприятия промолчали на пресс-конференции (скорее, из суеверия, дабы не спугнуть удачу), но которую «прочитает» мало-мальски посвященный.
Переход на МСФО может означать, что КамАЗ сделал шаг к тому, к чему стремится всякая уважающая себя компания, пекущаяся о будущем, — выпустить дополнительный пакет акций и выставить их на торги крупнейших международных бирж.
Зачем? Для реализации амбициозных планов холдинга потребуются большущие суммы (прогресс немалых денег стоит), тогда как средств, заработанных собственными усилиями, плюс денег, взятых в кредит внутри страны, может не хватить. Собственно, представители завода признались, что уже теперь их недостает.
На зарубежных же биржах инвесторов проще найти, и суммами они оперируют более внушительными, чем отечественные капиталисты, и кредиты за границей дешевле. Все верно: КамАЗ, самый успешный завод российского автопрома, направился по проверенной дороге.