Пьянь не штрафовать — приговаривать

Член Общественной палаты РФ Ольга Костина предлагает кардинально ужесточить наказания пьяных водителей, ставших виновниками смерти людей, и просит совета у читателей ZR.RU. На основе высказанных мнений обещает составить предложения для Законодательного Собрания РФ.

201106171243_no_copyright_smerty_99

201106171243_no_copyright_smerty_99

Масштабная борьба с кефиром

— Много лет мы остаемся свидетелями вызывающих "пьяных" нарушений ПДД, повлекших смерти пешеходов на «зебре», пассажиров на остановках, в том числе детей... Дискуссий на тему, как быть с виновниками (вернее называть их преступниками), кипело много, какие-то меры предпринимались, но нельзя считать их эффективными. (По статистике ГИБДД, за первый квартал 2011 года количество погибших в ДТП возросло на 3%. — прим. ZR.RU)

Борьбу с пьяными и наркоманами за рулем наша власть сводит до отлова граждан, которые хватили лишний глоток кефира, кваса или приняли валокордин. Когда же кто-то предлагает по-настоящему строго судить злостных нарушителей, нам начинают лицемерно намекать: а кто поручится, что каждого из вас, инициативных, вменив те же обвинения, завтра не арестуют, не посадят, не лишат прав... Нехитрый способ давления срабатывает — и мы до сих пор живем в рамках законодательства, которое не соответствует нашей статистической реальности.

«Мерседес-600», который ехал в направлении моста Патона, на полном ходу совершил наезд на пешехода. Им оказалось женщина приблизительно 40 лет, передает корреспондент «Главреда». После того, как водитель авто наехал на пешехода, «Мерседес» проехал еще метров 60, зацепил автомобиль «Пежо» и врезался в два припаркованных автомобиля «БМВ». От удара впереди стоящий «БМВ» залетел под фуру, а сзадистоящий выбросило на зеленую полосу, при этом повредились колеса. Из впередистоящего «БМВ» вышли люди – водитель и пассажир. Они подошли к «Мерседесу» и выяснилось, что водитель невменяемый, у него очень сильное алкогольное опьянение. Водитель-виновник сдал назад, пытаясь уехать с места происшествия. Но водитель «БМВ» не дал ему это сделать, забрав у него ключи. После этого подъехала скорая помощь, но потерпевшей женщине она уже не понадобилась… Позже подошел муж погибшей. У него произошел нервный срыв, из-за чего медикам пришлось делать ему успокаивающие уколы. После всего произошедшего виновник страшной аварии пытался сбежать, но люди его задержали.

Считать покушением на убийство

За езду в состоянии замутненного алкоголем рассудка закон предусматривает лишение прав до трех лет, а также разные сроки заключения за пьяный наезд на людей. Но меня в законе не устраивает формулировка: нарушение, «повлекшее смерть по неосторожности». В моем представлении так можно сказать о ситуации, когда у впереди идущей машины вдруг взорвется бензобак, и вы, шокированный, въедете в какую-то машину или, не дай Бог, на автобусную остановку. Когда же гибнут люди по вине водителя, неоднократно замеченного в пьяном виде за рулем, считать это неосторожностью категорически отказываюсь.

Отсюда мое, может быть, радикальное предложение: применять к пьяному водителю, погубившего человека, такое же наказание, как по статье, например, «покушение на убийство». И не прибегать к милосердию, если до этого трагического случая хотя бы однажды виновника застигли "под газом". Надо сказать, что сейчас дискуссия на эту же тему и с тем же предложением проходит в Австралии, и общественное мнение склоняется принять именно такой вариант.

Если бить, то больно

Надо, разумеется, исключить полицейский произвол и судейские ошибки — составить предельно четкий регламент экспертизы, который не допускал бы толкований в оценке состояния людей: чтобы отличать тех, что мешком вываливаются из автомобиля, когда их останавливаешь, и других, кто накануне выпил, а анализ показывает в крови остатки алкоголя. Предполагаю, что за формулировки регламента экспертизы предстоит отдельная схватка с особого рода лоббистами. Как и за применение более жесткой ответственности к ведомствам, выдающим разрешения на использование ТС всякого рода "хроникам". Но побороться придется.

Существующее наказание — лишение прав до трех лет — неадекватно степени угрозы, которые несут выпивохи на колесах. Я ожидаю, что по этому поводу мне тоже будут ожесточенно оппонировать — предлагать повысить штрафы. И все! Потому что наша система все больше настраивается на извлечение максимальной финансовой выгоды из любого правонарушения. Рублем, разумеется, бить нужно, и так, чтобы было по-настоящему больно. Однако, не только рублем... Значит, нужно выбирать варианты, в том числе, изучив мировой опыт.

Примерь на себя молчание

Оценив законодательства других стран, наиболее приемлемым для нас, считаю, модель Великобритании. Она сбалансирована — это не китайское право, по которому за многие нарушения приговаривают к смертной казни.

В английском предпринята попытка управлять состоянием водителей: при зафиксированном превышении нормы содержания алкоголя в крови штраф начинается от 5000 фунтов, вдобавок — полгода заключения и, разумеется, лишение прав. В случае причинения смерти в состоянии опьянения — до 14 лет лишения свободы. За отказ от освидетельствования на месте — до 6 месяцев ареста. Система дифференцирует наказания для принявшего лекарство или выпившего накануне от нагло пьющих и наркоманов за рулем.

В штатах США меры наказания различаются. Но есть одно замечательное: обвиняют не только тех, кто «принял» и влез за баранку, но и лиц, которые содействовали тому, чтобы их приятель «под градусом» сел на водительское место. Больше того, виновными признают и тех, кто промолчал, не помешал пьяному вести машину. Я понимаю, что в применении к нашему обществу это — фантастическая норма, нам ее трудно даже осмыслить. Однако, с таким опытом тоже надо знакомиться и примерять на себя — помня о смертельной угрозе со стороны пьяных водителей.

Скутеры — конфисковывать

Отдельно о поддатых скутеристах. Полагаю, в отношение их уместно говорить о лишении транспортных средств. Вроде, невелика двухколесная машинка, однако гибнет этих лихих наездников все больше, чаще это молодые ребята и девчонки. Так ведь из-за их пьяной удали гибнут и другие!

Прерогатива водителей

Не готова настаивать на каком-либо варианте: его выбор — повод для дискуссии и именно в сообществе водителей. Вы, как никто другой, хотели бы ездить с чувством защищенности, в том числе от ГИБДД. Присылайте предложения на сайт ZR.RU, мы их обобщим в Общественной палате, чтобы затем предложить Законодательному Собранию ваш вариант изменений в правовой кодекс. Ясно одно: смертей на дорогах меньше не станет, если не начать жестче карать пьяных за рулем. Нынешние наказания плохо работают — мы все это видим.

Предлагаем читателям в разделе «Опросы» выбрать предложенные варианты ответов. Если у вас особое мнение, выскажитесь в разделе «Комментарии».

Подпишитесь на «За рулем» в