В гостях у «КАМАЗ-Мастера»
Владимир Чагин, восстановившийся после сложного перелома руки, с головой был погружен в организационные вопросы, и не удивительно: гонка-то стартует совсем скоро, 9 июля. А вот Ольга Якубова, менеджер команды и жена руководителя «Камаз-мастера» Семена Якубова, и один из лучших штурманов, двукратный победитель ралли-рейда «Дакар» Айдар Беляев оказались полностью в нашем распоряжении. Они провели занимательную экскурсию по командным владениям и теперь «За Рулем.РФ» знает все их домашние секреты.
В этой виртуальной экскурсии мы расскажем вам, зачем Де Рой-младший приезжал в команду, почему на стене офиса след от покрышки «Камаза» и чем примечательны банные шапочки в сауне «Камаз-мастера».
Начать стоит с того, что «Камаз-мастер» - рекордсмен «Дакара», 10-кратный победитель ралли-рейда, еще совсем недавно ютился в боковой части Научно-производственного центра «Камаза» и только 3 года назад отпраздновал новоселье в собственном здании, которое команда обустроила на свой вкус.
Вдоль длинного здания, напоминающего ангар с несколькими выездными воротами, расположились машины разных лет. Когда мы заходили в помещение, из ворот ангара как раз выезжал «боевой» «КАМАЗ» Эдуарда Николаева.
В демонстрационном зале на первом этаже в два ряда под 45 градусов выстроились гоночные грузовики и технички разных лет, всего их здесь было восемь. Возглавлял колонну, конечно же, победитель «Дакара-2011» — КАМАЗ под номером 4326 и именами на дверях: Владимир Чагин, Сергей Савостин, Ильдар Шайсултанов.
На стремянке возле кабины чагинского грузовика с шуруповертом стоял Эдуард Николаев, бронзовый призер «Дакара-2011» — наверное, лучший ученик Чагина. И залез на стремянку он вовсе не для показухи: все спортсмены — пилоты и штурманы — являются штатными механиками «Камаз-мастера», и на них полностью лежит ответственность за подготовку машин к гонке, рассказал нам Эдуард. Большинство из них, как и сам Владимир Чагин, изначально приходили на завод рядовыми сотрудниками, многие являются представителями челнинских заводских родов — такова типичная история пилота команды «Камаз-мастер». Эдуард — не исключение.
На противоположной стороне ангара находится собственный НПЦ — научно-производственный цех, где собираются новейшие модели. На фотографии видны КАМАЗы, которые делаются по коммерческим заказам (именно по коммерческим — надо же команде как-то зарабатывать!), и рама, которая в будущем станет боевой машиной нового сезона 2012 года.
Не успели мы толком оглядеться, как к нам вышел Айдар Беляев, подтянутый, в костюме, мы даже не сразу его узнали без гоночного комбинезона. Он подвел нас к чагинскому грузовику и начал свою лекцию, иначе это не назовешь: такое количество терминов и цифр удержать в голове невозможно, да, наверное, и не нужно, поэтому я расскажу вам то, что отпечаталось в памяти без диктофонов и блокнотов.
Начать стоит с двигателя. На «Камазах» установлен турбированный дизельный мотор мощностью 850 лошадиных сил объемом 18,5 л производства Ярославского моторного завода - ЯМЗ 8463. Несмотря на его прожорливость (100 литров на 100 километров), такого надежного и неприхотливого агрегата не смог предложить никто другой. «Камаз» пробовал пересесть на американские 520-сильные двигатели моторы Cummins, но они не принесли удачи в гонке. В итоге руководство команды приняло решение остаться верными отечественному производителю: ярославские моторы покорили «мастеров» большим крутящим моментом на низких оборотах и хорошей работой на низкосортном топливе.
Внушительная со стороны кабина настолько тесна, что я, будучи относительно небольшого роста (170 сантиметров) еле поместилась в пилотское кресло. Каждое Sparco'вское кресло подгоняется, конечно, индивидуально. Штурман сидит чуть поодаль — специально для его удобства приборы утоплены вглубь кабины. В южноамериканской жаре гонщики обходятся без кондиционера (все подчинено весу и простоте исполнения для оперативного ремонта), маленький вентилятор — единственное, что могут позволить себе спортсмены в условиях гонки. И мягкую игрушку — талисман команды.
Кстати, об удаче: гонщики «Камаз-мастера» на удивление не суеверные, убеждены, что победа — это не удача, а упорный труд, поэтому запросто пустили посидеть в чемпионском кресле.
Кузов грузовика почти пуст: все запчасти едут в техничке — автомобиле сопровождения, который в случае серьезной поломки и схода боевой машины принимает эстафетную палочку и вступает в соревнования наравне с боевыми машинами. Еще вопрос, что сложнее — быть в машине под номером один или вести по пескам груженую техничку, не отставая от боевого «Камаза». К слову, техничка «Камаз-мастера» и правда могла побороться за призовое место и финишировала всего в одном шаге от пьедестала: экипаж в составе Ильгизара Мардеева, Владимира Демьяненко и Айрата Мардеева занял четвертое место в зачете грузовиков.
Как раз, когда Айдар заканчивал свой рассказ, вниз спустилась Елена Якубова, менеджер команды, и пригласила нас на второй этаж в святая-святых — зал почета. В помещении вместо одной стены стекло, через которое открывается вид на демонстрационный зал, а на другой — фотолетопись «Камаз-мастера». На пьедестале собраны все награды мировых первенств и чемпионатов среди грузовых автомобилей, которые когда-либо выигрывал «КАМАЗ». Центром этой композиции является пирамида из 10 золотых бедуинов — высших наград главного в мире ралли-рейда. «Дакаровские» бедуины отличаются друг от друга по размеру и цвету, в зависимости от года проведения марафона.
Пройдя весь зал насквозь, попадаешь в кабинет Владимира Чагина, куда мы напросились, несмотря на напряженный график его хозяина. Владимир поприветствовал нас, на вопрос о самочувствии заверил, что рука полностью восстановилась и чувствует он себя превосходно. Только количество свалившихся на него административных задач, пожалуй, тяжелее, чем участие в десятидневной гонке, практически без отдыха и сна. В его кабинете мы заметили интересную деталь: песочницу. На импровизированных барханах из настоящего песка, привезенного из Африки, расположился целый отряд игрушечных грузовиков.
Ольга вежливо позвала нас следовать дальше и пригласила в свой собственный офис, в котором тоже нашлось немало интересного. Как только мы вошли, в глаза сразу бросился идущий по диагонали от пола к потолку след от покрышек. Увидев заинтересованные взгляды, Ольга хитро улыбнулась: с этим следом связана целая история, и, мол, сейчас я вам ее поведаю. А дело было вот в чем. Когда команда переехала в собственное здание, о котором столько мечтала, и на плечи хрупкой женщины (кстати, дизайнера по образованию) легла обязанность по его оформлению, решение пришло само: сочетание «фирменного» синего цвета «Камаз-мастера» будет отлично смотреться с темно-бежевыми вставками, напоминающими об африканских и американских песках. Дизайн-макет родился мгновенно.
Правда когда ремонт подходил к финальной стадии, стало очевидно, что бежевая стена скучновата и требует какого-то орнамента. Поиски в книгах по истории, советы других дизайнеров — ничего не нравилось команде. И вдруг Ольгу осенило: если это песок, то по нему должен проехать «Камаз»! Но на гоночных машинах стоят шины - Michelin, их протектор одинаков практически у всех соперников, а нужно-то что-то собственное, отличающее «Камаз» ото всех. И как обычно идея опять была на поверхности: фирменным «следом», который оставляет грузовик должен стать протектор «родной» шины, которые ставятся на гражданские грузовики. Так и появился на стене офиса отпечаток камазовской «ноги».
Интересно, что когда «Камазы» проезжали в Аргентине участки со зрителями, пилоты были в недоумении: зрители кидали за ограждения под колеса «Камазов» свои футболки, а потом забирали их с земли, пропустив колонну. Смысл этого странного жеста пилоты поняли лишь после гонки — болельщики пытались сделать себе «фирменные» майки. Фирменные, потому что с этого года след шины «Камаза» стал частью фирменного стиля «КМ» и исполосовал все командные футболки.
Помимо производственных и офисных помещений, есть в «Камаз-мастере» и зона отдыха: собственный фитнес-клуб, бассейн, сауна и комната отдыха. Пользоваться всем этим в свободное от работы время могут не только члены команды, но и все сотрудники «Камаз-мастера». Для них не пустые слова, что каждый член команды, состоящий из 116 человек, начиная с руководителя и заканчивая уборщицей — все вносят свой вклад в работу и развитие команды, в, следовательно, в ее победы. Приятно было узнать, что это для «мастеров» не просто слова.
Про тренажерный зал стоит рассказать отдельно. Тренер команды «Камаз-мастер» ведет индивидуальные журналы тренировок на каждого спортсмена, в которых расписаны как силовые тренировки, так и комплексы специальных упражнений по уникальной методике доктора Сергея Михайловича Бубновского, направленные на восстановление после травм. Методика Бубновского, называемая кинезитерапией, подняла на ноги Владимира Чагина после серьезной аварии, случившейся на гонке в 2007 году, когда грузовик перевернулся, столкнувшись с камнем.
На «Дакаре-2011» Де Рой, главный соперник Чагина, был вынужден сойти с дистанции, так как дала о себе знать старая травма. Несколько лет тому назад Чагин приглашал Де Роя к себе, в Набережные Челны, обещая помочь с восстановлением. Тогда Де Рой отклонил предложение соперника, понадеявшись на своих врачей. В итоге, спустя год и сход с трассы, Де Рой приехал на «Камаз» и прошел восстановительный курс. Мне выдалась возможность на себе испытать, что такое тренажеры Бубновского: как бывший спортсмен, могу сказать, что такого необычного сочетания нагрузки и растяжки я не чувствовала никогда — эти упражнения и правда могут творить чудеса.
В завершение, размещаю фотографию фирменных банных шапочек «Камаз-мастер», вспоминая о которых, я каждый раз невольно улыбаюсь. Вот такой дом у «Камаз-мастера».