Нюрбургринг для начинающих
Почему именно она? Можно было бы долго перечислять достоинства и рассказывать о богатой истории трассы, длящейся аж с 1927 года, но интересна она не только поэтому. Прежде всего, знаменитое кольцо привлекает всех тем самым духом автоспорта, почувствовать который может любой, приехавший сюда посмотреть гонки, прокатиться на своей машине по Северной Петле или просто пообщаться с такими же единомышленниками, попутно увезя незабываемые сувениры. В общем, решено - вперед, в Германию. К тому же повод для поездки выдался весьма удачный - очередной этап Чемпионата Европы по гонкам грузовиков.
Трасса Нюрбургринг расположена на западе Германии в федеральной земле Рейнланд-Пфальц, примерно в 70 км от Бонна и 60 км от Кобленца. Добираться до места из Москвы удобнее всего через аэропорты Кёльна/Бонна, Дюссельдорфа или Франкфурта, а далее - на прокатном автомобиле. Впрочем, если вы дружите с немецким или английским языком, можно попробовать добраться и на местных поездах, однако для этого вам придется сначала доехать до главных вокзалов указанных городов, а потом купить там соответствующий билет до станции Nürburgring Welcome Center. И, конечно, перед поездкой стоит позаботиться и о ночлеге! Можно остановиться на ночь в отеле прямо возле трассы, можно - в близлежайшем Нюрбурге и других деревнях, а можно - в более крупных городах, чуть подальше. В среднем проживание обойдется в 60-100 евро за ночь с завтраком.
Чтобы проникнуться атмосферой Германии, для ночлега мы выбрали Hilton в центре бывшей столицы ФРГ - городе Бонне. Прочувствовать немецкие Gemütlichkeit и Ordnung - т.е. уют и порядок, особенно хотелось тем, кто был в первый раз в Германии. Однако все стереотипы разрушились наутро, когда выйдя утром к автомобилю, оставленному на платном подземном паркинге отеля, что прямо в центре Бонна, мы увидели гору осколков от бокового стекла и заметили отсутствие навигатора. Мда, такого эффекта никто не ожидал! Видимо, поехав в Европу, мы забыли первую заповедь всех людей, кому посчастливилось оказаться за границей еще в советское время - никогда не терять бдительности! И хотя с той поры минуло много лет, железный занавес и коммунистический режим давно рухнули, а лично мой опыт пребывания в Германии показывает, что подобная ситуация - скорее исключение, забывать об осмотрительности и расслабляться все же не стоит.
Однако, делать нечего - принято решение разделиться. Часть из нас поехала на Нюрбургринг, а другим предстояло звонить в полицию, связываться с прокатной организацией, узнавая параллельно, что каким-то неведомым образом страховка не распространяется на стекло, что парковка в отеле самому отелю юридически не принадлежит и что ответственности за произошедшее никто нести не хочет. В общем, лишнее подтверждение того, что люди мало отличаются друг от друга, несмотря на границы и национальности. Как бы там ни было, мы отправились на трассу, стараясь думать о хорошем.
Дух гонок ощущался еще на подъезде к Нюрбургрингу. Затюнингованные автомобили с заниженным клиренсом, низкопрофильной резиной и измененным выхлопом, рев гоночных машин, доносящийся с трека, да и просто, компании, стоявшие то тут то там на заправках и стоянках и что-то с увлечением обсуждающие - в общем, все однозначно говорило, что мы по адресу.
Поставив автомобиль на стоянку (кстати, организация движения на очень высоком уровне, несмотря на количество посетителей), мы пошли на мероприятие. Между прочим, знаменитый Нюрбургринг представляет из себя не только саму трассу с трибунами, но еще и целый комплекс с кафе и ресторанами, магазинами для фанатов гонок, сувенирными лавками, а также лагерем для тех, кто даже ночевать предпочитает в своем авто. Учитывая, что главным событием этих выходных был чемпионат по гонкам грузовиков, весь лагерь был забит именно дальнобойщиками, автомобили которых зачастую вызывают неподдельный интерес даже просто своим внешним видом.
Впрочем, нам уже пора - до первой гонки остались считанные минуты. Идем через колонну из спортивных грузовиков, выстроившихся рядом с боксами. Мытые и начищенные до блеска машины и их владельцы собирают целые толпы поклонников. Пообщаться со спортсменом, получить автограф на майку, да просто посмотреть, как механики готовят автомобили к заезду - все это стоит увидеть. Порой среди грузовых машин попадаются настоящие шедевры, вроде Scammell или White - обе модели уже давно не выпускают, но в гонках они участвуют на равных. И вот мы пришли на трассу...
Заняв в зоне безопасности позицию поудобнее, я было уже приготовился снимать грузовики, но первые же машины, выскочившие из-за поворота, автоматически превратили меня из журналиста в зрителя, и первый круг я просто наблюдал, находясь в очаровании и восхищении. Возможно, на то повлияли мощные грузовые автомобили, возможно - нахождение в специальной зоне в непосредственной близости от места, но скорее всего сыграл свою роль именно тот самый дух Нюрбургринга. В дальнейшем я чувствовал его еще не раз, смотря на группы фанатов той или иной команды, на пришедшие на трибуны семьи с детьми, на фирменные сувениры.
Именно за этим на трассу приезжает и стар и млад и с радостью отдает деньги за вход. Кстати, само мероприятие всегда организованно так, чтобы никому не было скучно: между гонками проходят шоу грузовиков, показательные выступления различных команд, парады исторической техники,а за дополнительные деньги можно проехаться по трассе с профессиональным пилотом. В общем, все, чтобы провести на гонках целые выходные. Кстати, в этот раз уикэнд выдался особенно интересным. Во время перерыва мы задали пару вопросов Александру Львову - единственному российскому пилоту в Европейском чемпионате по гонкам грузовиков, выступающего за команду Allgäuer -MAN.
ZR.RU: Александр, вы - единственный наш пилот на этом чемпионате. Расскажите немного о том, с чего началось ваше увлечение автомобилями, какой был первый опыт вождения?
Александр Львов: Началось все очень давно! Мне еще было лет 8-9, когда мой отец (известный советский автогонщик Михаил Львов - прим. ЗР) брал меня в рейсы Совтрансавто в Финляндию. В «путевке» так и было указано, что экипаж состоит из двух Львовых. Помню, когда мы возвращались, он предложил мне порулить, а когда я спросил, что будет, если нас остановят, он так и ответил - ну в путевке же указано, что водителей Львовых двое! В общем, времена тогда были совсем другие...
ZR.RU: А сейчас на чем вы участвуете в гонках?
АЛ: Сейчас мой автомобиль - это MAN TGS 18.480 с мотором MAN D26 R6 12,4 л мощностью около 1250 л.с.и весом 5,5 тонн. Максимальная скорость автомобиля ограничена регламентом 160 км/ч, хотя, по факту, машина может ехать гораздо быстрее, если снять рестриктер. Так, например, делают в бразильском чемпионате. Есть и другие особенности, например, нагрузка по осям: 3 200 кг на переднюю ось и 2300 - на заднюю, не больше. Именно поэтому мотор смещен на 1,2 - 1,3 метра назад. Сделано это для того, чтобы не перегревались передние колеса так, как было раньше в подобных гонках. Кроме того, мы ездим на жестко заблокированной задней оси, как на картинге, чтобы не дать резине перегреться и не приехать «в лохмотьях».
ZR.RU: В общем, езда на таком автомобиле сильно отличается от управления обычным грузовиком?
АЛ: Да, от обычного грузовика - сильно, а вот от гоночной машины - не очень: фактически только посадкой. По сравнению с легковым гоночным автомобилем, здесь очень мощный мотор с большим крутящим моментом. В первый год гонок у меня были проблемы из-за того, что я «перекручивал» мотор, выходя за оптимальные числа для переключения. На грузовиках главное - переключиться чуть раньше. Вторая особенность - тормозить надо тоже немного заранее, чем в легковых сериях.
ZR.RU: А как воспринял организм переход на грузовые автомобили? Приходилось ли приучать свой вестибулярный аппарат к несколько другим перегрузкам или нет?
АЛ: Вы знаете, у меня было много гонок до этого, я в автоспорте уже давно и, возможно, поэтому адаптация мне далась легче. Кроме того, я занимаюсь не только гонками, но и воспитанием подрастающего поколения. К примеру, сейчас мы строим гоночную трассу под Санкт-Петербургом и параллельно даем уроки безопасной езды и контраварийного вождения, поэтому приходится часто пересаживаться на пассажирское сидение и проезжать те же маршруты с учениками. В общем, мой вестибулярный аппарат уже давно привык к любым перегрузкам!
ZR.RU: Поговорим о текущих делах. Что вы можете сказать о состоявшейся гонке? (Александр приехал девятым - прим. ZR.RU)
АЛ: Радуюсь, что она прошла! (смеется) Не могу сказать, что гонка сильно отличалась от среднестатистической, однако от первоначального плана попасть на седьмую позицию пришлось отказаться из-за столкновения с напарником по команде. Однако подобные случаи для нас все же ЧП, и у нас еще будет разбор полетов с руководством команды.
ZR.RU: Хорошие ли у вас отношения с вашим напарником Стюартом Оливером?
АЛ: Вполне.
ZR.RU: Делитесь ли вы настройками?
АЛ: Не делимся
ZR.RU: В вашей команде нет такого, что команда работает на одного гонщика?
АЛ: У нас нет, в других командах безусловно есть некие лидеры, которым все помогают. У нас нет. Мы спокойно можем смотреть телеметрию друг друга. Сравнивать свое положение по отношению к напарнику. Бывают моменты, когда я его обгоняю, бывает наоборот. Интересно сравнивать, потому что машины у нас практически одинаковые.
ZR.RU: Вы чувствуете себя быстрее Оливера?
АЛ: В общем, да. У нас бывают ситуации, когда мы не пропускаем друг друга на трассе, и за это мы оба получаем по шапке (улыбается).
ZR.RU: Вот в Формуле 1, например, очень многое зависит от команды, от настроек машины и правильно подобранной стратегии. В трак-рейсинге тоже самое?
АЛ: Ну, в Формуле 1 важно выстрелить в квалификации и проехать хорошую гонку. А у нас четыре равносильные гонки. Безусловно, квалификация очень важна. Очень важен старт, сохранить машину. А многое ли зависит от самого пилота? Ну, после любого поворота может все измениться, и ты уже должен сам думать, какой стратегии придерживаться. Пилот сам соображает, как ему действовать. Наверно, в этом главное отличие.
ЗР: Тяжело ли ощущать себя единственным россиянином в серии? В ком видишь главных конкурентов? Есть ли предпочтения по трассе, погоде?
АЛ: Главных конкурентов я вижу прежде всего в Renault. Что же касается выбора трека, то особых предпочтений нет, хотя мне и нравится Нюрбургринг, благодаря атмосфере настоящего праздника. А вот про погоду скажу вам так - хотелось бы, чтобы пошел дождь - в таких условиях можно больше рисковать. Тяжело ли ощущать единственным россиянином? Не сказал бы, хотя стоит понимать, что состав на гонку подобрался непростой: Бёзигер, Ёстрайх, Хан, Альбасет - все они чемпионы, поэтому приятно, что на их фоне я не выгляжу статистом.
ZR.RU: Какие планы на ближайшее будущее?
АЛ: В принципе, планы на ближайшие гонки такие же, как и на сегодня - попадать в первую восьмерку, отбиваться, пробиваться в лидеры, выигрывать! Становиться чемпионом! Других планов тут быть не может! (улыбается).
ЗР: И напоследок. Любой автолюбитель может рассказать с десяток историй. Расскажите какую-нибудь из вашего гоночного опыта.
АЛ: Ну, вот неплохая история, как раз в тему грузовиков. Как-то сидели гонщики из DTM, или какой-то другой кузовной серии, я уже не помню, и предложили нам поспорить, чьи автомобили быстрее. Такая типичная ситуация. И господин Кёрбер из нашей грузовой серии принял вызов. Правда, с машины сняли ограничивающий скорость рестриктер, чтобы выравнять шансы. В итоге, со старта, конечно, грузовик проиграл, но уже через два круга накатил, и обогнал, и уехал. Кстати, поэтому разгон в диапазонах 150-200 км/ч в нашей серии можно сравнить со спортивными машинами вроде BMW M3. Кстати, вот еще причина, почему гоночный грузовик лучше сравнивать с гоночной легковушкой, чем со своим гражданским аналогом.
ZR.RU: Понятно. Что ж! Пожелаем вам удачи в нелегком деле тракрейсинга и надеемся на то, что вы вновь появитесь на подиуме и зазвучит российский гимн. И спасибо за интервью!
АЛ: Спасибо вам! Буду стараться!
Как показал следующий день, пожелания Александра были услышаны, и в воскресенье действительно пошел дождь. И пусть из-за жесткой борьбы занять призовые места так и не удалось, шоу действительно получилось отличное. Визг тормозов и покрышек, рев моторов и запах топлива, аварии и удачные обгоны - именно этим Нюрбургринг продолжает привлекать к себе людей со всего мира. Некоторые из них увозят с собой действительно уникальные сувениры, вроде б/у резины, тормозных дисков или разбитых бамперов, которые гонщики продают за символические деньги после соревнований. Быть может, кому-то такие подарки покажутся непонятными, но тот, в ком жив дух автоспорта всегда, сохранит благодаря ним теплые воспоминания о времени, проведенном на знаменитом кольце. А ведь есть и музей, и книги, и другие вполне официальные атрибуты этого поистине необычного места.
В общем, всего за один раз точно не увидишь, а значит, я обязательно приеду на Нюрбургринг еще раз. Пожалуй, в следующий раз я возьму с собой парочку друзей, не связанных с автоиндустрией, ведь только здесь стать фанатом автомобильных гонок можно буквально за несколько минут.
Благодарим за помощь в организации поездки и проведении интервью
агентство «Манускрипт» и ООО«МАН Трак энд БАС РУС»