Skoda Octavia: дела семейные
Octavia второго поколения способна предложить своему электорату не так уж и мало. Будучи формально зачисленной в «гольф»-класс, автомобиль являет собой хэтчбек, который внушительными габаритами и солидной внешностью не только напоминает среднеразмерные седаны, но и превосходит многих из них по удобству багажника и простору салона. Причем хэтчбеком чехи решили не ограничиваться и сподобились на еще более вместительный универсал, в усиление которому отрядили псевдовнедорожную разновидность Scout с полным приводом и защитным пластиковым обвесом. В любой ипостаси автомобиль может похвастать качественной отделкой, образцовой эргономикой и отменной для сугубо семейного транспорта управляемостью.
Щедра Octavia и на моторы. Прагматики скорее выберут экономичные дизели, а горячие драйверы – бензиновые «четверки» с турбонаддувом. Все двигатели, как и коробки передач, включая новейший 7-ступенчатый робот DSG, – Skoda получает от VW. В общем, на чешской кухне есть, чем полакомиться. Но насколько надежна вся эта продвинутая техника?
Шкурный вопрос (кузов и его электрооборудование)
В целом, кузов окрашен неплохо. На излюбленных коррозией местах (капоте, крыльях и крышке багажника) у относительно свежих 3–5-летних экземпляров, которым посчастливилось избежать аварий и кустарного ремонта, вы вряд ли обнаружите следы ржавчины и вздутие лакокрасочного покрытия. И все же отдельные детали не отличаются образцовой стойкостью: к примеру, краска на порогах может отслаиваться и без каких-либо механических воздействий. К слову, эту напасть чехи не побороли до сих пор: облезшие пороги встречаются и на достаточно новых машинах.
При осмотре обратите внимание на внутренние рамки трех задних дверей. На неровностях, вероятно, из-за недостаточно жесткого крепления двери, что называется, начинают ходить и стирают краску до грунта. Подкрасить ссадины на официальном сервисе обойдется примерно в 10 000 рублей. Не лишним будет провести и ревизию днища. Случаи, когда Octavia теряла на кочках части пластиковой защиты, не так уж и редки. А деталь эта отнюдь не бесполезная, ибо прикрывает хлипкие топливные трубки.
От антигололедной соли и камней страдает радиатор кондиционера. Помимо прохудившихся теплообменников, в гарантийный период механики меняли и растрескавшиеся резиновые втулки нижних опор радиатора двигателя.
Зато электрооборудование почти не доставляет хлопот. Его единственное слабое звено – перегорающие с завидным постоянством повторители «поворотников» в зеркалах, которые появились на Octavia после рестайлинга 2009 года. Впрочем, замена их обходится недорого.
Продолжение следует (трансмиссия)
Проблемы с 5-ступенчатыми механическими коробками, преследовавшие первую Octavia, случаются и у ее наследницы. К счастью, трудности с включением первой и задней передачи очень редко приводят к серьезному и дорогостоящему ремонту агрегата. В большинстве случаев коробку, что работает вместе с 1,6-литровым 102-сильным мотором, удается вылечить регулировками механизма выбора передач или заменой масла. Вместе с тем более свежие 6-ступенчатые МКП, сочетающиеся с дизелями или бензиновыми «четверками» с турбонаддувом, служат четко и надежно.
Нет у механиков нареканий и по работе традиционного гидромеханического «автомата». Среди преселективных «роботов» DGS более надежными выглядят коробки с так называемым мокрым сцеплением. Но ими, увы, комплектовали только машины с дизелями и самую мощную из бензиновых модификаций Octavia RS.
А вот сухое сцепление 7-ступенчатых модификаций, как выяснилось, далеко от совершенства. Продолжительность его жизни всецело зависит от мощности двигателя: со 122-сильным мотором сцепление доживает примерно до 50 тысяч км, однако с 1,8ТFSI (152 л. с.) рывки и толчки во время движения, указывающие на износ дисков, возникают уже при 30-тысячном пробеге. Настоятельно рекомендуем отправлять машину в руки сервисмена при первых же признаках проблемы, иначе возникает серьезный риск попасть еще на замену дорогущего мехатроника (исполнительного механизма коробки).
Рецепт от шефа (двигатели)
Как мы уже говорили, все моторы Octavia переписаны из меню Volkswagen, и в целом они ведут себя так же, как и на остальных машинах концерна. Механики в один голос советуют выбирать проверенную временем бензиновую 102-сильную «четверку» объемом 1,6 л или же что-нибудь дизельное – это самые беспроблемные варианты: все они похвально живучи и требуют лишь качественного топлива и своевременного обслуживания.
А вот относительно молодые 1,4TSI и 1,8TSI способны преподнести сюрпризы. Повышенный масляный аппетит (расход 0,5 л на 1000 км на официальном сервисе признают нормальным) – отнюдь не единственная слабость моторов с системой непосредственного впрыска топлива и турбонаддувом. Среди присущих им «косяков» значатся некорректная работа маслоотделителя системы вентиляции картерных газов, приводящая к образованию нагара на клапанах, и далеко не единичные случаи растяжения цепи ГРМ при относительно малых пробегах – до 100 000 км. Требует повышенного внимания и ремень ГРМ 150-сильного 2,0FSI. По регламенту, проверять его состояние необходимо, начиная с 60 000 км, но еще лучше заменить превентивно: случалось, что злосчастный ремешок не доезжал до очередного ТО.
Настоящее железо (шасси и рулевое управление)
Деталей из алюминиевых сплавов, широко используемых в подвесках многих VW, у Octavia нет. Но чешская машина едет ничуть не хуже, и вместе с тем ее шасси отличается завидной надежностью. На безаварийных автомобилях передние и задние рычаги живут по 150 000 км. Амортизаторы, как правило, тоже способны пробежать за сотню с плюсом. Примерно такой же ресурс и у наконечников рулевых тяг и стоек стабилизаторов. Из всей команды раньше всех (в среднем, к 50 000 км) сдаются опорные подшипники. Механики меняют их вместе с опорами.
Срок службы тормозов вполне приличный. Передние колодки стираются к 25–30 тысячам, задние выдерживают по 40–50 тысяч. У дисков ресурс вдвое больше – как, впрочем, и на любых других авто.
Покупаем?
Передовые бензиновые моторы и 7-ступенчатая DSG, к сожалению, не отличаются надежностью и по окончанию гарантии могут стать причиной серьезных финансовых издержек. К счастью, чехи не спешат избавляться от проверенных временем агрегатов – 102-сильного 8-клапанника, традиционной гидромеханической АКП и дизелей. На наш взгляд, «пробежалую» Octavia следует брать именно с такой консервативной начинкой.