Ё-мобиль: как вы яхту назовете…
«Ё-мобиль» – это прорыв в классическом автомобилестроении, - утверждает Андрей БИРЮКОВ, генеральный директор ООО «ё-Авто». - И самое главное, самое взрывное в нем – кузов. Его основной материал – полипропилен. В автопроме мы первые, кто применит такую технологию для изготовления кузова целиком. В принципе, ею занимаются очень давно. В Европе потрачены миллиарды на создание новых материалов, но автоконцерны обременены старой технологией. И когда мы появились с таким предложением, разработчики оборудования были просто счастливы сделать нам производство под ключ.
Следующее – это гибридная схема. Наш автомобиль – с электрическим приводом и энергетической установкой на борту. Принципиальное отличие от существующих схем – в устройствах для хранения энергии. Это суперконденсаторы, в разработке которых еще Советский Союз был лидером…
В дискуссии на тему «Электромобиль или гибрид» мы утверждаем, что чистый электромобиль никакой перспективы не имеет. Наоборот, это минус, который позволит классическому автомобилю сохраниться как можно дольше. Мы же не хотим быть завязаны на большую энергетику. Уверен, что в самое ближайшее время появятся принципиально новые источники энергии, которые, - подчеркивает Андрей БИРЮКОВ, - займут место под капотом «ё-мобиля».
КУЗОВ
Основной материал кузова – полипропилен, прочный износостойкий полимер. На двух линиях будущего завода в Санкт-Петербурге будут производить монокок и внешние панели. Основные достоинства, по замыслу авторов проекта, обеспечат сами свойства материала: по прочности (в том числе в крэш-тестах) он не уступит стали, будучи при этом легче на 30–40%, устойчивее к коррозии, технологичнее. Исключаются грунтовка и окраска, сокращается число деталей, отчасти упрощается их соединение. Итого, по расчетам, из традиционной технологической цепочки можно удалить 500–600 конвейерных метров.
«Ё-мобиль» будет первопроходцем, и, помимо очевидных плюсов, полимерный кузов наверняка таит немало минусов. Впрочем, некоторые уже вполне на виду: например, целиком кузов удастся изготовить в серийном производстве только через год. Соответственно, лишь тогда удастся провести полномасштабные испытания. При всем уважении к компьютерному моделированию, которое идет сейчас, предположу, что неожиданности возникнут-таки. Как их исправлять – при уже купленной под ключ технологии?
ДВИГАТЕЛЬ
Двигатель «ё-мобиля» может быть любым – хоть поршневым, хоть роторно-лопастным (РЛД), хоть просто черной коробочкой с двумя проводками. Так взбудораживший всех РЛД проходит стадию доводки; при этом проблемы, свойственные этой конструкции, решаются при условии работы в постоянном режиме. Именно так, по идее разработчиков, и должен работать мотор, снабжая энергией накопитель, – а тот уже будет питать тяговый электродвигатель. На первом этапе планируют закупать обычные поршневые моторы; объема около 1 л и мощности примерно 45 кВт вполне достаточно, считают авторы «ё-Авто».
Цена двигателя (как рассчитывают сейчас, обычного поршневого) составит 1200 евро, что вполне позволит уложиться в ценовые рамки всего проекта (360 тысяч рублей – объявленная минимальная стоимость «ё-мобиля»). Технических проблем вроде нет, разве что вспомнить заявленную многотопливность… Ведь не все производители ДВС сегодня имеют полностью готовые решения для эксплуатации своих моторов на метане. Способы его хранения и заправки отложим до поры по примеру авторов проекта – не зря же они как опцию предлагают более дешевый бензиновый вариант.
Что касается РЛД, при всех возможных достоинствах, его никто так и не строил серийно.
НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ
«Ё-мобиль» – по сути, гибрид, а значит, ему нужен бортовой накопитель энергии. Литий-ионные батареи, справедливо утверждают разработчики машины, имеют целый ряд недостатков – от высокой стоимости и долгой зарядки до отсутствия инфраструктуры и даже взрывоопасности. Поэтому выбраны суперконденсаторы, которые выдерживают до миллиона циклов заряда-разряда, стабильно работают в широком температурном диапазоне, способны разом выдать высокую энергию. Их предполагается использовать в первую очередь для ускорения. При равномерном движении электродвигатель будет получать энергию через генератор от ДВС.
Подвеску, рулевое управление, тормоза и прочие системы автомобиля изготовят на стороне. Партнер проекта корпорация «Магна» в рамках техзадания готова предоставить несколько вариантов набора комплектующих.
ПРОИЗВОДСТВО
Производство «ё-мобиля» предполагается развернуть в два этапа. На первом – 45 тысяч кузовов в год, затем до 90 тысяч. Сборку машин планируют организовать в Питере, а в дальнейшем и в регионах. Базой послужат дилерские центры: всем необходимым они оборудованы, технологией ремонта, в том числе сложного кузовного, владеют – почему бы не заняться еще и мелкосерийным производством? Разумеется, под строгим техническим контролем головного «ё-Авто».
***
Ну вот, что такое «ё-мобиль», вроде ответили. Теперь – почему молчали.
Потому, что считали и считаем этот проект не автомобильным, а имиджевым. Время гениальных инженеров-одиночек, которые смело бросались в неизведанное и выезжали оттуда на белом коне, прошло. Чтобы сделать машину, отвечающую современным требованиям, сегодня недостаточно отваги и таланта. Нужна мощная структура: завод, техцентр, полигон, инженерный, маркетинговый, производственный корпус…
Такие плоды принес давний труд тех самых гениев-одиночек: Порше, Даймлера, Ситроена, Форда… Создатели «ё-мобиля» рассказывают о нем так, будто строят один концепт, а не серийный продукт – судя по тому количеству новаций, которое впихивают в полипропиленовый корпус. Цену при этом объявляют неслыханно низкую. Да еще предлагают распылить производство по всей стране. И что, эта сказка станет былью только потому, что на макете «ё-мобиля» прокатился премьер-министр?
Вот потому и молчали, будучи реалистами и не зная истинных причин появления сего проекта.
«За рулем» не пишет о политике – однако сейчас придется. Убежден, что функция «ё-мобиля» вовсе не в том, чтобы стать очередным народным авто. А в том, чтобы привезти во власть некое политическое течение во главе с его новым лидером, одновременно выступающим как лидер проекта «ё-Авто». Ну прикиньте сами, что лучше для имиджа – слыть героем Куршевеля или автором народного «ё-мобиля»?