«Дороги смерти» больше нет
Ехали к морю отдохнуть…
Давно пришедшее в негодность полотно пролегало сквозь город. Ремонты не спасали: асфальт узких улиц старинного города не выдерживал нагрузок, ведь трасса «Дон» — из самых загруженных в стране. А другого проезда по местному участку не существовало. Особый трагизм в том, что, поскольку по этому пути от Москвы до Черного моря едут на отдых, часто гибли семьями. Люди и назвали елецкий участок «Дорогой смерти».
— Я протер брюки, ползая на коленях, когда просил проложить новую дорогу у трех последних генсеков ЦК КПСС, пяти председателей советского и российского правительств, — рассказал глава администрации Липецкой области Олег Королев. — Только нынешние руководители услышали и выделили 22 млрд. рублей.
Под Ельцом — по-европейски
Только что введенный 56-километровый отрезок — высшей категории, пояснил исполнительный директор дорожно-строительной компании «Автобан» Александр Ракецкий. — Первый участок ввели чуть раньше, но его пуск не позволял объехать Елец. В конце нынешнего года будет готов третий, и тогда это будет по-европейски полноценный 130-километровый безопасный путь.
И еще другими цифрами проиллюстрировал то, что уже видели журналисты на пути к месту торжественного пуска.
За три года стройки введено 24 искусственных сооружения, в том числе двухуровневые развязки, исключившие пересечения в одной плоскости магистрали с примыкающими дорогами; трасса с ограждениями-отбойниками, освещением на участках повышенного риска (на съездах-заездах, мостах). Нанесена разметка, установлены информационные щиты и дорожные знаки. Власти посодействуют предпринимателям, пожелавшим открыть пункты придорожного сервиса.
От шести до пятнадцати
Сколько выдержит асфальт? Некоторая спешка, вызванная просьбой заказчика поскорее открыть движение, не отразится ли на качестве полотна? Глава администрации Липецкой области Олег Королев рассказал:
— Проверки качества убедили, что оно высокое. Хочу сказать, при прокладывании трассы компания «Автодор» применила современные технологии, включая 3D. Гарантия строителей на различные отрезки участка — от 6 до 9 лет. Но другие условия в договоре на прокладку 26-километрового участка, который будет сдан в конце года близ поселка Яркино: здесь гарантия исполнителя уже 15 лет.
3D — не кино
Что в общих чертах представляет собою упомянутая технология, рассказал начальник отдела инженерной подготовки компании «Автобан» Алексей Венцковский.
Грейдеры (они выравнивают грунт, а также насыпь под полотно асфальта) оборудованы системами GPS-ГЛОНАСС. Приборы «ведут» машину по линии маршрута. При отклонении от линии спутниковое устройство дает команду исполнительным механизмам, и те поворачивают колеса, а также поднимают-опускают лопату отвала (чтобы срыть кочку или засыпать впадину). Допустимое отклонение плоскости от заданных параметров — 5 см по горизонтали (влево-вправо), 1 см по вертикали (вверх-вниз).
— Если со старой технологией (а это «на глазок) достигали нужной плоскости за 8-10 проходов грейдера, то теперь поверхность становится идеальной после первого, максимум второго прохода. Геодезические приборы контроля подтверждают этот результат. Такими же системами оборудованы и асфальтоукладчики.
И этого мало
Вопрос от ZR.RU главе Липецкого областного Совета депутатов Павлу Путилину:
— Надолго ли хватит пропускной способности дороги, если принять во внимание общую динамику роста парка автомобилей, грузопотоков и то обстоятельство, что особая экономическая зона в Липецкой области — дополнительный стимул роста того и другого в регионе?
— Надо ожидать, что уже вскоре будет тесновато. Тем более, что по все более комфортной трассе «Дон» ринутся все, кто едет в южном направлении, не обязательно в Ростов или Новороссийск. И особый наплыв, без сомнений, возникнет накануне Сочинской Олимпиады. Мы это осознаем и уже ищем возможность капитально ремонтировать, перепрокладывать отдельные отрезки на трассах, проходящих по области. Думаю, первый «кандидат» на усовершенствование — трасса на Волгоград.
Платный участок
Почти 60 км федеральной трассы «Дон», проходящей по Липецкой области, сделают платными. Случится это не сейчас, а осенью, предположительно ближе к ноябрю. Председатель правления компании «Автодор» Сергей Костин разъяснил, что власти региона, зная бурную реакцию обитателей придорожных населенных пунктов, настаивают на том, чтобы местных освободили от платы за проезд по дороге или чтобы для них установили льготный тариф.
Однако пока не готовы ни схема, ни способ оплаты. Предполагается, что вносить плату придется при помощи пластиковых карт Сбербанка. Не для всех водителей это удобно. Существуют сложности с программным обеспечением, прочие технические нюансы. Когда организаторы найдут решения, на дороге начнут устанавливать шлагбаумы.