Skoda Yeti: снежный человечек с человеческим лицом

На самой вершине хит-парада кроссоверов «Йети» тусоваться не любит. Эта машина слишком своеобразна для того, чтобы следовать в мейнстриме, в который наперебой стремятся угодить его многочисленные японские и корейские одноклассники. Зато тех, кто умеет быть свободным в своих мыслях и чувствах, этот автомобиль легко убедит в том, что по праву может считаться едва ли не самым интересным предложением в своем классе.

Чешский кроссовер действительно получился весьма своеобычным. Несмотря на то что «Йети» продается в России без малого пару лет, в потоке машин он до сих пор выглядит этакой белой вороной. И в самом деле – даже его фольклорное название выглядит чересчур несерьезным для солидного автомобиля, а выражение «морды лица» является предметом бесконечных споров. Людей технически консервативных к тому же настораживает еще и скромный литраж двигателя: базовый моторчик рабочим объемом 1,2 л и для маленькой городской машинки многим покажется недостаточным, а уж на кроссовере и вовсе выглядит нонсенсом! А ведь долгое время этот мотор оставался безальтернативным вариантом для тех, кто хотел бензиновую машину с «автоматом».

Масла в огонь подливали и сами дилеры: те «Йети», которые были в наличии, зачастую оказывались нашпигованы опциями по самую крышу. Согласитесь, нужно обладать изрядной решимостью, чтобы приобрести «паркетник» с мотором 1,2 ценой под миллион! За такие деньги уже можно выбрать вседорожник помощнее и повместительнее. В общем, так или иначе, но совокупный набор относительно неблагоприятных обстоятельств не позволял «Шкоде» подняться выше скромного десятого места в рейтинге продаж.

Разве что в последние месяцы ситуация начала меняться к лучшему – уже после того, как в августе появилась полноприводная версия 1,8TSI с «роботом» DSG. И тогда «Йети» пошел в гору. Сейчас дилеры активно расширяют запасы на складах, привлекая разнообразные модификации с оснащением и ценами на любой вкус.

Надо сказать, «Йети» не относится к числу тех автомобилей, которые сами себя продают. Только после первых километров он способен полностью обнажить все свои таланты. Выбрать себе машину по душе сможет и восторженная барышня, и убеленный сединой дядька без комплексов. Продавцы, к слову, не перестают удивляться тому, как взрослые люди, оказавшись за рулем «чешски», начинают радоваться аки дети малые.

Сколько стоит?

Впрочем, еще до близкого знакомства с «Йети» легко оценить его ценовые преимущества. За базовый «Актив-1,2» просят 729 000 рублей – нынче это много дешевле, чем стоят иные модели «гольф»-класса. Да и ближайшие конкуренты ASX и «Кашкай» дороже на 20 и 51 тысячу соответственно. При этом «Шкода» может прихвастнуть неплохим базовым оснащением, в которое входят кондиционер и полный электропакет, а также обогреваемые зеркала, сиденья и форсунки стеклоомывателей. Человеку скромных запросов достаточно присовокупить к этому набору сигнализацию и MP3-магнитолу – и тогда за 749 600 он получит хоть и переднеприводный, но вполне удобный кроссовер. Если не брать в расчет различные «чайна-джипы», то «Актив-1,2TSI» можно считать самым выгодным предложением среди кроссоверов.

Мало того, «Йети» с АКП (в ее роли выступает «робот» DSG) получается еще более выгодным. Цена коробки, правда, кусается (60 000 руб.), зато в придачу к ней получите ESP. И если сравнить такую «Шкоду» с конкурентами, выяснится, что «автоматические» «Ниссан» и «Мицубиси» вынуждают раскошелиться на куда более весомую сумму: «автомат» у них сочетается с мощными и дорогими моторами. Неудивительно, что 1,2DSG – самая популярная версия «Йети».

А вот мотор от «Пассата» и полный привод перемещают «Шкоду» совсем в иную ценовую категорию. «Актив-1,8TSI» стоит уже от 929 тысяч с «механикой» и 969 тысяч с DSG. Это как раз та граница, переходя которую, «Йети» превращается в полноценный «паркетник». Именно такая «Шкода» может уверенно противостоять породистым конкурентам из Европы – «Тигуану» и «Куге». И при этом оказывается ощутимо доступнее любого из них.

И все же привкус легкой горечи появляется, стоит заглянуть в прайс-лист дополнительного оборудования. Некоторые из опций прямо-таки вопиюще дороги! И если от нерусифицированной навигации за 76 400 руб. или от панорамной крыши (41 600 руб.) отказаться легко, то приносить в жертву безопасность совсем не хочется. А такой соблазн есть: если присовокупить к паре положенных по умолчанию подушек четверку «боковушек», оконные и коленный для водителя эйр-бэги, то цена машины увеличится разом на 51 700 рублей. Справедливости ради стоит отметить, что надувную безопасность можно покупать как оптом, так и в розницу.

Цены на прочие позиции тоже выглядят агрессивно: обшитый кожей трехспицевый руль стоит 11 800, металлик – 15 800, парктроник спереди и сзади – 25 600 рублей. Но даже несмотря на нескромность опций полноприводная «Шкода» все равно остается выгодным приобретением!

Впрочем, сам факт того, что «Йети» позволяет заказывать опции поштучно, тоже следует отнести к списку достоинств. И если вы будете аккуратны при выборе, то даже полноприводный 1,8TSI сможет уложиться в миллион. Раскошелившись же тысяч на сто, вы запросто «соберете» машину, оснащенную столь же щедро, как «Фольксваген» и «Форд» – и при этом она все равно на 8–12% дешевле «Тигуана» и «Куги».

Ну и на десерт не стоит забывать о полезных, но дешевых опциях, которые на конечном чеке отразятся не слишком заметно, зато радость принесут ощутимую. Лоток под правым сиденьем, столик с подстаканниками в спинке центрального кресла заднего ряда, двойной солнцезащитный козырек, очечник – стоят подобные мелочи в пределах одной-двух тысяч рублей. И хотя сконфигурированный под себя «Йети» придется ждать три-четыре месяца, ожидание того стоит, уж поверьте!

Снаружи и внутри

Внешность у «Йети» довольно неоднозначная. Его родовая принадлежность несомненна: фирменную «шкодную» решетку радиатора ни с чем не спутаешь. Но у машины есть свои уникальные особенности – это в первую очередь «пенсне» из пары крупных «противотуманок». В дизайне «Шкоды» ощущается нечто, что с годами, бывает, перестаешь замечать и ценить – это некая детская непосредственность и простодушное обаяние. Но ведь снежный человек не может носить строгий костюм, верно?

Оценивая «Шкоду» с практической точки зрения, ее хочется похвалить за очень уместный обвес из некрашеного пластика по периметру и толковые молдинги. Лак кузова с такой защитой сохранить будет гораздо проще.

Словно в противовес фривольной внешности, интерьер автомобиля выглядит на удивление взрослым и досконально продуманным. По качеству материалов салон полностью соответствует классу дорогого кроссовера родом из Европы. Пластик, как и у большинства конкурентов, мягкий и посему очень приятный на ощупь. Вне зависимости от того, отделан салон дорогой кожей или демократичной тканью, смотрится он высококлассно. А настроение задается в самый момент заказа автомобиля: покупатель волен выбирать отделку салона по своему разумению – вплоть до цвета пластика. Если серая палитра наводит скуку, то можно попросить исполнить интерьер в светлых песочных тонах.

Несмотря на небольшую колесную базу, салон радует простором. Сзади предостаточно места и в ногах, и над головой, а ширина дивана позволяет с приемлемым комфортом разместиться двоим взрослым пассажирам, до кучи усадив на центральную часть подростка. Сама организация заднего ряда вообще достойна подражания. На первый взгляд отдельные кресла кажутся не только довольно жесткими, но и узковатыми для людей крупногабаритных. На самом же деле и форма, и наполнитель, и профиль, и регулировки – все здесь выдает работу специалистов, которые знают толк в эргономике посадки. Кресла можно перемещать вперед-назад в диапазоне 15 см, а спинка может принимать одно из четырех положений – угол наклона также регулируется.

Мало того, можно убрать центральную узкую часть дивана, а боковые сиденья сдвинуть на десяток сантиметров ближе друг к другу. В такой 4-местной конфигурации в «Йети» могут с комфортом расположиться даже бойцы богатырской комплекции.

Само собой разумеется, чехи не забыли и об удобстве переднего пассажира. И не стоит пытаться сэкономить 2300 рублей, отказавшись от регулировки кресла по высоте: благодаря широким возможностями смены проще перенести дальнюю дорогу.

Грузим чемоданы

Только на первый взгляд может показаться, что в плане грузоподъемности машине нечем похвалиться. Как только вверх взмывает пятая дверь, вашему взору предстает хоть и довольно скромный по размерам, но зато обладающий правильной формой багажник, сдобренный практичными крючками и крепежными сетками. Кажется, что по объему он не вместительнее грузовых отсеков многих хэтчбчеков «гольф»-класса: заявленные 405 литров кажутся явно завышенными.

И все же хулить «Йети» за недостаточную грузоподъемность не стоит. Даже если вы путешествуете впятером, запросто можете захватить с собой три самых больших чемодана – для этого надобно всего-навсего снять полку. Можно слегка потеснить пассажиров, сдвинув сиденья вперед, или поставить чуть вертикальнее спинки сидений. Наконец, кресла заднего ряда легко демонтировать целиком, если под рукой есть подходящий гараж, где можно их оставить.

Окончательно «Йети» убеждает в своих багажных талантах, когда обнаруживаешь, что инженеры предусмотрели возможность превратить салон в грузовую площадку с ровным полом размером метр на полтора. Общий полезный грузовой объем в этом случае составит 1,76 м3. Это уже достижение, достойное лучших универсалов! Правда, придется вынуть «запаску» и открутить от пола в багажнике тайники из пенопласта. Зато такие меры помогут вершить добрые дела – например, помочь друзьям с переездом. И тут уже наступит их очередь с детской непосредственностью радоваться возможностям вашего «Йети».

Наконец, если не забудете за 3500 руб. заказать складную спинку переднего кресла, сможете перевозить в салоне даже лыжи длиной до 2,5 м без ощутимой потери в пассажировместимости. Пожалуй, вы вряд ли найдете какой-либо еще компактный кроссовер со столь же щедрыми возможностями трансформации!

За рулем

Простые, но эффективные решения вас наверняка порадуют и за рулем «Йети». Правда, вначале придется привыкать к более вертикальной, нежели в большинстве легковушек, посадке. Но как только приноровитесь, поймете, что она сулит сплошные плюсы. Например, вам всегда будут видны габариты машины, включая края капота. А памятуя о том, что корма заканчивается сразу же за задним «дворником», можно будет не тратиться на парктроник.

Благодаря тщательной проработке водительского кресла, в нем не устаешь даже после целого дня в московских пробках. Сиденье создавалось с учетом индивидуумов самой разной комплекции. Высоту можно варьировать в пределах 8 см, а диапазон продольной регулировки составляет 27 см. И только дюймовочки ростом ниже 160 см, возможно, посетуют на чрезмерно приподнятый передний край подушки.

В общем, салон «Шкоды» продуман очень здорово. Подловить «Йети» можно разве что на совсем уж мелочах. Например, быстро вращая руль, можно зацепить расположенное на спице колесико регулировки звука магнитолы. Или, скажем, «фольксвагеновский» джойстик регулировки зеркал расположен на вертикальной плоскости дверной панели. Управляя им, приходится неестественно выворачивать кисть левой руки. И это – старинная история: так было на прежних «Гольфах» и «Пассатах», так же сделано на многих «Шкодах». Но поскольку манипулировать джойстиком приходится нечасто, таким недостатком можно смело пренебречь.

Наконец, если вы вынуждены сидеть поближе к рулю, опустивши его пониже, то наверняка обнаружите, что руль перекрывает верхнюю часть спидометра. Решить вопрос можно заказом дисплея «Макси-Дот»: в нем скорость дублируется на экране между шкал аналоговых приборов.

Как видите, угодить чехи постарались почти всем без исключения – даже тем, кто пожадничает заплатить пару тысяч за маршрутный компьютер. Достаточно всего лишь внимательно смотреть на аналоговый датчик расхода топлива, который поражает частотой разметки – 32 деления!

По дорогам…

То, как «Йети» умеет перемещаться в пространстве, достойно всякого восхищения. Базовый турбомотор объемом всего 1197 «кубиков» везет так, как не умеют многие 1,6-литровые силовые агрегаты – только держись! Характер «фольксвагеновского» 1,2TSI очаровывает с первых же метров. Говорите, 12 секунд до сотни? Не верю! По крайней мере, до 80 км/ч «Йети» ускоряется с проворством медведя, улепетывающего прочь от разоренного улья. И хотя с ростом скорости прыть постепенно стихает, на нет она все же не сходит.

Если на скорости за сотню возникает потребность резко обогнать тихоход, то вам не нужно будет даже прожимать газ в пол – хватит и половины хода педали. DSG моментально скинет разом три ступеньки, подсунув мотору вместо седьмой передачи третью, а вы ощутите уверенный подхват и безопасно короткий обгон. К слову, подстегнуть «Йети» можно заблаговременно, если перевести селектор коробки в спортивный режим: в нем двигатель не просядет ниже отметки в 2000 об/мин.

Столь яркий характер 105-сильный мотор получил благодаря турбонаддуву. Крутящий момент в 175 Н.м приходит рано (с 1500 об/мин) и держится долго. Лишь после 120–130 км/ч начинаешь подмечать, что возможности мотора все-таки не безграничны. К слову, с «механикой» 1,2TSI уживается не менее гармонично – спасибо короткой (4,35:1) главной паре. Мотор гарантированно не глохнет даже у тех, кто не слишком деликатно орудует длинноходной педалью сцепления.

Со 152-сильным мотором 1,8 л «Йети», разумеется, ездит еще резвее. Почти полсотни дополнительных «турболошадок» с любой загрузкой позволяют избавиться от ощущения дефицита мотора, которое все же присутствует за рулем базовой версии. Но и с таким «Йети» следует держать в голове кое-какие нюансы. Например, при неспешной езде 1,8TSI с МКП неожиданно оказывается более требователен к оборотам, чем более слабый мотор. У мощного силового агрегата значительно длиннее главная пара, а момент подхвата, когда турбина выходит на эффективные обороты, воспринимается намного ярче. Так что в итоге ритм езды получается несколько рваным, и нивелировать это можно только одним способом – подкручивать мотор снизу. А это не всегда удобно.

Вот почему с точки зрения управления тягой наиболее близок к идеалу 1,8TSI с «роботом» DSG. Эффект турбоямы здесь тоже есть, но он не столь ярко выражен. Причем благодаря опять-таки спортивному режиму его можно свести на нет, и вы получите всегда ровную основательную тягу. Машина настолько быстро ускоряется, что ездить на ней в рамках ПДД – сущее испытание! На этом фоне и мощные тормоза тоже, что называется, в масть. Чтобы остановиться со 100 км/ч, потребуется всего 38 м – это едва ли не лучший результат среди одноклассников.

Что же касается шасси, то и здесь автомобиль можно признать почти круглым отличником. Даже если асфальт подпорчен колеей, прямую «Йети» держит железобетонно. Кстати, устойчивость будет еще выше, если штатным 16-дюймовым колесам вы предпочтете 17-дюймовые. И хотя подвеска поначалу кажется жестковатой, в скором времени вы признаете ее комфортабельной. И пусть порой «Шкода» излишне подробно передает профиль покрытия на органы чувств, зато шасси не допускает раскачки на волне и легко сглатывает крупные выбоины. И здесь уже важно не увлечься: все-таки «Йети» – это вам не кондовый пикап.

Зато тихо в салоне в любых условиях, причем не только в режиме размеренного движения, но и при напористом разгоне. Самым малошумным оказался базовый двигатель, а более сноровистый 1,8 бурчит во всем диапазоне чуть жестче и громче. Из прочих потусторонних звуков можно посетовать разве что на гул, который доносится из области колесных арок: он становится особенно отчетливым, когда машина идет по шершавому асфальту.

Базовый мотор, естественно, и самый экономичный. Его реальный расход всего около 9 литров в городе и 8–8,5 л на шоссе при крейсерской скорости 120 км/ч. За городом на той же скорости 1,8TSI всего на литр прожорливей, но в трафике мегаполиса следует рассчитывать на 12 л на сотню. Учтите также, при долгой езде в режиме «газ в пол» оба мотора глотают бензин ведрами – до 15 литров.

И без них

На бездорожье версии с разными двигателями сравнивать некорректно: переднеприводный базовый «Йети» – по сути, обычная легковушка. Но 1,8TSI-4x4 – совсем другая история.

Он запросто способен бороздить тропы, недоступные большинству «недоприводных» машин. Вездеходные способности «Шкоды» следует признать вполне приличными: муфта «Хальдекс», распределяющая момент, работает с преднатягом; и посему каких-либо претензий к скорости ее срабатывания не возникнет. Зимой на сугроб «Йети» запрыгивает с ловкостью белки. Да и геометрическая проходимость у кроссовера достойная: карданный вал и выпускная система висят выше уровня порогов – а это, между прочим, внушительные 22 см. Пластиковую защиту от планеты отделяют 18 см – хоть и не выдающийся, но далеко не худший среди кроссоверов результат.

Возможности «Шкоды» были бы еще шире, будь у машины не такой длинный передний свес. Мощная «нижняя челюсть» очень мешает при штурме бугров. Кроме того, надо уметь тонко управлять тягой, при пособничестве DSG это делать, опять-таки, проще, чем на машине с «механикой». Кстати, 1,8-литровый «Йети» оснащается 6-ступенчатым DSG с «мокрыми» дисками, который более надежен, чем «сухой» DSG о семи ступенях. Так что даже набуксовавшись вволю, вы вряд ли загубите трансмиссию.

Безопасность

В этом отношении «Шкода» держит планку высоко. В тестах «ЕвроNCAP» автомобиль завоевал 33 балла, став круглым отличником. Для крепления детских кресел на задних креслах предусмотрены петли изофикс. Как водится, можно воспользоваться «детской» блокировкой задних дверей и стеклоподъемников.

Однако столь высокую оценку в краш-тестах заслужил «Йети» с 7-ю подушками безопасности и активными подголовниками спереди. Сегодня это тот минимум, который обязательно должен быть на современном вседорожнике. Но в России у «Йети» в первых двух версиях всего два эйр-бэга, а еще пару накидывает топовая комплектация. Впрочем, покупатели могут обезопаситься за свой счет: в случае с оптимальным уровнем оснащения «Актив» это можно сделать за 40 200 руб. – столько стоит набор из спрятанных в боковинах передних кресел подушек, надувных «занавесок» во всю длину салона и коленного эйр-бэга под рулем. Последним аккордом могут стать задние боковые подушки за 10 500 рублей.

Эксплуатация, сервис

По части обслуживания «Йети» не выделяется ничем особенным. Межсервисный интервал в 15 000 км пробега или раз в год – стандарт для большинства европейских машин. Дополнительные работы по замене свечей, жидкостей, фильтров или проверку схода/развала дилеры не навязывают, а лишь рекомендуют в тех случаях, когда это действительно нужно. Получается, что на наиболее затратные четные ТО следует откладывать порядка 13–15 тысяч рублей.

Гарантия на автомобиль действует в течение двух лет без ограничения пробега. При этом в столицах нет недостатка в дилерских центрах: так, например, в Москве их 19, в Питере 10, а всего сеть «Шкоды» раскинулась на 69 городов России.

Мы решили:

«Йети» – удивительно многогранная личность, и его нельзя однозначно назвать молодежным, женским, семейным или же стариковским кроссовером. Шустрый, удобный, с благородной отделкой интерьера и самыми широкими в классе возможностями трансформации салона, он еще и сразу выделит вас как человека, свободного от стереотипов. Правда, чтобы круглый год с детской непосредственностью радоваться каждой поездке, желательно выбрать версию 1,8TSI-DSG-4х4. И если вдумчиво подойти к выбору опций, то в пределах 1,1 млн. рублей вы получите, пожалуй, самый выгодный компактный кроссовер.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Skoda Yeti (1)

— Отличный автомобиль, полный восторг.
Skoda Yeti  2013
/ срок владения: 3 - 5 лет
Достоинства:
Комфорт, прекрасная управляемость, динамика, абсолютная надёжность, неугоняемая - мизерная цена КАСКО, адекватная цена ТО.
Недостатки:
Мал ход отбоя подвески.
Комментарий:
За 80000км пробега пришлось заменить одну лампу подсветки номера (20 рублей и минута работы) А больше и комментировать нечего - идеальный автомобиль для своего класса!
+7