ZAZ Chance с АКП: дрожащий герой
Объект важный для нашего рынка — он из сектора недорогих машин. В прошлом году в РФ продано около 20 тысяч «Шансов», дилеры уверены, что в нынешнем реализуют вдвое больше. Заинтересует ли вариант с АКП? Ответ подсказывают аналитики авторынка: когда есть выбор, охотнее раскупают машины с «автоматом». А «Шанс» с АКП — самый дешевый из аналогов, продающихся в России.
Об украинском автомобиле мы уже писали, предсерийный экземпляр тестировали (отчет см. здесь). Но встреча была скоротечной, впечатления - соответствующими, оценки - осторожными. Теперь же мы поместили «автоматический» Chance в жизнь владельца-горожанина.
Тестовая машина — в самой полной комплектации из трех существующих: с гидроусилителем руля, кондиционером, подушкой безопасности для водителя, электрическими стеклоподъемниками в передних дверях, противотуманками. Если у покупателя есть финансовая возможность, надо брать такую — SX.
После видеосъемок невольно провел зачет на проходимость машины в автопотоке — спешил на встречу через пол-Москвы. Не люблю «игру в шашки», но сейчас пришлось (однако без подрезаний и прочих пугалок — «я не люблю, когда стреляют в спину, тем более, когда в нее плюют»).
По меркам, принятым в автомобилестроении, эту 4-скоростную коробку справедливо назвать несовременной. И это так, но коробка исправно работает, передает на колеса всю моторную мощность, обеспечивает мягкое, но уверенное троганье, напористо разгоняет, без тычков и практически без пауз «подхватывает» темп. На нынешних мерзлых дорогах, как должно, «автомат» притормаживает при переводе рычага в позицию «2».
Бывает, коробка вгоняет мотор в истерику. При нынешнем сумасшедшем движении с кем не бывает? Например, при обгоне на «сотне» по затяжному подъему, при нехватке мощности двигателя она, естественно, «падает» с четвертой передачи на третью (педаль утоплена) — и двигатель, раскручиваясь до 4,5-5 тыс. оборотов, издает визг, причем сквозь его децибелы к уху пробиваются тревожные металлические нотки. С возвратом в диапазон «маршевых» оборотов истерика мгновенно прекращается.
С визгом придется смириться — у машин могут быть свои недостатки.
Ситуация под контролем
Неплохой обзор с места водителя позволяет ехать быстро. Передние стойки в меру широкие. Продолговатые боковые зеркала отражают информацию в важных для водителя секторах.
Взаимопонимание с педалью тормоза установилось без «испытательного срока». Тормозам (передние — дисковые, задние — барабанные) подыгрывает гидроусилитель. Никакой дополнительной электроники.
Пять бессветофорных километров я шел минимум на разрешенных 60, а местами на «не очень разрешенных» 90 км/ч (на многих отрезках Третьего транспортного можно двигаться на восьмидесяти). Напрашивается фраза-штамп: сам автомобиль провоцирует на скоростную езду. Не буду отнимать эпитеты у спорткаров и выскажусь иначе: при темповом продвижении в плотном многорядном потоке ZAZ дает водителю ощущение уверенности.
Festino lente: спеши медленно
В столице снега хватает, и, когда мы с оператором выводили машину на выгодные ракурсы и планы, пришлось вползать на бордюры, таранить снеговые наметы в полколеса и выше. На малых оборотах Chance демонстрировал тяговитость, неспешность и в букс не срывался — вползал и выползал равномерно, уверенно, без заносов кормы или носа. Как и на скорости, мысль о ESP если и приходила, то такая: при наличествующих характеристиках пары мотор-АКП и небольшом весе машины, с ее клиренсом стабилизатор курсовой устойчивости не очень-то и нужен.
И попутно: вскарабкиваться на явно высокие бордюры не рисковали, чтобы не задеть двигатель — продают Chance без защиты картера.
После блицкрига по Третьему кольцу уткнулся в вялотекущую вереницу авто. Можно отвлечься на мысли о высоком. Для высоких мыслей, как и для людей, в салоне места достаточно. Габариты машины, оцененные извне, вроде бы наводят на мысль о тесноте внутри, однако пространство не то что не давит — об этом не задумываешься. Потолок прилично отстает от макушки, а ширина 1678 мм не теснит в плечах. Ограничен простор для нижних конечностей пассажиров сзади, но ведь, покупая маленькие авто, мы априори принимаем некие правила игры. Обделенных пассажиров можно развлечь музыкой — цифровая аудиосистема звучит весьма прилично.
Плата за отсутствие третьей педали
Музыкой и ничем другим не заставить забыть о вибрации — оценим ее как «выше естественной». Она возникает, как только даешь мотору нагрузку — включаешь скорость, кондиционер или другой бортовой потребитель энергии. Дрожь ощущаешь на руле, в полу, она проникает в тело «сквозь» сиденья… Этот раздражитель был замечен еще в сентябре во время блиц-теста в Запорожье. Тогда технические руководители предприятия говорили, что изъян устранят к началу серийного выпуска машин с «автоматом».
Не успели? Полбеды, если причина тремора — «дубовость» опор под двигателем: эти подушки не очень сложно заменить более мягкими. Но тест-редактор журнала «За рулем» Юрий Тимкин предположил причину серьезнее:
— жесткость кузовов, как и посадочные места в подкапотном пространстве, рассчитываются под вес и габариты именно тех агрегатов, которые предназначаются для каждой из машин. К Chance мотор и коробку Aveo приспособили, но, похоже, они вписались не идеально. Как знать, смогут ли специалисты из GM и ЗАЗа унять вибрацию без основательной переделки конструкции. А основательная — это дополнительные расходы, которые повлекут удорожание автомобиля.
С таким недостатком смириться сложно. Но, по-видимому, придется. По крайней мере, на первых порах. Пока же назовем это платой за отсутствие третьей педали.
Никакой клоунады!
Но вот от чего производитель просто обязан избавить водителей: немногие захотят стать исполнителями смертельного номера.
Когда я снимал ногу с педали газа, рантом обуви (правой носочной частью) цеплял за соседствующую оконечность кожуха центральной консоли. Больше того, зацеп случался и когда отпускал педаль тормоза — задевал рантом рычаг газа. Замечу, на мне не клоунские длинноносые башмаки, а нормальная обувь, размер ноги не гигантский — обычный 44-й.
Явно чересчур сближены и обе педали, и педаль газа с краем кожуха консоли. Ту и другую пару развести бы на полсантиметра.
Чем сердце успокоить
Все ждали, что ЗАЗ поспешит осовременить внешность машины — о ее рестайлинге разговоры идут давненько… Освежить — всегда неплохо. Но и критиканы должны проглотить занудство, вроде «старье беспросветное». Хотите видеть по бортам новомодные складки-подсечки, нарочито хищные «морды», окна-щели?.. В этом автомобильчике они смотрелись бы если не кустарщиной, то выпендрежем. Если менять, то реинкарнировать, как дали вторую жизнь VW Beatle или Mini. Однако во всем Запорожье не наскребут требуемую на это сумму, а если наскребут, машина вздорожает — и вылетит из категории бюджетных.
Чтобы подавить чувство некоторой ущербности, владельцы вправе рассуждать так: внешность «Шанса» отражает тренд времени рождения — начало 90-х, когда в автомобильный дизайн вернулась пластика овала, капли. Chance, он же в предыдущей жизни Lanos, — хранитель духа эпохи, а также иллюстрация этапа творчества гениального Джоржетто Джуджаро, приложившего ум и руку к образу машины. Такой причастностью можно гордиться.