Mitsubishi ASX: младший брат
По известному завету Микеланджело при создании шедевра нужно лишь отсечь от куска мрамора все лишнее. А представьте, что заготовкой служит не бесформенная каменюка, а эффектный среднеразмерный кроссовер. В «Аутлендере-XL» если и есть лишнее, то разве что слегка тяжеловесная филейная часть. Ее-то дизайнеры «Мицубиси» и купировали. В результате нехитрой хирургической операции и получился младший братец «Икс-Эля».
И появился он, надо сказать, очень вовремя. Нынче среди вседорожников племя компактных растет быстрее всего. Кому-то просто не нужен кроссовер внушительных габаритов, другим хочется сэкономить сотню-другую тысяч рублей. Тут-то ASX и оказывается как нельзя кстати. В России его хватают по две с лишним тысячи машин в месяц. Лишь минувшим летом, когда до нас докатилась волна дефицита, вызванная землетрясением в Японии, продажи упали более чем втрое. Однако сейчас ASX вновь набрал прежние обороты.
Сколько стоит?
На первый взгляд секрет успеха прост: очень завлекательная цена. Чистокровный японский паркетник отдают всего за 749 000 руб. Причем если вам удастся найти машину 2011 года выпуска, можете рассчитывать еще и на дисконт в 50 тысяч. Однако несложно заметить, что база «Информ» хотя и не столь аскетична как, к примеру, у «Дастера», но лишена не только рейлингов, магнитолы и обогрева сидений, но даже шторки в багажнике. Кроме того, здесь всего две подушки безопасности.
Нет полного набора эйрбэгов и в версии «Инвайт». Удобным, безопасным и нарядным внутри и снаружи ASX становится лишь с третьего уровня «Интенс». Кожаная отделка руля, цветной дисплей борткомпьютера, литые диски – такой младшенький укомплектован уже лучше иных версий «Икс-Эля». И заметьте, стоит все еще привлекательно – 829 000 руб. Продавцы об этом прекрасно знают, и скидку на такую машину просить бесполезно.
Ахиллесовой пятой версий 1,6 л можно признать лишь отсутствие «автомата». Не мыслите без него кроссовера? Придется раскошелиться на более мощный (140 л. с.) мотор 1,8 л. При прочих равных «ASX-1,8СVT-Интенс» дороже 1.6 аж на 150 000 руб. и уже проигрывает ценовую войну конкурентам – переднеприводным автоматическим «Кашкаю» и «Йети».
Чтобы получить полный привод, придется заказывать топовый 2-литровый 150-сильный мотор. А это означает переплату в 260–280 тысяч по сравнению с оптимальным 1,6 л. Однако итоговый ценник в пределах 1,1 млн за полноприводный японский кроссовер это все равно еще довольно заманчивое предложение.
Если же вы готовы отдать за ASX 1 179 000, то получите почти премиальный «Интенс-2,0CVT-4WD» с кожаным салоном, электрифицированным креслом водителя, круиз-контролем, системой доступа без ключа и камерой заднего вида.
Как видите, цены на «Мицубиси» не низкие, но и не заоблачные. В среднем, они чуть выше, чем на «Ниссан» и «Шкоду», но ниже, чем на «Тигуан», СX-5 или RAV-4. Учитывая чистокровное японское происхождение ASX, это нормально.
Плохо лишь, что фиксированные комплектации означают определенные переплаты. Так, ДУ магнитолой на руле, USB-разъем или плафоны освещения дивана можно получить только с кожаной отделкой, ксеноновые фары продают вместе с сабвуфером, а ESP в машину с двигателем 1,6 л нельзя заказать в принципе. В Европе дилеры «Трех брильянтов» относятся к покупателям более лояльно. У ASX там есть отменный дизель, который сочетается и с передним, и с полным приводом, и десятки опций – либо по отдельности, либо выгодными пакетами. В России мы всего этого богатства, увы, лишены.
Снаружи и внутри
Однако есть у младшего «мицу» и такой козырь, что может сыграть еще до знакомства с прайс-листом – это его внешность. В отличие от некоторых конкурентов-кроссоверов ASX не выглядит автомобилем женским. Спереди он очень похож на мужественный «Аутлендер»: хищный оскал, пронзительный взгляд, нос с горбинкой… С любого ракурса ASX смотрится эффектно. Даже с кормы – спасибо художникам, придумавшим зауженные фонари и высокую подоконную линию.
Интерьер выполнен в таком же агрессивном, динамичном стиле. Чего стоят одни только «гоночные» раструбы приборов а-ля «Альфа-Ромео» или удобные подрулевые лепестки переключателей передач. И хотя, как и на многих «мицу», в салоне ASX немало жесткого пластика, смотрится он благородно и везде отлично подогнан.
Насколько гармонично ASX сочетает дизайнерские ценности с утилитарными? Да, по пространству на диване это не лучший, но и не худший из компактных кроссоверов. Здесь с запасом выкроили место для ног, но его маловато по высоте. Человек ростом 185 см подпирает головой потолок. А в машине с панорамной крышей обивка еще на 4 см ниже.
Словом, хирургическая операция по обрезанию кормы не прошла даром. В отличие от XL в ASX диван не двигается вперед-назад. На машинах первых трех версий у задних пассажиров нет подстаканников. В обивках дверей забыли сделать даже небольшие кармашки. А чтобы обустроить диван центральным подлокотником, придется покупать минимум кожаный «Инстайл».
За рулем
Впрочем, главное, на что вправе рассчитывать покупатель кроссовера, у ASX имеется в любой версии. Это удобная высокая посадка, на 10–15 см выше, чем в большинстве легковушек. К ней прилагается и полный набор регулировок: две руля, а у кресла – по углу наклона спинки, высоте и продольному положению. Правда, шире всего возможности у машин с электроприводом сиденья водителя. Только здесь можно менять угол наклона переднего края подушки. Если ваш рост выше 180 см, вы наверняка это оцените.
Большинство кнопок и регуляторов расположено на своих привычных местах и функционирует абсолютно логично. Небольшой, удобный руль не перекрывает приборы. Данные бортового компьютера логично сгруппированы. А если не поскупитесь на оптимальную версию, получите еще и нарядный цветной дисплей на приборной панели вместо монохромного.
Самый же умный борткомпьютер у «Ультимейта» и «Эксклюзива». На большой цветной монитор на центральной консоли выводится информация с фирменной навигации (к слову, вполне толковой), управления телефоном, климатикой, данных об атмосферном давлении и даже график изменения температуры наружного воздуха за последние сутки. Иногда очень познавательно.
А вот с обзорностью у ASX не все гладко. Массивные задние стойки перекрывают значительные секторы, заднее стекло узковато. Частично проблему решает камера заднего вида. Но ее глазок лишен козырька, поэтому загрязняется быстрее обычного. Звукового же парктроника у «мицу» нет. Впрочем, установить его вам наверняка предложит дилер.
Есть в обустройстве места за рулем и другие недочеты. Иные, как, например, расположенные почти за спиной кнопки включения обогрева передних кресел или лишенный подсветки пульт регулировки зеркал – свежеприобретенные «косяки». Другие надо отнести к дурной наследственности. Кнопки на руле – очевидное благо. Но куда чаще приходится пользоваться борткомпьютером, нежели круиз-контролем или телефоном. Однако полистать меню с «баранки» не получится. Для этого нужно отвлекаться от дороги и тянуться к круглой кнопице слева от приборной панели. Кроме того, машина мгновенно обесточивается, как только вынимаете ключ зажигания. Стеклоочистители и стеклоподъемники тут же замирают.
По дорогам…
Аббревиатура ASX означает «активный спортивный кроссовер». И если под словом «спортивный» вы не подразумеваете гоночный, то наверняка останетесь довольны.
За точку отсчета я взял самый мощный 150-сильный автомобиль – вариатор ему положен по умолчанию. И что же? Даже если не усердствовать с педалью акселератора, машина быстро стартует и уверенно разгоняется. Запас тяги сохраняется и в городских режимах, и при обгонах со 110–120 км/ч. А вот если вы хотите спуртовать, что называется, на все деньги, картина получается не столь радужной.
Электроника поднимет обороты до 4 тысяч, АКП незаметно меняет передаточное отношение, а ускорение происходит на одной тягучей ноте. Сам-то разгон вполне приличный, однако специфический звуковой аккомпанемент скрадывает ощущение динамики. Именно поэтому частенько можно услышать, что ASX едет не так споро, как хочется. И все же по сравнению с «Аутлендером» с тем же мотором есть заметный прогресс. Младшенький более чем на центнер легче и на секунду быстрее добегает до сотни.
К тому же монотонности звуков несложно избежать – при помощи ручного режима вариатора. Оборотами мотора он позволяет управлять как душе угодно. Хотите снова вернуться в D – придержите пару секунд правый подрулевой рычажок. Очень удобно! Технология опять-таки позаимствована у «Икс-Эля». В итоге полноприводный 2-литровый ASX оказался хорош и как всепогодная машина для дальних поездок, и как комфортабельный автомобиль на каждый день.
На бумаге базовый 1,6-литровый двигатель не впечатляет. По нынешним меркам в 117 л. с. мощность довольно скромная. На деле же такой ASX едет неожиданно задорно. Здесь удобнее всего управлять моментом, правильно подобраны усилия и ходы на педалях, верно «нарезаны» и четко включаются передачи. Более того, по факту он ездит бойчее 2-литрового.
А вот 1,8CVT – выбор людей очень неспешных. Причем понимаешь это не сразу. В теории 140 скакунов на 1,4 тонны веса дают неплохой показатель удельной мощности. Да и гидротрансформатор вариатора ASX блокируется при старте сноровисто и даже, пожалуй, неожиданно жестко. Километров до 40 в час тебя вжимает в сиденье. Но сказка быстро кончается, и уже с 70–80 км/ч машина набирает скорость натужно и совсем не быстро. Так что, обгоны придется планировать с серьезным запасом.
Зато по управляемости «мицу» с любым мотором и приводом полностью оправдывает свой спортивный имидж. Небольшие для паркетника крены, хорошее чувство руля (лишь при быстром вращении он начинает «вязнуть»), быстрые и точные реакции, надежное торможение с любых скоростей и на любом покрытии. Виражи ASX проходит очень уверенно. Положительно сказываются на управляемости и меньшая в сравнении с «Аутлендером» масса, и более низкий центр тяжести. Младшенький - это действительно автомобиль для водителя.
Правда, ASX стал таким только прошлой осенью, когда японцы установили более плотные амортизаторы, которые устранили излишнюю раскачку, и иные стабилизаторы.
Только учтите – в рваном, быстром темпе любой вариаторный «мицу» потребует по 13–14 литров 95-го на сотню. Кроссовер с безнаддувным бензиновым мотором и «автоматом» - это, как правило, автомобиль прожорливый. Впрочем, поглаживая педаль газа, можно добиться снижения аппетита на пару-тройку литров.
…и без них
Разумеется, внедорожных подвигов от ASX c приводом лишь на одну переднюю ось точно ждать не стоит. Любое безасфальтье, даже не очень крутой подъем по скользкому склону могут стать для такой машины серьезным препятствием. Разве что посуху неплохая геометрическая проходимость – короткие свесы и клиренс в 19 см – поможет пробраться чуть дальше, чем за рулем обычной легковушки.
Полноприводный автомобиль позволит чувствовать себя в сложных условиях более уверенно. При пробуксовке передних колес в работу вступает муфта, призывающая на помощь и заднюю ось. Но, прежде чем вам вздумается отправиться на штурм снежной целины, лучше перевести муфту в режим блокировки.
А чтобы электроника при проскальзывании колес не «душила» мотор, следует еще и заблаговременно отключить систему стабилизации. Да, и старайтесь ехать без лишних пробуксовок. Муфта даже зимой через несколько минут борьбы перегревается и отключается. Пока не остынет, задний привод не работает.
Грузим чемоданы
Удивляться тому, что багажник ASX меньше, чем у XL, не стоит. И все же его назовем крохотным – вполне сравним по объему с закромами «Кашкая» или «Йети». Правда, парадным цифрам в 419 л верить нельзя. Они относятся к ASX с докаткой в подполе. В России же все версии продают с полноразмерной запаской и, соответственно, увеличенной высотой пола. По нашим измерениям, младший «мицу» способен увезти около 350 литров.
А еще неожиданно не понравилась полка багажника. Ее сделали длинной, чтобы надежно прикрывала все содержимое трюма. Однако верхняя часть проема заметно заужена. И так высоко, как было бы удобнее всего для погрузки, не получается.
Но, естественно, полку можно снять, а спинку дивана сложить. В этом случае увезете до 1,2 кубометра. Так что, не станем наговаривать на ASX: с большинством бытовых задач он справится.
Безопасность
В краш-тестах ЕвроNCAP ASX заработал 31 балл и стал отличником. Опять-таки виден прогресс относительно «Аутлендера»-хорошиста. Но подобный результат относится только к «Интенсу» и более дорогим версиям, которые располагают полным комплектом из семи подушек, включая коленную для водителя.
Зато за безопасность ребятишек в салоне может быть спокойным покупатель любой версии. Для быстрой установки детских креслиц предназначены петли «Изофикс», расположенные по краям дивана. Спереди же можно устанавливать кресло-качалку для грудничков: фронтальный эйрбэг пассажира сделан отключаемым.
Эксплуатация, сервис
С обслуживанием «Мицубиси» проблем нет. Фирма может похвастать широкой сетью сервисных станций в 75 городах России. Наибольшее их количество приходится на Москву (21) и Питер (7). Гарантия составляет 3 года или 100 000 км пробега – что раньше наступит. Условия гарантии вполне корректны, а все ограничения четко прописаны.
Неоправданно частые визиты в сервис, как и дополнительные операции при обслуживании, дилеры не навязывают. Вы без потери гарантии вправе отказаться от масляного ТО-3000 км. Обязательный же межсервисный интервал составляет 15 000 км. По стоимости планового ТО и запчастей «Мицубиси» не дешевле и не дороже других японских марок. На существенные траты придется пойти только ближе к 60 тысячам километров, когда подойдет срок смены всех фильтров, жидкостей и свечей.
МЫ РЕШИЛИ:
Маленький «мицу», как и его старший брат, позволяет экономить. Но не в ущерб качеству и дизайну. Если нужен эффектный, компактный, добротный вседорожник, ASX надо рассматривать в первую очередь. Он не хватает с неба звезд: по комфорту, отделке и вместительности это крепкий середнячок. Однако с мотором 1,6 л он оказался самым доступным японским кроссовером. А «Инстайл-2,0-4WD» станет оптимумом, если вседорожник ищете всепогодный, очень щедро оснащенный и безопасный.