Итоги 2011 года: некогда думать о кризисе
С сентября нам не уставали твердить о том, что вот-вот начнется очередной кризис, хотя сроки его прихода раз за разом приходилось переносить – совсем как в истории с концом света. Постоянное муссирование этой темы не могло не оказать негативного влияния на автомобильный рынок; думается, именно потому России не удалось перекрыть рекорд, установленный в 2008 году. Как и тогда, после резкого, практически 2,5-кратного всплеска продаж во втором квартале третий показал лишь 50-процентный рост, а заключительные три месяца принесли с собой прибавку в какие-то 38,8%. До единожды взятой высоты мы не допрыгнули на 251 тысячу автомобилей. И остались вторым рынком Европы после Германии. Впрочем, один из локомотивов мировой экономики, США, со своими 13 040 632 автомобилями тоже недотянул до уровня 2008 года. В то же время Россия надежно обезопасила себя со стороны ближайшего преследователя – Франции, троекратно увеличив отрыв за три осеннее-зимних месяца.
В общем, итоговый рождественский пирог оказался весьма недурственным. А бонусом к этому пирогу мировой автопром преподнес нам и несколько маленьких, но аппетитных деликатесов. Так, Россия стала первой в Европе по продажам «Амарока», мы установили новый европейский рекорд для экспортных рынков и по «Мультиванам». «Ниссан» признал для себя нашу страну ведущим рынком в Европе, а «Роллс-Ройс» вторым в Европе после домашнего, британского. Бюджетная «Киа» и премиальный БМВ обнаружили, что спрос на их продукцию растет в России самыми быстрыми темпами, существенно опережая рост продаж в Европе и даже Китае.
Нашлось место и для экзотики: с октября по декабрь включительно «Мицубиси» умудрилась найти среди наших сограждан покупателей на 41 электромобиль i-MiEV – и это при полном отсутствии необходимой инфраструктуры, за исключением домашних розеток. Все же интересно, кто именно стал счастливым обладателем столь нужного в хозяйстве электроприбора – богатые поборники экологии или представители бюджетных организаций, демонстрирующие таким образом государственное мышление за наш счет.
Лавры победителя по итогам года достались «Хёндай». Корейская компания весь год шаг за шагом подбиралась к заветной цели и все-таки победила с минимальным отрывом – всего 4822 машины отделяют ее от «Рено», сохранившего прошлогоднее второе место. Неудивительно, что корейцы 63% своих продаж сделали на бюджетном «Солярисе». Кстати, подобный «театр одного актера» стал причиной катастрофы для «Форда» – компания откатилась с 3-й позиции аж на восьмую. Пристальное внимание к единственной модели привело к тому, что остальные продаются ни шатко ни валко. Лучший результат показал малотиражный «Гэлакси» – 81%, ну а «Мондео», лидер в своем классе, так и не смог стать надежной опорой для компании, сыграв ниже среднерыночного результата.
Настоящим героем проявил себя «Фольксваген», перебравшийся с десятой строчки на пятую и увеличивший продажи более чем вдвое – отчасти благодаря усилиям пришедшегося в России ко двору седана «Поло», специально разработанного для нашей страны. Из глубин рейтинга, с 30-го на 24-е место, всплыл «Лифан» – и вот он уже дышит в спину респектабельным «Хонде» и «Вольво»: за год китайцы показали рост на 132%. Удержал захваченные позиции «Ниссан», сумевший неплохо диверсифицировать свою деятельность. По крайней мере, семь его моделей пользуются неплохим спросом – в особенности «Кашкай», «Икс-Трейл» и «Тиида».
Как и прежде, лучше всего себя чувствуют компании, наладившие производство внутри страны. Продукция их заводов оккупировала 43% внутреннего рынка и показала рост в 69,9% по сравнению с 2010 годом. Немного активизировался импорт, на долю которого пришлось без малого 30% проданных автомобилей. Традиционный отечественный автопром, лишившийся прямой материальной поддержки государства, продолжал отступать. За последний год ему удалось поднять производство на 16%. Последний квартал стал провальным – еще в сентябре совокупный показатель АвтоВАЗа, УАЗа и «Шеви-Нива» находился на уровне 24,3%.
А ведь «Рено» собирается выкупить у «Тройки-Диалог» 25-процентный пакет акций АвтоВАЗа и таким образом довести свою долю до 50%. Скорее всего, переход постсоветского монстра под контроль французов станет началом его конца и обернется кардинальным обновлением модельного ряда со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Тем, кто не обладает подобными возможностями, приходится надеяться только на себя. Иностранцы активизируются в регионах. Так, дилерская сеть «Пежо» обосновалась в российских 52 городах. В последнее время открылись центры в Уфе, Новосибирске, Воронеже, Твери, Кемерово и Томске. Генеральный директор «Пежо Россия» Франсуа Пуарье считает эффективную дилерскую сеть одним из главных конкурентных преимуществ.
В 2011 году «Мерседес-Бенц» вместе с партнерами организовал новые дилерские предприятия в Волгограде, Магнитогорске, Челябинске и Иваново, а «Баварские моторы» открыли второй в мире специализированный салон БМВ-M в Санкт-Петербурге, а также крупнейший региональный центр площадью 7000 м2 в Екатеринбурге.
Не отставали от автомобилестроителей и компании по производству компонентов. Соглашения о промсборке с Минэкономразвития подписали уже 38 фирм, в том числе канадская «Магна», французская «Фореция», «Хёндай-Мобис», «Тойота-Босоку», «Асахи-Гласс», БАСФ, «Континенталь», «Делфай» и «Роберт Бош». Все они имеют предприятия в самых разных регионах России – Самаре, Нижнем Новгороде, под Калугой и Саратовом. Всего же 178 компаний выразили намерение открыть производство в России. В общем, все кипит и бурлит – тем, кто занят делом, некогда думать о каких-то кризисах.
Малый класс
Это как посчитать
Шустрый «Солярис», который осенью чуть-чуть приподнялся над привычным лидером «Логаном», окончательно оставил соперника позади: его результат – практически 100 тысяч проданных автомобилей. Для первогодка – фантастический рывок. «Рено», вероятно, мешает бороться на равных с корейской свежатинкой неизменный вот уже много лет непритязательный облик. Ну, и не надо забывать про «Сандеро» – 5-дверную ипостась «француза». Вдвоем братья пока недостижимы. Оба поколения «Рио» в совокупности вполне могли бы претендовать на третье место. В следующем году тому, что новее, предстоит ввязаться в тяжелый бой с весьма привлекательным «Поло-Седаном» – главной надеждой «Фольксвагена».
«Гольф»-класс
Не важно, что старушка, главное – дешево
Перелицованный «Опель-Кадет» 1984 года – на первом месте! Мы же предупреждали... Спасибо «Фокусу», поменявшему дизайн, агрегаты и, кажется, саму концепцию. Вменяемые цены на новый автомобиль ощутимо помогли ему попасть на шестую строчку, при этом старая версия сумела удержать второе место. На пару «Фокусы» – и стар и млад – по-прежнему недосягаемы. На самой границе первой десятки встретились рвущаяся вверх питерская «Астра-J» и ее землячка – старая «Астра-H», постепенно теряющая привлекательность в глазах покупателей. На две позиции улучшила свое положение «Октавия». В топ-15 смог наконец внедриться «Гольф» – во многом благодаря гибкой ценовой политике «Фольксвагена». Кстати, ему впервые удалось значительно опередить по продажам популярный в народе «Пассат».
Конкуренты отдыхают
«Мондео» по-прежнему вне конкуренции. Неплохую динамику продемонстрировала «Эпика», что принесло ей ни много ни мало 6-е место, но «крестоносцу» все равно далеко до калининградской «Инсигнии», утроившей прошлогодние продажи. «Соната» прошлого года издания также выглядит неплохо и уверенно метит в десятку. В России наконец-то распробовали новый S60, в котором создатели попытались подружить спортивные ухватки с высочайшим уровнем активной безопасности. «Швед» зацепился за 14 строчку и, судя по всему, не намерен на этом останавливаться. А вот A4 в преддверии рестайлинга откатился на пять ступеней. На одну позицию больше потерял давно не менявшийся «Авенсис», когда-то сражавшийся за лидерство.
Бизнес-класс
Вождь умер – да здравствует вождь
Появившаяся на свет лишь осенью свежая версия «Кэмри», по всей видимости, безболезненно сменит на посту вождя бизнес-класса свою предшественницу. В течение пары заключительных месяцев года она продавалась куда лучше ближайшего конкурента – «Теаны», которой по-прежнему придется довольствоваться второй ролью. Удвоились продажи шведской семейки S80/XC70, но в итоге это принесло ей повышение всего на два ранга – слишком велик отрыв первой тройки. На 10-м месте утвердился «Лексус-ES». А вот обновленный «Инфинити-М» не пришелся ко двору, скатившись в IV квартале еще на две строчки вниз.
Микро-, компакт- и минивэны
Не харизма главное
Весь подиум по-прежнему занимают все те же марки. Высокое 4-е место по праву оккупировали функциональные, комфортабельные и динамичные представители пассажирской части вольфсбургского семейства T5. Не меньшую прыть продемонстрировал «Пежо-3008», который показал уровень продаж, превысивший его собственное обозначение. Казалось бы, позиции бронзового призера подвергаются нешуточной опасности со стороны агрессивного француза. Однако не отличающийся особой харизмой «Гольф-Плюс» все-таки немец, а качество французской сборки пока не завоевало безоговорочного доверия покупателей в России. При ошеломляющей разнице в темпах роста ежемесячные продажи все-таки говорят в пользу «Гольфа»; а прогресс «Пежо» не слишком показателен, поскольку в прошлом году он появился в продаже лишь в конце лета.
Компактные кроссоверы
Чем нам милы китайцы
С непобедимым «Кашкаем» все понятно, да и удивляться всего лишь третьему месту «Спортиджа» при 230% роста, не стоит. Если брать за основу совокупные данные по старой и новой версиям, продававшимся в прошлом году, то динамика составит всего лишь 17,8%. Таким образом, гораздо лучше проявил себя RAV4, а у «Икс-Трейла» появился реальный шанс вернуть себе в этом году утраченное третье место. Неординарный «Джук», равно как и облагородившийся «Актион», за IV квартал продвинулись еще на одно место вперед. «Тинго», перелицованный по-таганрогски китаец «Тигго», совершил марш-бросок к 9 месту. И спасибо за это следует сказать исключительно самой доступной в классе цене, поскольку и оснащение, и выбор комплектаций, и внешность автомобиля оставляют желать лучшего.
Средние и большие кроссоверы
Несчастье брата помогло
И в этом классе первые два места не подлежат перераспределению. Новая модификация CX-7 с менее прожорливым мотором и без полного привода помогла «Мазде» подняться с 6-го на 4-е место. Ажиотажный спрос на удачный X3 нового поколения уперся в физическую неспособность баварской компании его обеспечить: очередь на автомобили растянулась чуть ли не на полгода. Этот дефицит сыграл на руку ее старшему брату X5, который переместился с 13-го места на 10-е. «Хайлендер», забравшийся на третью строчку еще в III квартале, за оставшиеся месяцы смог лишь увеличить на 0,4% свою долю рынка. Среди неудачников – «Соренто», а также Q5 и Q7.
Универсальные и профессиональные вседорожники
Победил настырный
«Тойота» так напугала покупателей ценой и внешностью нового «Прадо», что теперь неизвестно, поможет ли поставка в Россию оптимальной версии с дизельным двигателем. Это одна из немногих моделей, продажи которой показали отрицательную динамику. GX и «Рекстон» за последний квартал так и не нашли в себе сил вернуться в число лучших 15-ти, а вот настырный «Паджеро» все-таки обошел обновленный «Туарег», с которым бодался весь год, пусть даже с перевесом всего в 57 машин. Такая же борьба шла между «Пасфайндером» и «Ховером»; и победа в конце концов досталась «китайцу». Неразлучная пара премиальных «Мерседес-Бенцев» оттеснила не менее премиальный «Лексус-LX», которого в ближайшее время ждет обновление.
Грузопассажирские автомобили
Судьба ласкает молодых и рьяных
К лидерству L200 мы давно привыкли. Среди прочей весьма разношерстной компании в 2011 году особо выделились пикапы – стоит взглянуть на показатели динамики. Полные сил новички «Амарок» и «Хай-Лакс» с места в карьер бросились завоевывать рынок, а в самом низу таблицы неожиданную поддержку им оказал обновленный летом «Уингл», переместившийся с 17-го на 14-е место. Со стороны утилитарных автомобилей им попытались организовать сопротивление лишь «Кангу» и «Добло-Панорама», но с куда меньшим успехом.
Класс люкс
Три плюс семь
Немецкая тройка и близко не подпускает к себе конкурентов – она оккупировала более трех четвертей рынка представительских автомобилей. Продажи остальных моделей в разы меньше, а в их перемещениях относительно друг друга решающую роль играют не столько качество технических решений или маркетинговых ухищрений, сколько банальная случайность. Иначе как можно объяснить, скажем, успех дорогого даже не по корейским меркам «Икуса» и относительный провал добротного и сравнительно дешевого «Фаэтона»?
Купе, кабриолеты и «гран-туризмо»
Классовый лидер
«Ауди-А5» как был, так и остался непререкаемым авторитетом среди купе и кабриолетов. В одиночку он закрывает треть потребностей тех покупателей, которые заинтересованы в такой специфической продукции автопрома. Среди прочих моделей, неплохо продававшихся на общем фоне, можно отметить трансформер IS250C и ставший уже чуть ли не классическим родстер МХ-5. Лучший результат – у оригинального и симпатичного RCZ, который появился в автосалонах летом прошлого года.
Отечественные модели
Даешь программу утилизации-2!
С прекращением действия программы утилизации сократился и рост продаж наших автомобилей. Давно устаревшая «классика» ушла в минус, и ее обошли не только «Калина» и «Приора», но уже и «Самара». «Десятка», которую в прошлом году успешно воскресил украинский «Богдан», постепенно прокладывает себе дорогу к собратьям через ряды «уазиков». Последние и вовсе ни на что особенное не претендуют, обслуживая интересы весьма специфического круга автомобилистов, которым нужна в первую очередь проходимость и дешевизна, но которых совершенно не интересуют комфорт и эстетика.