Выбираем Ford Focus
А ведь «Фокус» у нас уже долгие годы знают именно таким! И ему верят, как верят обещаниям правительства. Что ж, «Форд» действительно умеет делать автомобили, что называется, на любой вкус и кошелек. Однако «Фокус» третьего поколения, похоже, близок к тому, чтобы растратить выданный ему кредит доверия.
Третий, пошел!
С дебюта первого русского «Фокуса» прошло уже без малого десятилетие. За эти годы он успел стать дедушкой, а его отпрыски, ловко сменявшие друг друга на конвейере, оставались лидерами продаж.
Установка «хорошо и недорого» работала годами. Пока в июне 2011 года не появился «Фокус III». Нет, цена базовой версии выглядела завлекательно – от 499 000 руб. Однако если оптимальный автомобиль предыдущего поколения обходился в 572 тысячи, то теперь стоил на 75 тысяч дороже. Впрочем, цены сейчас не подкручивает только ленивый. А создатели очередного «Фокуса» приложили немало сил, чтобы оправдать потяжелевший прайс.
Новичок по-прежнему радует широким выбором моторов, кузовов и комплектаций. Он лучше предшественника буквально во всем – от эффектной внешности до внутреннего обустройства (по крайней мере, на первый взгляд) и щедро нашпигован передовыми опциями. Да только осенью цены подняли на 6500 руб., а с этого года накинули сверху и того более – от 21 до 33 тысяч в зависимости от версии.
Сколько стоит?
Итак, прайс-лист на «Фокус» начинается с 532 000 руб. Для совсем свежей европейской машины эта цена выглядит все еще привлекательно. Только что это будет за автомобиль? Базовый мотор 1,6 л выдает всего 85 сил, и достаточной такую мощность можно было признать лет этак двадцать назад. Динамика разгона, соответственно, тоже родом из прошлого – 15 секунд до сотни: медленнее автомобиль в «гольф»-классе сегодня еще поискать! Да и базовое оснащение «Амбиент» откровенно скудное: пара подушек, ABS, центральный замок, электропривод передних стеклоподъемников и зеркал. И если кондиционер (29 800 руб.) и магнитолу (9400 руб.) заказать еще можно, то обогрев зеркал и кресел к «Амбиенту» уже не присовокупить ни за какие коврижки. Впрочем, даже столь аскетичные «Фокусы» находят своих покупателей: как правило, эти машины несут службу в парках крупных компаний.
В качестве же семейной машины «Фокус» следует рассматривать лишь начиная с версии «Тренд». С тем же чахлым мотором такой «Форд» на 67 тысяч дороже самой доступной машины, а с оптимальным 1,6-литровым мощностью 125 л. с. стоит еще круче – плюс 103 тысячи к базе. В «Тренде» есть кондиционер, MP3-магнитола с USB-входом, обогрев зеркал и более благородные дверные ручки, которые в салоне отделаны под алюминий, а снаружи окрашены в цвет кузова. Кроме того, «Тренд» – это минимально доступная версия, если нужен «автомат» или кузов универсал.
Правда, чтобы такой «Фокус» стал безопасным и всепогодным, к нему придется заказать пару пакетов – «Зимний» и «Безопасность 1», которые поднимут цену еще на 31 400 руб. Стоит также доплатить за сигнализацию (9900 руб.) и металлик (10 000 руб.). В итоге на оптимальный 5-дверный хэтчбек с мотором в 125 л. с. нужно отложить 686 300 или 721 300 руб. – с «механикой» или с роботизированной коробкой передач «Пауршифт» соответственно.
Есть, правда, некий промежуточный вариант «Тренд-1,6» (105 л. с.), который позволяет сэкономить 24 тысячи. В принципе, такой автомобиль возит уже не так грустно, как базовый – сотня за 12,4 с. Но это, по большому счету, городской вариант для неспешной езды одному или вдвоем, не более.
Следующие две версии – «Тренд-Спорт» и «Титаниум» – адресованы тем, кто хочет видеть в «Фокусе» некий более высокий статус. Первая дороже оптимума на 54 000, а вторая – на 78 500 руб. Снаружи такие машины отличаются дисками из легкого сплава, противотуманными фарами и хромированной отделкой окон. А основное отличие в интерьере сводится к широкому центральному боксу-подлокотнику и вставкам а-ля металл на руле и передней панели. Кроме того, в богатых «Фокусах» не нужно доплачивать за задние электростеклоподъемники, сигнализацию, обогрев передних сидений, ESP и боковые подушки безопасности.
Между собой эти версии отличаются в основном тем, что в «Титаниуме» есть климат-контроль и система доступа без ключа, а в «Тренде-Спорт» этого добра нет. С учетом того, что и здесь вам наверняка захочется выбрать что-либо из недешевых опций, рассчитывать следует на 750–800 тысяч. Надо полагать, на подобные траты согласятся далеко не все владельцы «Фокусов» прежнего поколения. К тому же «литье», сигнализацию и средства безопасности можно заказать отдельно и на оптимальный «Тренд», сэкономив порядка 20 тысяч рублей.
Традиционно помимо хэтчбека можно выбрать седан или универсал. Тут все определяют даже не столько финансы (первый дороже на 10 тысяч, а второй на 35 тысяч рублей), сколько грузопассажирские и в какой-то мере эстетические предпочтения. Тем же, кто любит погорячее, стоит присмотреться еще и к более мощным моторам. Бензиновый 2-литровый (150 л. с.) позволяет наиболее полно раскрыть отменные настройки шасси, а 140-сильный дизель очень экономичен. В первом случае удовольствие обойдется на 43 тысячи дороже оптимума, а во втором – аж на 123 500 рублей.
Что ж, вы наверняка уже догадались, что относительно дешевым «Фокус» может быть только при самых скромных запросах. Даже оптимум оказался примерно в одном ценовом диапазоне с традиционно более дорогими «Гольфом», «Астрой» и «Маздой-3» и продолжает отдаляться от доступных «Круза», 308-го и «Флюэнса».
В популярность «Фокуса», который многие привыкли воспринимать демократичным, даже бюджетным, это наверняка внесет со временем известные коррективы. Правда, и сдавать рынок без боя «Форд» не собирается.
Снаружи и внутри
Прежде всего, автомобиль весьма умело подают. Мартин Смит хорошо поработал над дизайном нового «Фокуса», который стал выглядеть более динамично. Силуэт крыши у него спадает резче, чем у предшественника, выше вздернута линия окон, стремительней и рельефней стали подштамповки боковин. А хороший продавец выставит в салоне еще и наиболее дорогую версию, которой светодиоды в передней и задней оптике придают особую респектабельность.
А вот отдельные элементы выглядят довольно спорно. Скажем, воздухозаборник в бампере, грубо разделенный на три геометрические фигуры, смотрится слишком своеобразно. А владельцы «Фокусов» прежнего поколения наверняка пожалеют, что хэтчбек и универсал лишились вертикальных задних фонарей, которые доходили почти до крыши и оставались чистыми в любую погоду. Низкие передний бампер и пороги на наших дорогах ни в коем случае не назовешь преимуществом: парковаться рядом с высокими бордюрами приходится с величайшей осторожностью. Да и на тесной стоянке двери придется распахивать аккуратно: защитные молдинги безжалостно упразднены.
А еще новый «Фокус» обзавелся длиннющими (73 см) стеклоочистителями. На лощеных европейских магистралях это благо: такие щетки оставляют меньше неочищенных секторов на лобовом стекле. Но на грязных русских дорогах такие «дворники» мажут и оставляют полосы. И если те же молдинги на двери можно приобрести в отделе аксессуаров любого дилерского центра, то щетки иной конструкции вы использовать не сможете.
Как уже было сказано, в оптимальном «Тренде» нет подлокотника между передними креслами. Его, конечно, можно получить за доплату в качестве опции, но это довольно накладно (4500 рублей). Кроме того, он не очень удобный: его крышка не регулируется ни по длине, ни по углу наклона. Разумнее будет подобрать неоригинальный аксессуар в отделе дополнительного оборудования – это и удобнее, и дешевле.
Во всем же остальном обустройство салона не нуждается в каких-либо извинениях. Подстаканники, карманы в дверях и на спинках, углубления для всякой всячины по углам дивана – все это есть на любой из версий. При этом «Фокус» остается еще и одним из самых просторных в классе: на диване легко усядутся даже те, чей рост приближается к 185 см. Самый высокий потолок в универсале (+4 cм), и если среди ваших домашних есть люди ростом выше среднего, это обстоятельство имеет смысл взять на карандаш.
Грузим чемоданы
И с точки зрения грузоперевозок универсал предпочтительнее выглядит, как несложно догадаться: по вместительности и удобству погрузки ему нет равных. У «вагона» самый широкий проем и самая низкая грузовая площадка. При 5-местной компоновке это единственный «Фокус», который может увезти почти полкуба багажа под шторкой; а разложив спинку дивана, вы получите трюм на 1,5 кубометра. Дабы русификацией не испортить выдающиеся показатели, универсал продают у нас только с узкой европейской «докаткой».
У хэтчбека и седана под полом прячется полноразмерное запасное колесо. На наших дорогах это безусловный плюс! Однако «запаска» заметно ограничила грузовые таланты этих машин, и в итоге трюм у таких «Фокусов» довольно скромный – 277 и 365 л соответственно.
У седана самый узкий проем багажника. К вещам, закатившимся к самой спинке дивана, приходится лезть, аки лис в нору. А на крышке багажника отсутствует ручка.
Зато седан, как и универсал, позволяет возить груз длиной до 1,62 м, а в постеленном на пол органайзере из пенопласта нашлось множество разнокалиберных углублений. Там хватит места и для насоса, и для саперной лопатки, и для прочего шанцевого инструмента.
За рулем
Удобство за рулем для многих является определяющим фактором при покупке машины. Все «Фокусы» в этом плане всегда были отличниками, и третий не стал исключением.
Эргономика посадки за рулем практически идеальна. Диапазон продольной регулировки кресла составляет 19 см, и этого более чем достаточно даже для тех, кто вымахал до 190 см. А не столь рослые личности должны оценить тот факт, что стремительным домкратом подушку можно приподнять на 6 см. И только самые длинноногие найдут повод пожаловаться на то, что у кресла водителя нет регулировки подушки по углу наклона.
Вторая волна симпатий наверняка нахлынет тогда, когда дойдет черед до оценки уровня отделки. Азартный настрой «Фокуса» передается водителю еще до того, как он запустит двигатель. Переднюю панель нынче не только развернули к драйверу на чуть больший угол, но и сделали более респектабельной.
Центральный тоннель получился достаточно широким и высоким. Вы сразу почувствуете, сколь уверенно принимает вас в свои объятия глубокое кресло с цепкой обивкой. Руки ложатся на спортивный «бублик», а глаз радуют наглядные приборы в раструбах. А еще никогда прежде «Фокус» не мог похвастать таким изобилием мягкого и удивительно приятного на ощупь пластика.
На руле же кнопок едва ли не больше, чем на «баранке» автомобиля Формулы 1. Поначалу кажется, что ко всем этим клавишам и за день не приноровишься, однако довольно скоро начинаешь осознавать, что все здесь логично и просто. Претензий минимум. Отвечая на входящий звонок соединенного «блютузом» с мозгами машины сотового телефона, я вместо кнопки с зеленой трубкой нажал на красную – уж больно близко они расположены. А ежели вы закажете дорогую магнитолу «Сони», то получите расположенные по соседству мелкие клавиши аварийной сигнализации и центрального замка со всеми сопутствующими этому проблемами.
Впрочем, все эти мелочи едва ли могут иметь решающее значение. Тем более что на оптимальном «Тренде» кнопок меньше, и посему управляться с бортовой электроникой заметно проще.
По дорогам…
Во время первого знакомства с «Фокусом» минувшим летом мне показалось, что 2-литровый автомобиль, по ощущениям, везет чуть ли не хуже, чем прежний 1,6-литровый; а новый 125-сильный 1,6 и вовсе напоминает доходягу.
Но все меняется, когда оказываешься за рулем «Фокуса», который уже набегал 5–7 тысяч километров. Обкатка серьезно меняет характер машины, и это обязательно следует учитывать будущему владельцу, дабы не возводить на машину напраслину. Возможностей оптимальной 125-сильной версии хватает на все случаи жизни. Машина бодро подхватывает с холостых и заметно добавляет огонька после 3 тысяч оборотов. На трассе же спокойно можно поддерживать крейсерские 130 км/ч.
Двухлитровая версия, естественно, более сноровиста. Однако роботизированная коробка передач по ощущениям заметно нивелирует преимущество мощного мотора. Меняет передачи «Пауэршифт» шустро: коробка научена даже распознавать спуски и при необходимости подтыкать передачу пониже. Кроме того, она сама старается адаптироваться под ваш стиль вождения. Но именно ее нестерпимое желание делать как можно больше самой и казаться умнее, чем следует, как раз и не понравилось. В переходных режимах даже с функцией «спорт» она старается жить своей жизнью, хотя все, что требуется от машины, – это ускориться в ответ на нажатие газа. Горе от ума, не иначе.
Вот почему переплачивать 43 тысячи за 25 лишних скакунов стоит только в том случае, если вы выбираете «механику», ибо «ручной» 150-сильный «Фокус» и на бумаге, и на деле самый быстрый из своих собратьев. Он уверенно берет крутые подъемы и не тушуется при обгонах на коротких прямых. Так что если вы любите ездить быстро и при этом вас устраивает МКП, за лишние «лошади» не грех и доплатить.
За рулем дизельной машины быстро понимаешь, что ей и обкатка не нужна, и «автомат» здесь понятливей. Тянет двигатель просто великолепно! Крутящего момента в три с лишним сотни ньютон-метров хватает на все случаи жизни и при любой загрузке. Отличный мотор, но уж больно дорогой: в богатом оснащении и 900 тысяч не станут пределом.
Благо сноровисто ходить по виражам умеет любой «Фокус» – вне зависимости от мотора и трансмиссии. Хорошее чувство руля, быстрые и точные реакции, надежное торможение с любых скоростей. Повороты – это его конек. Но наиболее ярко свои ездовые таланты машина раскрывает будучи дополненной системой динамической стабилизации. Дело в том, что только вместе с ней «Фокус» получает систему контроля тяги в повороте. А поскольку машина изначально конструировалась под использование ESP, то без нее склонна демонстрировать ярко выраженную недостаточную поворачиваемость. К слову, только покупатель автомобиля с «автоматом» ESP получает по умолчанию.
Обкатка благотворно сказывается и на расходе топлива. Первые пару тысяч километров автомобиль с 2-литровым мотором и АКП в рваном городском ритме запросто может выпивать по 13–14 литров 95-го каждую сотню километров. Но когда одометр разменяет тысяч пять, аппетит «Фокуса» приходит в норму: расход вполне реально удерживать в пределах 10 литров. Схожая картина наблюдается и со 125-сильным мотором.
…и без них
О том, чтобы выпускать «Фокус» за пределы асфальта, даже думать не стоит. Красивый, но, увы, низкий передний бампер очень легко повредить. Первыми в неравной борьбе с колдобинами падут пластиковые аэродинамические экраны перед передними колесными арками. Да и дорожный просвет совсем невелик – всего 14 см. А если вы решитесь поставить металлическую защиту картера, клиренс уменьшится еще на сантиметр.
Правда, на зиму можно подобрать шины с более высоким профилем: колесные арки это позволяют. Улучшить геометрию можно только таким нехитрым способом.
Безопасность
Наивысшую оценку в пять звезд «Фокус» уже успел подтвердить в тестах ЕвроNCAP. Вообще «Форд» легко убеждает, что умеет чуть больше, чем принято требовать от большинства его одноклассников – достаточно хотя бы единожды попробовать, насколько правильно ведет себя система динамической стабилизации и как точно и эффективно действуют тормоза.
Остается лишь посетовать, что на оптимальной версии и ESP, и комплект из боковых и оконных подушек безопасности требуют доплаты. Впрочем, 19 500 рублей кажутся вполне адекватной ценой за подобное человеколюбие.
К счастью, на безопасности детей «Форд» не экономит: «детские» замки в задних дверях, блокировка стеклоподъемников с места водителя и петли «Изофикс» – все это можно встретить на любом «Фокусе».
Эксплуатация, сервис
По части сервисного обслуживания «Фокус» ничем особым не выделяется. Интервал между ТО – 15 000 км, гарантия составляет 3 года или 100 000 км. Правда, стоимость обязательного техобслуживания по современным меркам невелика и, что куда важнее, жестко фиксирована представительством. Однако список регламентных работ минимален: замена масла, фильтров, сервисных жидкостей плюс некоторые контрольные работы.
При этом у «Форда» весьма обширная дилерская сеть: в России действует более сотни центров, 19 из которых приходятся на Москву, а 9 – на Санкт-Петербург.
МЫ РЕШИЛИ:
Слава «Фокуса» как автомобиля народного, похоже, уходит в историю. Однако в рамках «гольф»-класса его по-прежнему следует рассматривать как первого претендента на покупку: это все еще более чем сильный игрок, который умеет эффектно себя подать. Он сохранил удобство, управляемость, широкий выбор кузовов и комплектаций. Однако в роли оптимальной семейной машины «Фокус» нынче столь же недешев, как и его основные европейские одноклассники «Астра» и «Гольф».