Citroen DS4: изысканность на грани нервного срыва
Считаем двери
Я смотрел на него из окна гостиницы на улице Лафайет, в самом центре Парижа, и все пытался понять, на кого похож этот темно-коричневый злюка. Что-то знакомое, но что именно? Уж во всяком случае не С4, на базе которого французы его построили. Крутобокий, мускулистый, поджарый, с эффектно ниспадающей крышей и словно боевой раскраской весь разрисованный резкими подштамповками. Из внешних деталей у этих машин общие только фары, зеркала и капот. Все остальное – другое!
Пожалуй, треугольное боковое окошко и взбегающая к задней колесной арке линия порога напоминают «Астру». Однако в отличие от «Опеля» DS4 – трехдверный. Но что это за тонкая линия прорезает боковину до самой оконной рамки?..
Только познакомившись с новичком поближе, я понял, что у него не три, а пять дверей! Да-да, в том самом заднем окошке спрятана ручка. Ишь ты – ловко! Правда, дверь получилась весьма сложносочиненной формы, с острым стреловидным выступом, о который можно пребольно удариться. А еще здесь нет стеклоподъемников. Никаких, ни электрических, ни механических – ведь стекло шире самой двери.
Чуть позже на мой недоуменный вопрос месье Винсон, тот самый парень, кто придумал эту дверь, ответил: «Я получил задание сделать купе. И сделал! И никакая это не жертва функциональности ради стиля. Такого еще ни у кого не было». А гендиректор всего «Ситроена» Фредерик Банзе добавил: «Так мы убили двух зайцев – облегчили посадку на задний ряд и сделали двери не столь широкими, как они обычно бывают у трехдверок».
Ну что ж, купе так купе – автору виднее, к какому жанру отнести свое произведение: Гоголь «Мертвые души» поэмой назвал, Чехов «Вишневый сад» – комедией. Только почему у этого купе клиренс на 30 мм больше, чем у С4? Не зря же DS4 выглядит так, словно на цыпочки приподнялся. «А это для того, чтобы водитель сидел выше, глядел дальше», – в один голос твердили французы. Позвольте, но ведь в купе драйверское кресло, наоборот, поближе к земле располагают, дабы центр тяжести понизить и управляемость улучшить.
Н-да, нерядовая машина у дизайнеров из Велизи получилась. «У DS4 романтический характер», – заключил Винсон. Что ж, попробуем, насколько он романтичен. Ключ на старт!
Париж как зеркало русских дорог
С улицы Лафайет налево, еще раз налево, пересекаем бульвар Осман, площадь Согласия, и через пять минут мы на Елисейских полях. И тут я понимаю, как мне повезло. Нет, не потому что «увидеть Париж и умереть», а потому, что поля эти Елисейские, то есть райские, не заасфальтированы, а выложены брусчаткой. Вот когда отличие от С4 стало наиболее очевидным – подвеска DS4 ощутимо жестче. На 30–40 км/ч еще двигаться можно, но если чуть быстрее, «Ситроен» превращается в натуральный костотряс, который отобьет у вас всякую охоту любоваться парижскими красотами. Я повернул голову вправо, чтобы поглазеть на знаменитый «ситроеновский» шоу-рум С-42, и пропустил совершенно безобидную с виду ямку. Подвеска с глухим стуком замкнулась на отбойники, а пассажиров моих на диване так тряхнуло, что извиняться мне пришлось до самого Версаля.
Правда, нельзя не учитывать, что наш шоколадный DS4 щеголял в заказных дисках диаметром аж 19 дюймов. Базовые 16-дюймовые колеса, разумеется, сделают «Ситроен» помягче на ходу. Зато на узких извилистых дорожках в окрестностях французской столицы обутый в низкопрофильную резину DS4 показал себя молодцом. Он хорошо слушается руля, охотно и четко пишет виражи, на траектории держится как приклеенный. Впечатлений добавляет 200-сильный турбомотор – до сотни он разгоняет машину на 1,7 секунды быстрее, чем самый мощный из С4 в 156 сил. При этом, что удивительно, топлива расходует даже меньше – на 0,4 литра на шоссе (в городе аппетиты двигателей одинаковы). Реальный же расход за триста верст составил 8,9 л/100 км. Очень неплохой показатель, учитывая такую-то мощность.
И все же я бы не назвал характер DS4 заводным. Он быстр, но без особого азарта, он хорошо рулится, но ни в коем случае не провоцирует своего хозяина каждый следующий поворот проходить быстрее предыдущего. Новая 6-ступенчатая коробка передач работает четко, однако к педали сцепления придется приноровиться. У нее длинный ход, а схватывает сцепление ближе к его концу: в сочетании с высокой мощностью и серьезным крутящим моментом это делает машину несколько нервной. Ко всему прочему, и голос мощнейшего мотора не вдохновляет. Моторный отсек французы настолько хорошо укутали шумоизоляцией, что до ушей водителя долетает лишь отдаленный рокот. Пришлось даже установить особую мембрану-резонатор, чтобы двигатель… шумел позабористей! Но и она не помогла.
Откровенно говоря, романтики в характере «Ситроена» особой не наблюдается. В целом даже возникает ощущение, что «дээсу» больше подойдет 156-сильная турбо-«четверка». Правда, в России она сочетается только с «автоматом». Впрочем, и базовый вариант все того же мотора, разработанного в сотрудничестве со специалистами БМВ, судя по тому, что С4 его вполне хватает, не превратит DS4 в тихохода – ведь «дээс» лишь на 75 кг тяжелее.
Вся такая противоречивая
Из подобных многочисленных «но» новоиспеченный DS будто соткан. Сзади двое рослых пассажиров усядутся с легкостью – у меня над головой осталось еще 2 см, перед коленями 4–6 см, – но судя по отсутствию стеклоподъемников и воздуховодов климат-контроля, им здесь не слишком рады. При очень хорошей в целом звукоизоляции шум от шин серьезно достает уже на 100 км/ч: задние арки изнутри проложены звенящим, резонирующим пластиком. Или вот, к примеру, скошенный внизу руль, настоящий алюминий на педалях, внушительный шарик набалдашника рычага механической коробки и амбразура заднего окна, сквозь которую практически ничего не видно, – типичные атрибуты гоночного автомобиля. Однако сама «баранка» великовата для истинно спортивного руления. Неудивительно – на ступице пришлось разместить четыре разных пульта.
Высококачественная перфорированная немецкая кожа обивки сидений и передней панели, выполненная в цвете «Гавана» (по примеру президентского лимузина DS21 Жоржа Помпиду 1968 года) и тщательно простроченная уникальным «жемчужным швом», хромированные накладки на порогах с лазерной гравировкой, оснащенные массажем поясницы кресла красноречиво говорят о том, что вы находитесь в салоне дорогого, престижного автомобиля. Но у пассажирского сиденья нет электрорегулировки, у косметических зеркал подсветки, а у пластикового лоточка для мелочи – мягкой подложки. Фи…
Подсветку в зеркала провести не получилось, поскольку DS4 оснастили очень интересной панорамной крышей, которая позволяет любоваться небесами с передних сидений. Среди других изюминок салона, делающих «Ситроен» совершенно уникальным автомобилем, – возможность регулировки не только цвета подсветки приборной панели, но и звука вспомогательных сигналов. Очень гламурно! Можно, скажем, выбрать «ритм джунглей», если вам наскучит обычное тиканье «поворотников», заставить посинеть лимбы приборов – ваши подружки наверняка побелеют от зависти. Но если одна из них попытается подкрасить губки и не обнаружит подсветки… Краснеть придется уже вам.
Расчет по любви
Как видим, французам удалось соорудить автомобиль действительно неповторимый. Соединив в себе черты абсолютно разных, несовместимых на первый взгляд машин, он похож на нарочно эпатирующего публику завсегдатая клубных вечеринок. От покроя его пиджака и цвета штиблет волосы встают дыбом, зато парня уж точно не забудут. О нем будут говорить! Всего в DS4 немного слишком – вычурности, мощности, шика и авангарда. И все же главное у нового «Ситроена» есть – индивидуальность. Создатели назвали его «современной интерпретацией французского понимания роскоши». И в этом амплуа у DS4 нет конкурентов.
Расчет прост. Вы хотите ездить за рулем обычного хэтчбека, среднего во всех отношениях, и в глазах окружающих оставаться человеком столь же средним и незаметным? А что если, доплатив всего-то от ста до двухсот тысяч, вместо обычного, ничем не примечательного С4 стать обладателем совершенно сногсшибательного аксессуара – модного и стильного, изысканного и чувственного? О стеклоподъемниках же, клиренсе и козырьках пусть рассуждают люди скучные и натуры приземленные. Им не понять. Они не любили.
Три степени шика
DS4 в Россию приехал с тремя моторами. Базовый 120VTi сочетается с 5-ступенчатой МКП и стоит 757 000 руб. Его более мощный турбовариант 140ТНР за 861 тысячу располагает 6-ступенчатым «автоматом». Первая версия оснащения «Шик» для обоих моторов включает среди прочего электропривод и обогрев зеркал, кондиционер, «музыку», 6 подушек, ABS и ESP, диски из легкого сплава и кожу на руле. «Со шик» еще богаче, а топовый «DS4-Спорт шик» с 200-сильным мотором и 6-ступенчатой МКП за 1 107 000 может похвастать 18-дюймовыми колесами, кожаным салоном с электроприводами и алюминиевой отделкой и умным парктроником, который умеет определять место, потребное для стоянки.
+ Стильные внешность и интерьер; качественная отделка салона; просторный для двоих рослых пассажиров диван; широкий выбор силовых агрегатов; богатое базовое оснащение; интересное оборудование
– Отсутствие задних стеклоподъемников, электропривода пассажирского кресла и подсветки макияжных зеркал; жесткая подвеска; высокая цена