Покупаем Hyundai Solaris
Всё, что пожелаешь…
Своим появлением на рынке новый «Хёндай» возбудил многих: еще бы – всего за 400 тысяч обещается новейшая модель известной марки, да еще и с кондиционером! Однако первые машины, появившиеся в шоу-румах в феврале прошлого года, насторожили ценником, который бессовестно свешивался за 600 тысяч: в салонах дилеров красовались только самые дорогие версии, к тому же сдобренные недешевыми опциями. А ведь «Солярис» – это, по сути, «Акцент» четвертого поколения. Так почему же вдруг новичок оказался чуть ли не вдвое дороже своего отнюдь не бесталанного деда?
Ну да что там поминать прошлое, коль скоро машина смогла доказать, что действительно стоит своих денег. На первый план вышли такие плюсы, как высокое качество сборки, организованной на заводе под Питером, хорошая коррозионная стойкость, возможность работы на 92-м бензине, увеличенный клиренс и более емкий бачок стеклоомывателя – и это далеко не полный список улучшений, которые корейцы произвели с «Солярисом», адаптируя его под запросы нашего рынка. Достаточно заманчиво составлены и комплектации. «Автомат», например, продают не только с наиболее мощным двигателем, как на «Логане» или «Авео», но и с базовым мотором. Ну и, естественно, внешность машины – это тоже один из ее плюсов: дизайн кузова, покрытого струящимися линиями, хоть и не лишен эклектики, зато заставляет «Солярис» выглядеть свежо и современно.
Отрадно также, что корейцы не оставляют без внимания критику – и журналистов, и покупателей. Когда были обнаружены досадные огрехи в настройках подвески, конструкторы смогли устранить их за считаные месяцы. Мало того, перетряхнули и комплектации, сделав их более привлекательными. Наконец, в помощь седану прошлым летом подоспел хэтчбек; и дабы устранить длиннющие очереди на «Солярис», на заводе ввели трехсменный график работы. В общем, все, что пожелаешь, о платежеспособный русский покупатель!
Нынче «Солярис» можно получить буквально с колес: готовые машины есть на складах дилеров. Более того, можно даже отыскать машину 2011 года с хорошим дисконтом! Разве что самые ходовые комплектации, дополненные именно теми опциями, которые нужны именно вам, придется подождать 1–2 месяца. И это – в порядке вещей.
Сколько стоит?
Прайс на русский «Хёндай» начинается с 443 тысяч рублей – столько просят за «Солярис-1,4» со 107-сильным мотором и любым кузовом. За исключением продукции АвтоВАЗа и «китайцев», дешевле только 75-сильный «Логан» (от 338 000 руб.). Однако по качеству отделочных материалов сравнивать базовый «Рено» с «Хёндай» не совсем корректно. А при сопоставимых моторах и схожих комплектациях и цены вполне соотносимы. При этом даже базовый «Солярис-Классик» может похвастать парой подушек безопасности, ABS, электростеклоподъемниками спереди, а также весьма актуальными в России фильтром салона, наружным термометром и датчиком уровня стеклоомывающей жидкости. А 1,6-литровый мотор подразумевает и наличие кондиционера.
И все же оптимальным, на наш взгляд, стоит признать автомобиль в более дорогой версии: для седана она называется «Оптима», а для хэтчбека – «Актив». Такой «Солярис» дороже на 44 тысячи, но ему по умолчанию положен кондиционер, который сам по себе оценивается в 20 000 руб. С учетом этого отдать 24 тысячи рублей за обогрев передних сидений и лобового стекла в зоне покоя «щеток», задние электростеклоподъемники, электропривод обогреваемых зеркал и магнитолу, согласитесь, не жалко. К тому же седан позволяет сэкономить 10 500 руб., если отказаться от «музыки». Но делать этого не стоит: забегая вперед, отмечу, что она не только отлично вписывается в интерьер, но еще и крайне удобна в пользовании.
Стоит ли переплачивать еще 20 000 за 123-сильный 1,6-литровый мотор, решать вам. По мне, так возможность на секунду быстрее разменивать сотню столько не стоит. Правда, с АКП разница в динамике более заметна. Да и стоит «автомат» недорого – 35 000 рублей.
Следующая версия называется «Комфорт» или «Стайл» – в зависимости от кузова. Эти «Солярисы» лишь в мелочах лучше оптимума: у них есть складной ключ зажигания, полностью автоматический режим стеклоподъемника водителя, центральный подлокотник спереди, очечник, панель приборов с внутренней подсветкой «Супервижн». Однако только начиная с этих версий можно получить пакет «Безопасноcть», куда входят боковые и оконные подушки и ESP. Правда, сам по себе «Стайл» дороже оптимума на 36 тысяч – да еще за вышеозначенный пакет попросят 29 500 руб. В итоге такой «Солярис» получается дороговат – от 552 500 руб.
Наконец, топовую версию («Фэмили» для седана, «Динамик» для хэтчбека) можно получить только с двигателем 1,6 литра. Здесь уже есть все возможные пакеты, в числе которых «Престиж», который интересен климат-контролем, дисками из легкого сплава и системой запуска без ключа. За такой автомобиль придется выложить минимум 624 000 рублей – а это уже дороже, чем иные европейские машины «гольф»-класса!
Снаружи и внутри
Струящаяся рыбка по имени «Солярис» может иметь золотистый окрас, однако никто не мешает купить его в любом другом из восьми цветов. Между прочим, «Хёндай» по-прежнему не берет денег за металлик, и за это корейцам отдельное спасибо. Качество окраски, к слову, не вызывает никаких нареканий; и даже в проблемных местах – по водосточным желобам или на порогах – вы не найдете ни намека на шагрень.
Какой именно кузов попадет в сети вашего внимания, зависит исключительно от личных пристрастий, но никак не от цены: с недавних пор и седан, и хэтчбек при равенстве оснащения стоят одинаково. Правда, если вы рассчитываете перевозить на диване рослых пассажиров (от 180 см и выше), лучше выбрать хэтчбек: у него не столь покатая крыша, и посему воздуха над головой чуть больше.
Конечно, когда выкладываешь больше 600 тысяч за супермини, подсознательно ждешь от машины если и не аристократизма в отделке, то, как минимум, какой-то изюминки. В принципе, топовый «Солярис» с глянцевой отделкой центральной консоли, климат-контролем и системой запуска без ключа действительно смотрится не по классу респектабельно. Однако даже если вы предпочтете оптимальный «Актив», то и его обустройство едва ли покажется ущербным: серая обивка потолка не вызывает ощущения дешевой тряпки и гарантированно не будет «дышать» от малейшего нажатия пальцами, как на многих других малолитражках, соседствующих по бюджету. Кнопки плафонов освещения включаются мягко, без малейшего заедания. Все болтики-саморезы или расположены в невидимой зоне, или прикрыты аккуратными заглушками. Для одежды предусмотрены удобные складные крючки над задними дверями. Косметическое зеркальце в противосолнечном козырьке водителя прячется за сдвижной шторкой. Наконец, черный матовый пластик панелей только на ощупь жесткий, как полено, – зато он покрыт пупырышками, словно мячик для гольфа, и оттого кажется вполне дружелюбным. Все это вместе и вызывает ощущение добротного, хорошо продуманного салона.
Пожалуй, единственная зона, в которой обнажается бюджетная сущность машины, – это обустройство «галерки». Даже в самых дорогих версиях пассажиров почему-то обделили подстаканниками. Ни на одном из «Солярисов» нет ни центрального подлокотника, ни подголовника по центру дивана, хотя его ширина позволяет разместиться паре взрослых и подростку.
Наконец, дешевые грибки-фиксаторы спинки дивана на седане смотрятся откровенно дешево. На хэтчбеке, куда более презентабельные и удобные рукоятки, выполненные заподлицо с поверхностью спинки.
Грузим чемоданы
Багажник у хэтчбека, как несложно догадаться, гораздо практичнее, чем у седана. Единственное, в чем трюм пятидверки традиционно проигрывает, – это протяженность погрузочной платформы, которая короче на 28 см. Но в большинстве ситуаций благодаря более широкому проему и съемной полке хэтчбек удобней и вместительней. Да и здоровенных петель крышки багажника, в отличие от седана, хэтч лишен начисто. В итоге, сложив спинку дивана, в пятидверке можно, уместить пару взрослых велосипедов, сохранив на диване одно посадочное место, или даже вывезти старую громоздкую мебель из квартиры. По меркам супермини 1345 л – вполне внушительные закрома. В седане, конечно, тоже можно разместить длинномеры, однако проем, отделяющий чрево багажника от салона, здесь узковат.
Безопасность
«Солярис» не продается в Европе, зато весьма востребован в США. Соответственно, автомобиль прошел все испытания Американского страхового института дорожной безопасности, заработав там высший балл. Учтите только, что эти тесты проходила машина с шестью подушками.
У нас же, повторим, полный набор эйр-бэгов положен «Солярису» только в топовой комплектации – или же в пакете «Безопасность». Правда, такие блага, как петли изофикс на диване, «детские замки» в задних дверях и активация аварийной сигнализации при экстренном торможении, положены всем без исключения версиям.
За рулем
Водителю в «Солярисе» – благодать! Кресло с довольно длинной подушкой и широкой спинкой имеет регулировку по высоте, но руль регулируется только по углу наклона. Жаль, что центральный бокс-подлокотник и дорог (его продают только в пакете «Расширенный» за 16 000 рублей), и не слишком удобен: он расположен низко, так что опереться на него смогут лишь те, кто любит сидеть ближе к полу. Имейте в виду: если такой аксессуар вам действительно нужен, его стоит приобрести на стороне. Да и по деньгам выиграете.
А вот магнитолу, повторим, лучше заказать заводскую. Мало того что она замечательно разнообразит салон машины, так еще ей привили множество талантов: она умеет читать файлы MP3, проигрывать музыку с флешки или при помощи разнообразной i-техники. Кроме того, она еще и интуитивно понятна в использовании: настройки тюнера, работа с файлами, общее управление – ничто не вызывает вопросов. Кондиционер также весьма приятен в общении: в его оформлении нет ничего лишнего, все предельно просто и понятно.
Серьезных минусов в эргономике «Соляриса», пожалуй, всего два. Ниспадающая крыша заметно ограничивает обзор назад, причем в седане ситуацию усугубляет длинный покатый хвост. В общем, «парктроник» здесь жизненно необходим. Те же, кто вымахал свыше 180 см, вынуждены будут или ближе садиться к рулю, или вытягивать руки, поскольку по длине рулевая колонка не регулируется.
Остальное – мелочи. Скажем, здесь нет внутренних ручек дверей в их привычном понимании: вместо них лишь бортики. Но, надо отдать должное, удобству пользования это нисколько не мешает. А вот тот факт, что машина мгновенно обесточивается одновременно с выключением зажигания, вносит определенную нотку раздражения. Впрочем, подобные недочеты можно обнаружить и в куда более дорогих машинах. Так что не требуйте невозможного от «Соляриса» – и он ответит вам взаимностью.
По дорогам…
Вот и с тем, как машина ездит, похожая история. Удовольствие от «Соляриса» наверняка будет тем выше, чем скромнее были ваши желания. Когда после первых же километров начинаешь подмечать, что даже базовый 1,4-литровый мотор везет не по объему шустро, от него невольно начинаешь требовать все больше.
И «Солярис» от души дает то, что вы просите! Он не противится полной загрузке. Он ровно тянет и позволяет ошибаться с выбором передач. И – да: он после 2500 об/мин везет с таким задором, что многие попросту отказываются верить в то, что под капотом всего лишь «один и четыре». При этом двигатель работает на холостых удивительно тихо и даже на максимуме не досаждает надрывным воем.
Единственное, чего от него не стоит требовать, так это бойцовского характера с самых холостых. Если не слишком усердствовать с акселератором, то может показаться, что в двигателе нет задора вообще. Не едет? Крутите, крутите!
И если вы все же решили переплатить за более мощный мотор, чтобы сделать из «Соляриса» гоночный аппарат, вас постигнет разочарование. Да, запаса под правой ногой прибавится, но не настолько, чтобы радикально изменить темперамент автомобиля. Разница становится действительно заметной лишь при полной загрузке и на скоростях хорошо за сотню.
Оба двигателя схожи и по расходу топлива: машины с «автоматом» в среднем потребуют 10–11 литров на сто километров, с механической коробкой – 7–8 литров. Если же держать крейсерскую скорость в 90–100 км/ч, то на свободном шоссе вы без труда добьетесь совсем скромного аппетита – 5,7 л/100 км.
Выбор 1,6-литрового силового агрегата полностью оправдан лишь в том случае, если вы покупаете машину с АКП, ибо автоматизированный «Хёндай» с базовым мотором слегка меланхоличен. А вот двухпедальный «Солярис» жжет! «Автомат» о четырех ступенях, даром что не последний писк моды, не стесняет устремлений мотора. Автомобиль разгоняется столь споро, что его скромные паспортные 11,2 с до сотни кажутся неуместным кокетством. При этом он не требует, чтобы из него выжимали все соки. Даже наоборот: пара-тройка тысяч оборотов минуту – в самую масть для него.
Правда, 4-я передача уж слишком длинная. Как только коробка доходит до нее, разгон тут же вязнет, как ложка в горшке меда. Впрочем, можно принудить «автомат» трудиться не выше третьей ступени, передвинув рычаг из режима D в позицию «3».
Однако носиться за пределами ПДД все же не стоит – и дело тут не в дамокловом мече правосудия. На скоростях до 110–120 км/ч «Хёндай» очень уверенно стоит на прямой и способен с огоньком писать виражи, а придраться можно лишь к недостаточному реактивному усилию при малых углах поворота руля. А ведь машины из первых партий отличались нестабильным характером управляемости! Нет, определенно не зря с февраля корейцы ставят на машину более жесткие пружины и энергоемкие амортизаторы.
И все же лучше не насиловать «Солярис» драйвом, поскольку факт очевиден: мотор по-прежнему может больше, чем шасси. На асфальтовых волнах несложно выяснить, насколько быстро машина норовит спрыгнуть с дуги. Казавшиеся до того вполне цепкими штатные шины «Кумхо-Солус» на пределе довольно резко срываются в скольжение. Так что перспектива остаться у разбитого корыта светит любому, у кого желания опережают возможности.
И все же в целом ходовые качества «Соляриса» находятся в гармонии с местом на рынке: он лишь самую малость уступает седану «Поло», но заметно превосходит «Логан». И, по большому счету, здесь «Хёндаю» едва ли нужны еще какие-либо улучшения.
А вот где бы они точно пригодились, так это в звукоизоляции. Откровенно слабая акустическая защита арок и порогов – бич «Соляриса». И это особенно заметно на фоне тихих моторов. К тому же задние подкрылки закрывают арку почему-то всего на треть. Так что будет совсем не лишним установить дополнительную пластиковую защиту, а для лучшей изоляции от камешков не поскупиться еще и на обработку «антигравием», ибо на шершавом асфальте гул в салоне стоит удручающий.
…и без них
У «Соляриса» вполне приличный клиренс: от земли до стального листа защиты моторного отсека (за 4–5 тысяч руб. его можно заказать в отделе аксессуаров) можно намерить 155 мм. Ни глушитель, ни детали подвески ниже не свешиваются. Казалось бы, если последние километры до родной фазенды пролегают по грунтовке, можно смело мчать там же, где проходит сосед на «Жигулях».
Однако делать это все же стоит с особой осторожностью. Дело в том, что амортизаторы и пружины «Соляриса» очень восприимчивы к нагрузке. При полной машина припадет к земле почти на 4 см, а риск повредить автомобиль на неровностях многократно возрастает. Причем ремонтировать подвеску наверняка придется за свой счет.
Это только в сказках рыбки безвозмездно одаривают благами. «Солярис» же за свои транспортные услуги периодически будет требовать ваших кровных. Учтите, что красивая гарантия – 5 лет или 120 000 км пробега – действует далеко не на все детали.
Например, на втулки стабилизаторов гарантийные обязательства составляют всего 20 000 км или один год. Аналогичные условия распространяются на тормозные диски, кондиционер, приводные ремни, лампочки и аккумулятор. Также в инструкции черным по белому написано, что «незначительное просачивание масел сквозь прокладки и сальники» вполне могут причислить к «отклонениям, не влияющим на качество». Любые же «эластичные уплотнения» корейцы готовы поменять бесплатно только в течение года. И если, скажем, коробка передач сломается раньше по причине того, что вы не заметили снижения уровня масла, в бесплатном ремонте могут и отказать. Хорошо хоть, что все эти ограничения в «Хёндай» не скрывают.
Ездить на TO придется раз в год или каждые 15 000 километров. И просят за свои труды сервисмены не запредельно: даже самые дорогие четные визиты не должны потребовать больше 10 тысяч рублей.
Нет недостатка и в дилерах. Их число в России давно перевалило за сотню. Больше всего центров работает в столичном регионе – 26, а в Питере – 8.
МЫ РЕШИЛИ:
В оптимальной 5-дверной версии «Актив-1,4» народный «Солярис» за свои деньги являет собой действительно наилучшее сочетание динамики, комфорта, практичности и добротности. И хотя у автомобиля хватает минусов, все они не настолько значимы, чтобы могли послужить поводом отказаться от покупки. Главное – не забывать, что эта машина не рассчитана на силовую езду, хотя ее моторы способны провоцировать на водительские подвиги. И тогда счастье от обладания красивой, современной и недорогой машиной станет чуть более чем полным.