Итоги первого полугодия: живем, пока живется
После богатого на сюрпризы первого квартала полугодие может показаться скучным. Германию мы, конечно же, не догнали, да и не могли – отрыв в 300 000 проданных автомобилей непреодолимо велик. От следующей за нами Великобритании, правда, мы солидно оторвались – примерно на те же триста тысяч. Никаких сюрпризов, все в полном соответствии с сухими цифрами, демонстрирующими рост по отношению к предыдущему году: у тевтонов 0,7%, у нас 15,4%, у островитян 2,7%.
Что еще нам не удалось? Пожалуйста – мы так и не смогли превысить показатели рекордного 2008-го. Тогда за полгода было продано 1 405 116 машин, а сейчас – 1 340 111. Не установил рекордов и отдельно II квартал, который также продемонстрировал общее замедление темпов. Ведь если в первые три месяца 2012-го было реализовано на 20,1% автомобилей больше, чем в тот же период предыдущего года, то за апрель-июнь – лишь на 15,4%. Лично не заинтересованные в подтасовках прогнозов маркетологи «Ленд-Ровер-Ягуар» предполагают, что к концу года рынок вырастет в целом не более чем на 10%, и звучит это утверждение достаточно правдоподобно. Ежели они на самом деле окажутся правы, то никаких сенсаций ждать не приходится. С британцами, по всей видимости, согласны и аналитики «Прайс-Уотерхаус-Купер».
И все-таки, пусть мы и не достигли высот 2008 года, но подобрались к ним довольно близко – не хватило каких-то 5%. Это обстоятельство позволяет на вполне законных основаниях обратиться к статистике, дабы получить более ясную картину мира. Оказывается, кризис серьезно изменил предпочтения наших сограждан. В большинстве своем доли рынка, оккупированные разными классами, остались примерно теми же – изменения не выходят за рамки пары процентов в ту или другую сторону. Но есть и исключения. Самый популярный «гольф»-класс потерял за четыре года 9,6%, в то время как сфера влияния кроссоверов и универсальных вседорожников выросла на 11,5%.
Вероятно, водители решили бороться с одной из двух исконных бед России своими силами: значительный клиренс оказался серьезным преимуществом не только на бездорожье, но и в городах, где качество асфальта по-прежнему оставляет желать лучшего. Двинулись навстречу чаяниям граждан и автомобилестроители, которые предложили богатый выбор более-менее бюджетных вариантов, моментально снискавших популярность – «Кашкай», «Джук», «Тигуан» и «Дастер». Даже АвтоВАЗ не остался в стороне от модного тренда и в который уже раз пообещал показать на грядущем автосалоне концепт кроссовера, разработанный с помощью специалистов альянса «Ниссан-Рено». С другой стороны, к выбору в пользу «высоких» автомобилей подталкивает покупателей сам «гольф»-класс, который дорожает с пугающей неуклонностью.
Еще один интересный факт. Машины иностранных марок, но российской сборки впервые в истории отечественного автопрома заняли больше половины рынка, а точнее – 51,8%. Их было продано 694 780 штук, в то время как исконно русские «Лады», «Нивы» и УАЗы распространились в количестве 300 220 экземпляров. В 2008 году картина была радикально иной: импорт составлял 56,1%, второе место удерживали автомобили с советскими корнями (27,1%) – и только потом шли обрусевшие иностранцы в доле 16,8%. Как знать, быть может, заводы работали на полную катушку перед плановой остановкой на летние каникулы. Но рывок так или иначе получился сказочный: по сравнению с прошлым кварталом производство автомобилей в России выросло без малого на 52%, причем отнюдь не за счет АвтоВАЗа: объем выпуска «нашистов» увеличился всего на 27,9%, а в сравнении с первым полугодием прошлого года так и вовсе потерял 9,5%! Теперь понятно, кто виноват в том, что мы не смогли установить абсолютный рекорд уже этим летом?
Впрочем, «Лады» не сдаются: «Калина» смогла-таки обойти тандем «Логан»/«Сандеро». Справедливости ради стоит отметить, что слабым звеном в спарке оказался седан, и то не по своей вине – мощности по его производству частично оттянул на себя «Дастер». Тем не менее среди иностранцев братья-французы удерживают прочное лидерство. До пятого места в топе никаких перемен не произошло, а вот дальше начинается интрига: «Круз» и старушка «Нексия» низвергли «Октавию». Десятку замкнула питерская «Астра-J», в течение года методично пробиравшаяся наверх из глубин рейтинга; а вот «Джук», еще в апреле красовавшийся на восьмой строчке, вылетел из десятки призеров аж на 15-е место.
«Ниссану» вообще этим летом не повезло: год он начал лидером, а сейчас идет лишь пятым, несмотря на вполне приличный рост в 34%. Но из 14 моделей, представленных в России, во II квартале на серьезный рост сподобились только «Ноут» и «Кашкай», а прочие или незначительно приподнялись, или вообще ушли в минус. В числе неудачников оказались и ФИАТ с СЕАТом, а также «Хайма».
В рекордсмены записались атакующие китайцы: «Чери» и «Джили» выросли более чем троекратно по сравнению с прошлым годом, а «Грейт-Уолл» продемонстрировал 119-процентное увеличение продаж. В компанию акселератов затесался и малотиражный «Джип». Неплохо продолжают идти дела у «Фольксвагена»: большинство моделей расходится весьма живо –особенно «Поло-Седан». А на верхнюю строчку взгромоздилась «Рено», ведомая своими хитами «Логаном» и «Сандеро» при активной поддержке «Дастера», «Флюэнса» и «Мегана».
В общем и целом российский автомобильный рынок пока не подает явных признаков стагнации, охватившей Европу. Но экономика наша достаточно колченогая, и резкое падение цен на нефть в единый миг может привести его к полнейшему хаосу. Прогнозы – дело неблагодарное, так что мы живем себе потихоньку и радуемся дню настоящему.
Малый класс
Борьба с привязанностями
Похоже, французам удалось если не сломать, то хотя бы немного пошатнуть стойкую привязанность нашего человека к седанам. Внутри обосновавшейся на первом месте пары лидерство «Логана» уже не столь безраздельно. «Сандеро» потихоньку сокращает отрыв – 27 979 автомобилей против 37 272. Правда, обоим подпортил игру «Дастер», затесавшийся на облюбованных ими сборочных линиях. На седьмую позицию вышел новый «Авео», а дешевый «Матиз» по-прежнему держится далеко впереди своего более благообразного и современного преемника «Спарка». Плюс к «Джили-МК» в числе пятнадцати лучших оказались еще два китайца – «Смайли» и «Бонус»/«Вери», причем в последней паре на долю хэтчбека пришлась ровно половина продаж.
«Гольф»-класс
Россия - страна хэтчбеков?
«Фокус III» продолжает сохранять свое преимущество над конкурентами, несмотря на смену поколений. Стремительно растут продажи «Круза», «Лифан-Солано» перебрался в межсезонье с 14-го на 13-е место. За ним увязался француз С4, год назад прозябавший аж на 20 строке. Сумела вернуться в тройку лидеров неубиваемая «Нексия». Пока дорогие автомобили «гольф»-класса теряют покупателей, все чаще предпочитающих им бюджетные кроссоверы, дешевые машины, наоборот, набирают популярность. Кстати, не только среди малышей, но и здесь седаны постепенно выходят из моды. Среди «Фокусов» их всего 43%, «Лачетти» - 35%, а только что появившийся хэтчбек «Круз» уже обеспечивает 30% продаж этой модели.
Средний класс
Растерявшийся запас
Превосходно сбалансированный по соотношению цена-качество «Мондео» постепенно теряет свой солидный запас прочности – к нему все ближе подбирается «Пассат». БМВ 3-й серии временно отдал поле битвы в полное распоряжение С-класса. Но у «баварца» уважительная причина: буквально только что появился автомобиль нового поколения. Впрочем, если сложить его показатели и показатели предшественника, то «трешка» окажется на 9-м месте даже без помощи купе и кабриолетов этой же серии. «Оптима» свежего разлива пришлась по вкусу покупателям, поднявшись на шестую строку – еще три месяца назад она была одиннадцатой. Японцы в этом классе сыграли разнонаправленно – «Легаси» опустился на три позиции, а «Аккорд», напротив, поднялся на пять.
Бизнес-класс
Воля случая
Если в каком-то сегменте и есть безоговорочный лидер, так это в бизнес-классе: позицию «Кэмри» который год не могут поколебать ни смена поколений, ни перманентное удорожание. Следующие семь мест распределились так же, как и три месяца назад. Новый GS обогнал четырех конкурентов и пристроился за А7. Еще одним нарушителем спокойствия во втором эшелоне стал «Ягуар-XF», опередивший CLS. Что вряд ли можно считать тенденцией: число продаж этих автомобилей невелико, а посему в большой степени подвержено влиянию любых случайностей.
Микро-, компакт- и минивэны
Шаткость и валкость
«Ноуту» уже не первый год принадлежит пальма первенства. В начале года японский микровэн, правда, немного отступил, но позже сумел вернуть себе титул вожака стаи. Правда, положение его остается весьма шатким, так как продажи продолжают валиться. Новичок «Орландо» – открытие предыдущего квартала – не смог удержать первое место, пропустив вперед еще и «Зафиру». «Пежо-3008» так и не дал обогнать себя скучноватому «Гольфу-Плюс». На 12-м место прорвалось штутгартское семейство «Вито»/«Виано», а «Форд-Эс-Макс», еще недавно замыкавший список пятнадцати лучших, откатился на 17-е место. Самый лучший результат по сравнению с прошлым годом показал «Мультиван» – 332,7% роста продаж.
Компактные кроссоверы
Отбрил выскочку
Опытный боец «Кашкай» все-таки отбрил выскочку «Джука», остановив его на почетном втором месте. Затейливый на вид кроссовер оказался в опасной близости от «Тигуана», сочетающего в себе немецкую основательность и вменяемый ценник. «Спортидж» поменялся местами с RAV4, причем хорошенько обезопасил себя от атак конкурента. На 8-е место прошел «Дастер», симпатичный на вид и приемлемый по стоимости, и останавливаться на достигнутом он явно не намерен. Помешать триумфу русского француза может лишь нехватка мощностей у «Рено», которая уже отчетливо ощущается. Удивительно, но недешевый «Ивок» продолжает упорно идти пятнадцатым, не уступая ни китайскому «МК-Кроссу», ни баварскому Х1.
Средние и большие кроссоверы
Не дано предугадать
«Мазда-СХ-7», которую вот-вот снимут с производства, постепенно уходит со сцены. Двойственное положение и у «Аутлендера»: несмотря на многолетний лидерский стаж, он недавно прошел обновление, и теперь нам сложно предугадать, как воспримут новую машину на рынке. После временного отступления на пятую позицию на вторую строчку вернулся «Санта-Фе». «Соренто» не только без особых усилий удерживается на пьедестале, но и показывает неплохие темпы роста. XC60 и XC90 не остановились на достигнутом в I квартале и стремятся все выше, отыграв соответственно два и три места. А вот баварский Х3 не смог подтвердить свое право на седьмую позицию, откатившись на пару ступеней вниз: вероятно, цена люксового кроссовера отпугивает массового покупателя.
Универсальные и профессиональные вседорожники
Азиатское соседство
«Прадо» и «Гранд-Витара» по-прежнему лучшие по продажам. «Ленд-Круизер» обошел протиснувшегося мимо него в начале года «Кайрона», и теперь «кореец» соседствует с китайским «Ховером». Опять не повезло «Ниссану»: поднявшийся было на 11-е место «Патруль» вновь откатился на свое законное 14-е, которое занимал год назад. «Лексус-LX», временно выпавший за пределы топ-15, вновь утвердился на прежней 11-й строчке. Последнее зачетное место досталось «Кайенну», а уровень продаж «Рейндж-Ровера» и QX не позволил им на равных конкурировать с пафосным «немцем». Прорвавшись на 13-ю позицию, «Гранд-Чероки» внес своими 275,6% роста весомую лепту в общий успех «Джипа».
Грузопассажирские автомобили
Послушный магии
Еще в апреле грузовичок «Хай-Лакс» находился на 8-м месте, а ныне воспрял духом и даже стал метить в председатели, всерьез угрожая когда-то недостижимому L200. «Амарок», шедший одно время ноздря в ноздрю с «Тойотой» и даже порой обгонявший ее, застрял на завоеванной в I квартале 6-й ступени. Повинуясь магии корпоративных закупок, «Добло-Панорама» сменил пятое место на девятое. Два «Ниссана» не показали выдающихся результатов, но при отсутствии реальных конкурентов снизу практически сохранили свои позиции, разве что пропустив вперед очередного «китайца» – «Грейт-Уолл-Уингл».
Класс люкс
Далеки они от народа
Как и три месяца назад, высокие темпы роста сохраняет лишь корейский «Экус»: упорство и усердие помогло ему обогнать XJ и отыграть еще одно место. Следующий по темпам роста «Порше» несколько притормозил и, как результат, своих достижений не улучшил. В целом же продажи автомобилей этого пафосного и крайне немногочисленного класса отличаются стабильностью – или, если быть предельно точным, показывают устойчивую тенденцию к сокращению продаж.
Купе, кабриолеты и «гран-туризмо»
Небогатые тоже радуются
Корейское купе для небогатых «Киа-Церато» – не просто без труда вышло на первое место, но и ушло в отрыв. Понятное дело – цена его несопоставима с ценами одноклассников. На второй позиции традиционно следует «Ауди-А5». Гламурная версия 3-й серии БМВ припозднилась с обновлением: уже вовсю продается новое поколение «трешки», а купе с кабриолетом уныло стареют в шоу-румах. Результат – соответствующий: четвертая строчка в рейтинге вместо прошлогодней второй. Экстравагантный RCZ и обаятельная MX-5 за три последних месяца потеряли по три места, а «Лексус-IS250C» – целых пять. Не ладятся дела и у Z4, который шаг за шагом приближается к роковой черте, подведенной под 15-й строкой таблицы.