Mazda CX-5: дизельная алхимия
Что сделали
У японцев есть такая пословица: «Карп, плывущий против течения, может стать драконом». Это очень по-японски, не правда ли? Инженеры компании Mazda в переломный момент не поплыли вместе со всеми по электрической реке, а углубились в разработки более экономичного ДВС. Но пока что решение не революционное, хоть и дорогостоящее. Главная задача была в том, чтобы как можно эффективнее использовать энергию отработанных газов, отсылаемую двум турбинам, и лучше адаптировать под них сам дизельный агрегат.
Обычно нормальной степенью сжатия в турбодизелях считается 16-18:1. Маздовцы уменьшили этот показатель до 14:1, как у бензиновой модификации CX-5, и дополнительно облегчили вес агрегата (головки блока, шатунно-поршневой группы, коленвала) на 10%, что повлекло снижение механических потерь и рост предельных оборотов. Это решение позволило более эффективно использовать наддув, снизились температура и скорость сгорания топлива. Теперь давление в камере сгорания очень быстро и, что более важно, – очень точно компенсируется с помощью двух турбин. Согласно заявлению производителя, расход солярки сократился по сравнению с 2,2-литровым мотором MZR-CD на 20%. Еще один плюс более деликатной работы в два «воздуходува» – низкий выброс CO 2 (соответствует нормам Euro 6, которые будут актуальны в 2014 году), и нет необходимости в нейтрализаторе.
Что получилось
Внутри салона отличий между дизельной и бензиновой версиями практически нет. Как и в прошлый раз, интерьер автомобиля произвел на меня наиболее позитивные впечатления. Помнится, на презентации «пятерки» в Грузии Андрей Глазков, директор по маркетингу российского офиса Mazda, говорил, что работа над CX-5 велась с «чистого листа». Не соглашусь с этим высказыванием в части дизайна, но, когда садишься в водительское кресло и начинаешь тактильно знакомиться с машиной, возникает именно такое ощущение. Это торпедо легко могло бы перекочевать в салон Mercedes-Benz или BMW, и ни у кого не возникли бы вопросы. Мягкие «сорта» пластика, четкие нескучные приборы, понятная мультимедийная система.
Когда мы тестировали бензиновую машину, экономичная задумчивость «автомата» позволила мне предположить, что только с более мощным мотором проявится характер CX-5. Дизельная версия не разочаровала. Пусть в арсенале всего 175 л.с., зато «момент» паровозный – 420 Н .м! Уже с первых секунд движения чувствуется, что движку под силу не только «пятерка», но и что-нибудь потяжелее. Хороший подхват начинается уже с самых низов, старшая турбина передает эстафету тяги младшей без ощутимого разрыва.
Новый 6-ступенчатый «автомат» Skyactiv-Drive с быстроблокирующимся гидротрансформатором в бензиновой машине словно ростовщик – всегда отсчитает меньше, чем должен. Но в паре с мотором, работающем на дизеле, это сама щедрость! Обгон дается легко, причем необязательно прибегать к ручному переключению «автомата». По ощущениям, разница в разгонной динамике по сравнению с «механикой» весьма незначительная. Как же все это контрастно выглядит на фоне медлительной бензиновой «пятерки». Зато расход топлива приблизительно равный – в интенсивном стиле вождения составил 8-9 литров на сотню.
С резвым дизельным двигателем у шасси Mazda CX-5 замечаются небольшие недостатки. В коротких поворотах чувствуются крены, но на скоростной дуге автомобиль по-прежнему стоит уверенно. Электроусиленный руль недостаточно острый, хотя реакция автомобиля в целом предсказуема. Прямую «пятерка» утюжит монолитно, ямы плохого асфальта не доставляют особого дискомфорта. Цена дизельной версии пока не известна, но даже с учетом возможной переплаты эта модификация мне видится наиболее интересной.