Smart Fortwo: про конька-горбунка
Как бог черепаху
Я люблю автомобили. Люблю с раннего детства. С удовольствием вдыхаю сладковатый запах бензина и наслаждаюсь неповторимым ароматом нового салона. Я могу часами рассматривать автомобили, каждый раз открывая что-то новое. И, в общем, неважно, какие это машины – «Ламборгини» или «Запорожец», в каждой из них есть своя, особенная прелесть. Разве можно забыть трогательные лягушачьи глазки мотоколяски С-3А (помните «Операцию Ы»?) или устрашающую мощь «Урагана» – МАЗ-543? А милая лопоухость «Ушастого», космические обводы «Кунташа» или косолапая «Татра», которая сзади похожа на подгулявшего оранжевого медведя!
Это я к тому, что некрасивых автомобилей для меня не существует. Разве что понтиачий «Ацтек». Но «Смарт»… И кто же тебя так, малыш?!
Вылезшие из орбит изумленные глазки фар, растянутый злобной гримасой ротик псевдорадиаторной решетки (радиатор-то у мальчонки сзади!), непропорционально большой стеклянный лоб. Сам весь высокий, узкий, кургузый, да еще эти лихие подштамповки, которые должны придать самоходному пеньку вид стремительный и залихватский.
Да, разумеется, перед дизайнерами стояла труднейшая задача – машину длиной 269 см архисложно сделать красивой. Однако же три четверти века назад Джакозе и в 1959-м Иссигонису такое удалось: «ФИАТ-Тополино» и «Остин-Мини» были весьма симпатичными автомобильками и всего на 52 и 35 см длиннее «Смарта». Маэстро Данте и сэр Алек были гениями дизайна, скажете вы. Конечно. На нынешних, очевидно, природа отдыхает.
Впрочем, довольно бесперспективного субъективизма и стариковского пессимизма! Конек-горбунок ведь тоже не ахти каким красавцем был, а столь знатным товарищем Ивану-дураку оказался. Так что пора за руль.
На двоих
Внутри «Смарт» удивил меня дважды. Во-первых, тем, какой он просторный. Садиться сюда удобно, сидеть на удивление вольготно. При росте в 185 см над макушкою до крыши у меня остался ровно вершок (то бишь 44 мм). Кресло удобное, его можно двигать вперед-назад аж на 230 мм. Рядом со мною угнездился пассажир еще более высокий, но мы не толкали друг друга локтями. Конструкторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы достичь такого эффекта, ведь машина на 14 см уже «Калины».
Так вот, пассажирское кресло сместили на 150 мм назад от водительского, чтобы свести к минимуму возможную толкотню.
На ощущение простора работает и отсутствие центральной консоли – на полу «Смарта» всего лишь узенький коробок, из которого вырастает субтильный постамент для рычага коробки и ключа зажигания. Впрочем, машинка ведь не зря называется «Фо-Ту», то бишь «Для двоих». За передними креслами есть только ступенька с сеткой – это багажник, в котором может уместиться большая сумка или средних размеров чемодан. И это все.
Когда привыкаешь к просторному, наполненному воздухом интерьеру, начинаешь обращать внимание на веселенькую отделку. Все здесь – от симпатичного спидометра, лаконичного пульта кондиционера, бочоночков воздуховодов вентиляции и до нарочито грубоватых крышки перчаточного ящика, дверных ручек, изящных в своей простоте аудиосистемы и руля – выполнено в едином стиле, умело и очень ненавязчиво сочетающем современность с легчайшим налетом ретро. Сетчатые карманы в дверях? Ах как мило! Похожая на миску для собак удивительная пепельница и лоточек на ножке под передней панелью – какая прелесть! Педаль тормоза словно в детском мультике вырастает из пола, а за рулевой колонкой обнаруживается полочка для всякой нужной всячины. Замечательно!
И только всмотревшись внимательно, пощупав, попробовав, обнаруживаешь, как все удручающе дешево. Светло-серый пластик даже и не думает прикидываться алюминием, а темно-серая ткань на передней панели – кожей. Рычаг коробки торчит между креслами подобно хилой пластиковой веточке, за нее и браться-то страшно – ну как сломается? У макияжных зеркал в дешевеньких противосолнечных козырьках нет подсветки. Пресловутая пепельница сотрясается от малейшего прикосновения – вряд ли столь хлипкая конструкция удержится долго на наших-то дорогах.
Впрочем, о наших дорогах – разговор особый.
Щемящее чувство дороги
Когда я повернул дешевенький ключ зажигания, мотор тихонько заворчал. Этот 3-цилиндровый рядный двигатель немцы позаимствовали у «Мицубиси» и расположили поперечно под задней осью да еще и наклонили на 45 градусов назад. Машина стояла на едва заметном уклоне, и стоило тронуть рычажок «робота», как «Смарт» медленно покатился… назад. Я прибавил газку, и «Фо-Ту» прянул вспять еще резвее! Как я вскоре убедился, чтобы привыкнуть к роботизированной коробке «Смарта», нужно обладать железными нервами.
Говорят, раньше было хуже. Инженеры ZF вместо прежней 6-ступенчатой для второго поколения «Фо-Ту» разработали 5-ступенчатую коробку, сократив «время на раздумье» аж вдвое. Однако ж и сейчас этот агрегат переключает передачи мучительно долго. Порой кажется, что каждый раз «робот» связывается с неким электронным центром где-то в Германии и, лишь получив указание оттуда, соглашается воткнуть нужную. Последующие резкие рывки можно исключить, только работая вручную подрулевыми лопатками. Но и от этого режима я ожидал большего.
Впрочем, ко всему человек привыкает. Даже воистину деревянную подвеску «Смарта» можно в конце концов похвалить. Хотя бы за то, что не дает разгоняться на московских улицах – на неровном столичном асфальте «Для двоих» превращается в натуральный костотряс. Столь жесткой подвеску немцы сделали не от хорошей жизни – экстремально короткий, узкий и высокий автомобиль по определению очень нервно ведет себя в поворотах. Не зря же максимальная скорость «Фо-Ту» ограничена электроникой на отметке 145 км/ч.
На разрешенных же в городе скоростях малыш ведет себя образцово. Он не кренится и не визжит шинами, хорошо держит траекторию в поворотах, прописывая их четко и все время под строгим (порой даже кажется, что немного слишком строгим) контролем ESP. Между тем оснащенный турбиной мотор (в базовом варианте без наддува он выдает на 13 л. с. меньше) награждает малыша вполне себе взрослым темпераментом. Который помогают держать в узде прекрасные тормоза – «Смарт» останавливается мгновенно и именно там, где ожидаешь. Впрочем, тормозить надо грубо, по-мужски – педаль довольно упругая.
Однако сочетание ручного режима коробки и наддувного мотора малого объема сказывается на аппетите: не ждите от «двухместного» особой экономичности.
Особое удовольствие
Итак, от Конька-горбунка у машинки только неказистая внешность (или эксклюзивно-уникальная, это уж от точки зрения зависит), сказочных же достоинств – кот наплакал. Пожалуй, только исключительная маневренность отличает «Фо-Ту» от всех остальных легковушек, что продаются на нашем рынке. Найти место стоянки для хозяина «Смарта» не проблема даже в час пик на столичных улицах, он может встать не только вдоль тротуара, но и поперек.
Однако стоит малыш совершенно не по-детски – 640 тысяч за базовую версию с безнаддувным мотором и механическими стеклоподъемниками. Понятно, что покупать его нужно минимум в комплектации «Пэшн» (предмет страсти в переводе с английского, между прочим) за семьсот без малого тысяч. Но кому нужен такой автомобиль? В качестве подарка жене или дочери? Помилуйте – мягко говоря, чудная внешность, дерганый «робот», тряская подвеска… А как он будет вести себя зимой, на скользкой дороге? А вы знаете, как толкает малыша встречный поток воздуха от проносящихся по встречке грузовиков? А вы пробовали долить омывайку? Это же целый квест! В бутафорской решетке радиатора есть два подвижных пластиковых сегмента, потянув за которые, можно открыть бутафорский капот. Представляете, как будет выглядеть вся операция зимой или когда передок машины залепит обычная дорожная грязь? И уж во всяком случае более стильным (и более функциональным, и более безопасным, если хотите) подарком станет модный и красивый родстер, скажем, МХ-5.
Немцы утверждают, что «Смарт» поможет решить проблему парковок в больших городах. Но ведь есть заметно менее затратный способ – ездить на метро.
Особая серия в трех вариантах
Заказы на «Смарт» принимаются с 31 июля. Причем в отличие от остальной Европы у нас базовый «Пур» продается уже в «Особой серии», куда помимо ABS, ESP, шести подушек, борткомпьютера, кондиционера, сигнализации входят обогрев сидений, «музыка» и светодиодные ходовые огни. Версия «Пэшн» на 55 тысяч дороже и включает электростеклоподъемники, панорамную крышу, бамперы в цвет кузова. Еще 55 тысяч стоит более мощный мотор – его можно получить только в «Пэшн». Коробка же у малыша одна – 5-ступенчатая механическая, роботизированная, которая позволяет переключать передачи без педали сцепления и оснащена подрулевыми лепестками ручного режима.
Уменьшить по максимуму
В переводе с английского smart означает и сильный, и резкий, и проворный, и остроумный, и даже модный или продувной. Однако на самом деле это аббревиатура – «Свотч Мерседес Арт», так как выпускают машину с 1998 года на совместном предприятии «Даймлер-Бенца» и швейцарской часовой фирмы «Свотч». До 2007 года, когда свет увидело второе поколение «Фо-Ту», было собрано 770 тысяч автомобилей трех разных моделей, включая 4-местный «Фо-Фо» и родстер «Фо-Ту». Сейчас на конвейере только 2-местное купе, а всего выпущено более 1,2 млн. машин.
+ Исключительная маневренность; низкий расход топлива; просторный для двоих, стильно оформленный салон
– Маленький багажник; 2-местный салон; плохая управляемость; высокая цена; дешевые материалы отделки; работа коробки передач; жесткая подвеска; неудобный доступ к эксплуатационным жидкостям