Старая сага: ТО и ОСАГО
«Что, и техосмотр есть?» – с сомнением поинтересовалась я. «Обижаешь! Заехал за ОСАГО, мне там и техосмотр заодно выписали. Удобно теперь стало, спасибо властям», – похвастался он.
Время идет, проблема остается
Реформа техосмотра действительно принесла удобство многим автолюбителям, только вот стало ли от этого безопаснее на дорогах? А ведь технически неисправные автомобили представляют угрозу не только их владельцам, но и другим участникам движения, в первую очередь пешеходам.
Началась реформа с устранения административных барьеров, которые, безусловно, играли отрицательную роль. Кроме того, процветали коррупция и торговля талонами. Ежегодный объем рынка ТО насчитывал до $3,5 млрд, из них до государства не доходило 75% денег, оседавших в карманах ловких дельцов. Все ПИКи были так или иначе связаны с местной милицией. Руководили ими, как правило, или родственники высокопоставленных чинов МВД, или отставники. Что же происходит сегодня? На прошедшем в октябре съезде Союза организаций технических экспертов утверждалось, что техосмотра на сегодняшний день в стране практически нет, его подменила система продажи талонов ТО. Только теперь их продают сами страховщики, поставленные контролировать процесс. Выявляются факты выдачи талонов (а теперь диагностических карт) без фактического проведения такового. Схема проста: вместе с ОСАГО выдается и диагностическая карта, но в ней нет подписи эксперта, а с клиента берут письменное обязательство в течение трех месяцев осмотр все-таки пройти. Чего он, разумеется, не делает. Правда, утверждается, что с принятием летних поправок в закон такие случаи постепенно сошли на нет.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ФСФР и МВД проверить, как страховщики соблюдают закон о техосмотре. Разбирательство началось после того, как операторы ТО направили в правительство жалобу, в которой упрекали страховые компании в продаже талонов без прохождения процедуры ТО, а также в создании «карманных» ПИКов. Недавно ФАС отчиталась о результатах проверки. В двух словах: ведомство не обнаружило факта антиконкурентного соглашения между компанией «Росгосстрах» (крупнейшего страховщика ОСАГО) и ЗАО «Техосмотр» (крупнейшего оператора техосмотра). Страховщик же не отказывал клиентам, предоставлявшим техосмотр, пройденный у другого оператора ТО! Правда, вторая часть дела так и повисла в воздухе: ее решили отложить до конца ноября. Касается она выявления случаев недобросовестной конкуренции, то есть продажи предзаполненных талонов ТО, чем грешил ряд страховщиков. Чем закончится разбирательство, пока неясно. Но случаи такие выявлялись неоднократно в Липецкой, Рязанской и Нижегородской областях.
Как будем делить?
В Союзе операторов ТО полагают: чтобы восстановить справедливость, нужно снова разделить процедуры проверки технического состояния и страхования автомобиля, функции выдачи аккредитаций и ведение базы техосмотра передать самому профессиональному объединению операторов ТО, а функцию контроля за соблюдением закона возложить на Федеральную службу по аккредитации. Следующее из предложений — обязать водителя возить с собой свидетельство о прохождении техосмотра. А ГИБДД вернуть право проверять талон или диагностическую карту на дороге. Если документ заполнен аккуратно и по всем правилам занесен в базу данных ГИБДД, то и ОСАГО действительно. Если же отметки о прохождении ТО в базе данных нет, то ОСАГО считать недействительным и разработать меры по воздействию на водителя, который ездит с поддельным документом.
Проще станет решать этот вопрос, когда появится единая база ГИБДД и страховщиков, которую обещают запустить в 2013 году. Тогда инспектор сможет просто по номеру ОСАГО «пробить» автовладельца: имеет ли он липовую предзаполненную диагностическую карту или полный комплект необходимых документов. Факт налицо: очередей на пунктах инструментального контроля больше нет, да и поток желающих пройти «классический» техосмотр резко иссяк. Владельцы ПИКов оказались в пиковом положении: поток клиентов упал, кредиты на дорогостоящее оборудование повисли в воздухе... В то же время появилась масса операторов, проводящих процедуру по «облегченной» схеме.
Представитель ПИКа из Санкт-Петербурга: «У нас на город 94 станции, из которых 40 - «левак». Нужно вернуть ГИБДД право проверки диагностической карты и талона ТО. Сейчас водители заинтересованы не пройти техосмотр, а получить полис ОСАГО».
Представитель ПИКа из Архангельской области: «Сделайте контроль на дороге, пусть инспектор проверяет диагностическую карту. Если раньше через наш пункт в месяц проходили 50-60 автомобилей, то теперь около пяти».
Представитель ПИКа из Тюменской области: «На моем пункте поток легковых автомобилей уменьшился на 80%. Выживаю лишь за счет того, что кроме легковых имею линию еще и грузовых автомобилей, иначе пришлось бы тяжко».
Несмотря на выявленные нарушения и многочисленные жалобы операторов, не стоит забывать, что государство, затевая реформу, стремилось, прежде всего, облегчить жизнь автовладельцам. Помогать налаживать чей-то бизнес никто не обещал.
У страховщиков тоже есть претензии к операторам техосмотра. Представители страхового сообщества считают, что вся эта тема поднята старыми милицейскими ПИКами, торговавшими талонами по 5 тыс. рублей, именно они теперь пытаются биться с теми тремя страховщиками, которые создали сети прохождения ТО. В Российском союзе страховщиков подчеркивают, что на сегодняшний день достигнуто главное – ликвидированы очереди при прохождении техосмотра. Услуги по проведению ТО предоставляют уже 3143 оператора, что намного больше, чем в прошлом году. При этом количество операторов продолжает расти, да и сам процесс стал существенно проще и дешевле.
Рынок диктует правила
Обе стороны предпочитают умалчивать, что модель, сложившаяся почти за 10 лет существования ОСАГО, предполагала «привязку» страховщиков ОСАГО к пунктам техосмотра. При прежней системе многие автовладельцы, прежде чем зайти на пункты ТО, искали, где поблизости можно оформить полис ОСАГО, который был необходим при техосмотре. Поэтому страховщики всегда сидели где-то рядом. И не бесплатно, а за определенную комиссию, которая выплачивалась владельцу этого ПИКа. После вступления в силу нового закона недобросовестные владельцы некоторых пунктов ТО, а они, увы, тоже есть, решили что вправе брать до 40% этих самых комиссионных. Из-за этого бизнес ОСАГО, и без того низкорентабельный, превращался в убыточный. Поэтому, как утверждают в «Росгосстрахе», и появилась потребность в операторах, которые, во-первых, работали бы по всей стране, а во-вторых, довольствовались скромным процентом вознаграждения. Так появился ЗАО «Техосмотр», который, по уверению РГС, к самой компании отношения не имеет и выступает лишь как партнер. Настораживает лишь тот факт, что сначала многие пункты «Техосмотра» (из 98, работающих по всей стране) имели вид подсобок и гаражей, которые постепенно приобретали цивилизованный вид, правда, с весьма скромным оборудованием.
В «Росгосстрахе» также утверждают, что старые ГОСТы больше не действуют, а по новым достаточно более компактного и современного инструмента. «Уровень психологической развращенности «старых» операторов ТО дошел до того, что они не готовы работать в меняющихся условиях. Видимо, должно пройти какое-то время, чтобы выработать те модели рынка, которые будут удобны - в первую очередь, самим автомобилистам. А для этого владельцам «старых» ПИКов нужно начать приспосабливаться к новым реалиям. Никто не обещал, что всем будет просто и удобно. Просто и удобно должно быть, прежде всего, автовладельцам. От этой «печки» и нужно плясать, и никак иначе. Не мы эту войну начали, но отступать не намерены», - прокомментировали ситуацию в пресс-службе «Росгосстраха».
Есть ли у проблемы решение?
Пока создается впечатление, что идет грандиозный передел рынка, и о самих автовладельцах и их безопасности тут заботятся меньше всего. Разумеется, государство не может оставаться в стороне от проблемы. Минфин уже выдвигал идею «оторвать» талон техосмотра от полиса ОСАГО, разделить документы. Но пока власти не предпринимают резких шагов, все больше присматриваются и собирают предложения. Систему ТО постепенно и не резко будут реформировать, но сначала подождут, не расставит ли рынок сам все по своим местам. Достаточно вспомнить, сколько нареканий вызывал сам закон об ОСАГО, какие копья ломались в его защиту и против. Постепенно страсти улеглись, а «автогражданка» стала чем-то само собой разумеющимся.
Если уж говорить начистоту, то что реально можно успеть проверить даже за отведенные полчаса? Действительно состояние всех узлов, влияющих на безопасность автомобиля? На это уйдет как минимум рабочий день весьма квалифицированных и хорошо оснащенных механиков. Говорить в таких условиях, что эксперт ТО должен отвечать, если проверенное им авто попадет в аварию по технической причине, по меньшей мере смешно.
А в какой проверке заинтересованы сами страховщики как организации, возмещающие ущерб? Ущерб от выхлопа? Их возмещают леса и наши легкие. Ослепляющий самодеятельный гиперксенон? Он ослепляет не владельца, и в аварию попадает не он. Состояние рулевого и тормозов? Период между осмотрами такой, что все проверяемые параметры такого плана заведомо выйдут из соответствия, а возможно, и не один раз. Кроме того, пробег и условия эксплуатации у автомобилей сильно отличаются.
Автомобиль - устройство сложное, и состоянием агрегатов должны заниматься профессионалы. Много лет назад звучала, и иногда еще всплывает мысль, что эти параметры лучше других проверят сервисные центры, осуществляющие ремонт. Они отлично знают матчасть, а в идеале должны вести подобие сервисной книжки по каждому автомобилю. Хорошо бы такая сервисная книжка была неотъемлемой частью машины или даже содержалась в какой-то всеобщей базе данных. Вот тогда и найдется тот, с кого можно спросить за аварию, если она произошла из-за какой-то поломки. Конкретный ремонт, конкретная поломка, конкретная ответственность. Сервисы будут навязывать автовладельцам ненужные ремонты? Значит, требуется еще независимая экспертная служба, которая вправе лишить компанию лицензии. Владелец какие-то работы выполнил сам? Необходимо зафиксировать их у эксперта. Если вы сами вмешаетесь в эти системы, что повлечет какие-то последствия, отвечать придется вам и только вам, как, например, в системе жилищно-коммунального хозяйства за взрыв газа, удар током или за затопление соседей. И это справедливо: кто делает - тот и отвечает.
Возвращаясь к нынешним российским реалиям, думается, что операторы ТО и страховщики все-таки должны сесть за стол переговоров, и разговор между ними должен состояться спокойный и конструктивный.