Обновленный Skoda Yeti: из гусеницы в бабочку
P1020793
P1020793
Старый знакомый в новой «одежке»
Мой личный опыт общения с этим автомобилем до рестайлинга ограничивался 6000 километров, которые мы проделали на Yeti по пути, пролегавшем через столицы зимних Олимпиад. Маршрут от олимпийской стройки в Сочи до Турина (далее в Лиллехаммер отправился другой экипаж) мы прошли на кроссоверах с бензиновым двигателем 1.8 TSI. На встречу с изрядно похорошевшей старой знакомой мы отправились за Полярный круг к заснеженным скалам норвежских фьордов, и в этот раз, представляя модельный ряд после рестайлинга, шкодовцы выставили полный набор версий Yeti, включавший машины с бензиновыми двигателями 1.2 TSI; 1.4 TSI и 1.8 TSI, а также дизельную модификацию с двухлитровым мотором TDI мощностью 167 л.с.
Наверное, с каждым так бывало, что, встретив после долгого перерыва не блиставшую элегантностью одноклассницу, поражаешься, насколько преобразился в лучшую сторону человек, обретя стройность фигуры, стиль во внешности и благородство в осанке. То же самое можно сказать о многих автомобилях, переживших рестайлинг, и Skoda Yeti в их числе. Обновленный кроссовер визуально постройнел, стал строже и элегантнее, словно вчерашний подросток, сменивший хипхоп-прикид на более приличное облачение, и даже профиль его выглядит теперь вытянутым (в случае с рынком Китая это не только видимость – там должен поступить в продажу удлиненный вариант кроссовера).
Кстати о новой «одежке». Рестайлинговый Yeti появится на рынке в двух версиях – «просто» Yeti и Yeti Outdoor. Последняя не может похвастать более серьезными внедорожными способностями, но имеет черные пластиковые бамперы и пороги, позволяющие при выезде на загородный пикник меньше беспокоиться о царапинах от веток на лакокрасочном покрытии.
Общие изменения в дизайне обеих версий заключаются в усиленной «угловатости». В глаза бросаются четкие края и линии, акцентированная горизонталь и новый дизайн эмблемы. Передняя часть кузова выполнена теперь с более сильным горизонтальным акцентом и привлекает внимание характерной решеткой радиатора и новой формой фар (они доступны и в варианте с биксеноном) со встроенными светодиодными модулями дневного режима освещения. Противотуманные фары — в соответствии с новым дизайном Skoda — теперь прямоугольные и расположены в нижней части переднего бампера. Задняя часть кузова Yeti также получила новую, более угловатую форму.
Для модернизированного Skoda Yeti в Европе на выбор предлагаются четыре дизельных мотора и три турбированных бензиновых с непосредственным впрыском топлива. Линейку двигателей открывает агрегат 1.2 TSI, развивающий 105 л.с., венчает – дизельный 2.0 TDI мощностью 167 л.с. В зависимости от двигателя применяется передний или полный привод с муфтой Haldex пятого поколения. На рестайлинговый Yeti устанавливается только шести- или семиступенчатая КП DSG с двойным сцеплением. Для европейцев будет доступен Yeti GreenLine с двигателем 1.6 TDI мощностью 105 л.с. с передним приводом и механической коробкой передач. Кроме того, на выбор предлагаются три версии Green tec: с дизельным двигателем 2.0 TDI (140 л.с.) и механической шестиступенчатой КП; с дизельным 1.6 TDI (105 л.с.) и семиступенчатой DSG и с бензиновым 1.4 TSI (122 л.с.) и механической шестиступенчатой КП. В пакет Green tec входят система «старт-стоп», функция рекуперации энергии торможения и шины с низким сопротивлением качению.
Свое путешествие по северу Норвегии мы начинаем в Тромсе. Город с населением около 67 000 человек считается по норвежским меркам очень крупным. На жителя российского мегаполиса он производит впечатление большой деревни: домики в два этажа, пластиковый и деревянный сайдинг, островерхие крыши... Правда, деревня очень чистая и с несколькими интересными архитектурными достопримечательностями. Помимо горбатых мостов, соединяющих части города, расположившегося на двух островах и материке, одна из самых известных – Арктический собор 1965 года постройки. Модернистского вида сооружение с фасадом, выполненным из стекла, формой повторяет айсберг и красиво подсвечивается в темное время. Приобщение к духу лютеранства в стиле модерн обойдется в 40 норвежских крон. Впрочем, экономный турист может обойтись и наружным осмотром, благо что внутри собора смотреть особо нечего, а все, что можно, прекрасно просматривается сквозь стеклянный фасад.
Темнота сопровождает жителей этих краев всю полярную ночь по нескольку месяцев в году, наверное, поэтому они так охочи до света: не только модернистская церковь или столь же футуристическое огромное здание городской библиотеки, но и жилые дома выполнены с огромными площадями остекления, даже несмотря на морозы, которые зимой опускаются и до минус 20. Примечательно, как в таком климате норвежцы ухаживают за улицами. Основное средство борьбы с осадками – гранитная крошка (благо что гранита вокруг – долбить не передолбить) и отвал снегоуборочной машины. Никаких дворников с ломами, скребками и пакетами с реагентом за все дни поездки мы ни разу не видели. Минус такого способа – ледяной нарост на тротуарах и почти полная бесполезность нешипованной резины.
В первый день теста мы отправляемся вдоль побережья на север – туда, где, как обещано, у нас есть шанс увидеть Aurora borealis – полярное сияние.
Удача номер один: ловко просочившись к столику организаторов, смог урвать вожделенный двухлитровый дизель. Yeti с таким мотором будет одним из самых дорогих в линейке. В то время как базовая и ожидаемо более популярная версия с мотором 1.2 TSI на «ручке» обойдется в 729 000 рублей, за комплектацию c мотором 2.0 TDI Elegance Outdoor Special Edition придется выложить аж 1 119 000 рублей! Дороже и еще более «специальней» версия Laurin&Klement, но она не будет предлагаться клиентам Skoda в нашей стране. Самая же доступная версия с дизелем и АКП, Ambition, стоит 1 089 000 рублей.
В базовой комплектации Yeti уже имеются ABS, электронная система курсовой устойчивости ESP (кроме версии 1.2 МКП), электромеханический усилитель руля с изменяемым в зависимости от скорости усилием, кондиционер, охлаждаемый перчаточный ящик с подсветкой, атермальное остекление, передние электрические стеклоподъемники, рейлинги, система трансформации салона VarioFlex, крепления Isofix. Версии с трансмиссией DSG и моторами 1.2 и 1.4 оснащаются ассистентом подъема в гору. В нашем же Yeti 2.0 TDI Elegance Outdoor помимо этого присутствуют шторки безопасности и боковые подушки безопасности спереди, обшитые замшей сиденья с электрорегулировкой и поясничным подпором, 2-зонный климат-контроль Climatronic, задние электростеклоподъемники, трехспицевое кожаное рулевое колесо, очечник, передние противотуманные фары с функцией освещения поворотов Corner, индикатор непристегнутого ремня безопасности переднего пассажира и ряд других приятных мелочей, делающих жизнь автомобилиста комфортнее.
В новом Yeti впервые устанавливается парковочный автопилот Automatic Parking Assistant. С помощью этой новой системы Yeti автоматически выполняет параллельную и поперечную парковку задним ходом и выезд с места параллельной парковки. Также впервые представлена и система KESSY, которая автоматически отпирает и запирает двери автомобиля, а также позволяет запустить двигатель без необходимости вставлять ключ в замок зажигания.
Несмотря на некоторые отличия в интерьере от «дорестайла», в салоне обновленного Yeti чувствуешь себя как дома. Впрочем, думаю, что такое же ощущение испытал бы и человек, ни разу не сидевший в старой версии кроссовера. Все органы управления, регулировки и указатели настолько на своих местах, что привыкание к автомобилю занимает считаные минуты.
Без небольших минусов, конечно же, не обошлось – нам не удалось обнаружить разъемы USB и AUX. Подключение внешних устройств предполагается через фирменный фольксвагеновский кабель-адаптор, что выглядит весьма спорным решением в эпоху всеобщей синхронизации гаджетов и автомобилей. Другой минус – низковато, на мой взгляд, расположенный экран информационно-навигационной системы. Да и сама система могла бы обладать более качественным экраном и более дружелюбным интерфейсом, хотя со своими обязанностями она успешно справлялась всю дорогу.
Позиционируемый компанией Skoda как автомобиль для активного потребителя, Yeti обладает неплохим потенциалом по размещению полезного груза. Объем багажного отсека кроссовера – не менее 405 литров. Если сдвинуть задние сиденья вперед, получим еще 510 литров. А если сиденья вовсе снять, то объем багажника вырастает до колоссальных 1760 литров. Но на практике возможности трансформации салона актуальны только если в машине двое, а лучше – вы один. Сам же 405-литровый багажник оказался способен вместить три чемодана из серии «одобрено Аэрофлотом для использования в качестве ручной клади» и одну среднего размера спортивную сумку.
По управляемости никаких сюрпризов Yeti не преподнес. Он все так же очень неплохо рулится. А вот двухлитровый дизель оказался сюрпризом великолепным. Поскольку наш автомобиль был загружен под завязку – четыре человека плюс багаж (это была удача номер два, ведь обычно на тестах приходится путешествовать в экипаже из двух человек, а так у нас получились условия эксплуатации, максимально приближенные к режиму «с семьей в путешествие/на дачу»), дизелю удалось проявить себя во всей красе. Он хоть и стоит весьма недешево, но за дни теста это была определенно лучшая версия Yeti. В паре с шестиступенчатой DSG мотор 2.0 TDI замечательно тянет груженый кроссовер и при этом позволяет получить отличный момент в 320 Нм без выкручивания мотора в зону высоких оборотов, заставляющих колеса срываться в пробуксовку на льду. Эта разница позднее очень хорошо проявилась еще и потому, что на колесах наших автомобилей была установлена фрикционная резина «Мишлен». Неплохо справляющаяся с европейской зимой, она оказалась малопригодной на обледеневших дорогах Норвегии.
Не все для бездорожья, на чем написано «Outdoor»
Первый день поездки мы завершили в местечке Маланген в 80 километрах от Тромсе, преодолев путь вдвое больший, поскольку пришлось колесить по окрестным фьордам, берега которых связывают мосты или тоннели. Тоннели в Норвегии – объект, заслуживающий отдельного упоминания. Знакомство с ними поражает даже того, кто видел изрытый, словно термитник, остров Мадейра и дороги в Альпах и на Балканах. Норвежские тоннели проходят как в толще скал, так и под водой и представляют собой не просто «трубу», а вполне себе полноценную автомагистраль с круговыми перекрестками и светофорами. После знакомства с ними как-то сами собой возникают вопросы и сравнения стоимости и уровня сложности путей под водами Норвежского моря и какого-нибудь Лефортовского или Алабяно-Балтийского тоннеля в родном отечестве…
Утро следующего дня. Перемена «коней». Пока машина оттаивает от ночного инея, а коллеги поглощают завтрак, успеваю сделать пару фото и отправляюсь попробовать бензиновый Yeti до выезда на маршрут. Комбинация бензинового мотора 1.8 с местными дорожными условиями и нешипованной резиной весьма «занятна». Даже небольшая горка, лишившись тонкого слоя рыхлого снега, оказывается для машины, беспомощно шлифующей обледенелый наст колесами, сложным препятствием. Спасает только возможность, чуть сдав назад, выехать в горку накатом. На дороге же приходится быть очень внимательным и следить за тем, как работаешь педалью газа. Поскольку трансмиссия настроена на максимальную экологичность, она все время стремится переключиться вверх, не делая разницы между дорожными условиями. Поэтому для преодоления спусков-подъемов приходится переходить в ручной режим и удерживать коробку на 3—4-й передачах, переключаясь перед поворотами на вторую.
Едва отправившись в путь, получаем сообщение о том, что коллеги застряли, провалившись в снег буквально в сотне метров от места моей утренней фотосессии – не заметили предупреждающий знак. И буквально в тот же момент мой Yeti тоже попадает в снежный капкан правой «лапой». Уворачиваясь от скребка-отвала грузовика дорожной службы, я принял правее всего лишь на пару сантиметров больше дозволенного, и сначала переднее, а потом и заднее колесо правого борта садится в ледовую крупу, под которой скрывается канавка сантиметров так в тридцать.
Уже через пару минут становится ясно, что самому Yeti из ловушки не освободиться. Потомок викингов, выбравшись из грузовика дорожников, на английском, который сделал бы честь диктору Би-Би-Си, выражает свое сочувствие и предлагает помощь. Засыпав под колеса гравия, делаем безрезультатную попытку. Копать бесполезно, прицепить к грузовику нечем... Уже предвкушаем посиделки на обочине, но тут нам улыбается удача в виде проезжавшего мимо водителя. Усадив за руль самую легкую из пассажирок, в три мужские силы мы выталкиваем кроссовер на дорогу. Понимая, что коллегам сейчас столь же весело, как и нам минутой ранее, спешим к ним на помощь. На месте уже вовсю идет «служба» с вознесением молитв «святому Тросу». Кроссовер пытаются выдернуть с помощью подоспевшего Volvo XC70, но перспективы чуда весьма сомнительны – казавшийся вчера плотным, как камень, утоптанный снег коварно просел под передком Yeti. Наша помощь оказывается весьма кстати, и соединением сил машин и людей второй экипаж снова оказывается в строю.
В оправдание можно сказать, что угодить в подобную ловушку могут отнюдь не только не знакомые с особенностями местных дорог путешественники. В этот день «свезло» и местным. Оказалось, что наш тест-драйв совпал по времени с учениями норвежских военных. Первыми нам попалась группа спецназовцев на снегоходах, сделавших остановку у «сельпо», а через километр дорогу перегородил многотонный армейский грузовик, застрявший на обочине точно так же, как и мы поутру. Вокруг военной техники деловито суетились бравые парни в камуфляже и разгрузках. Прекрасные кадры извлечения грузовика из канавы пришлось уничтожить по приказу подоспевшего лейтенанта, убедительность требованиям которого придавали грозная рыжая борода и внушительных размеров пистолет, торчавший из кобуры.
Масштаб учений был довольно впечатляющим – военная техника попадалась нам весь день. Занятно, за рулем каждой второй машины сидела симпатичная блондинка в форме. Но несмотря на всю симпатичность норвежских военных, район учений нам хотелось оставить поскорее. Не очень приятное это дело – разъезжаться с многотонными бронированными Scania на узкой заледенелой дороге.
Небольшое по российским меркам расстояние в 251 километр на зимних дорогах Норвегии ощущается и преодолевается совсем иначе, чем где-нибудь в Подмосковье. Из-за дорожных условий скорость редко поднималась больше 80 км/ч, а в населенных пунктах падала до 40—50. Помимо инстинкта самосохранения неплохо ограничивает знание того, что местные полицейские не славятся терпимостью к нарушителям, а немалого размера штрафы принято оплачивать на месте. Однако дело не только в этом. Трудно ехать без остановки, когда за каждым поворотом открывается потрясающий по своей красоте и суровости вид или выходит абсолютно наглого вида огромный лось…
В результате к островку Соммарёй, где у нас запланирован ночлег и просмотр северного сияния, доезжаем затемно, перебравшись по узкому однополосному горбатому мосту. Ощущения от целого дня, проведенного в салоне Yeti, напомнили мне прошлый олимпийский пробег. Все та же переполненность впечатлениями от красот природы и слегка затекшее правое бедро. Все-таки сиденьям в этой модели чешской марки я предпочел бы удобство «Октавии». Но в целом Yeti, как и тогда, оставляет положительные впечатления. Только вот резина для поездок зимой и за город должна быть с шипами. В ту ночь в местечке, разрекламированном как «одно из самых лучших, где можно наблюдать северное сияние», пошел снег, и никакой aurora borealis мы так и не увидели…
Возвращались в Тромсе мы все тем же экипажем, но немного другим маршрутом – через остров Рингвассейя, известный самым большим островным озером в Норвегии. Излюбленное поклонниками рыболовного спорта озеро Скусфьердватнет окружено впечатляющей красоты горами и богато рыбой. Но весь улов должен быть съеден на месте: воды озера заражены гиродактилезом – болезнью, вызываемой паразитом-сосальщиком Gyrodactylus, и пойманную в нем рыбу хоть и безопасно употреблять после обработки, но делать это разрешено только в пределах острова. Вывозить ее и тем более выпускать в другие реки и озера страны запрещено.
В эти края и обратно в Тромсе мы добираемся уже на другом автомобиле – с бензиновым мотором 1.4 TSI. По дороге проявляется типичная для маленьких моторов особенность: не покрутишь – не поедет. Обнаружилась и несколько нервозная работа ESP, излишне резко включавшейся при пробуксовке на дороге, блестящей в лучах заходящего солнца как стекло.
В целом новый Yeti скорее понравился, чем нет. Внешне автомобиль, избавившись от круглых фар, которые делали его похожим на персонаж мультфильма «Тачки», стал лучше. К другому плюсу – внушительной линейке моторов, самый впечатляющий из которых, конечно же, дизель, можно прибавить абсолютно выверенную эргономику салона, хорошую в большинстве случаев управляемость и вместительный багажник. К минусам для отечественного потребителя можно отнести лишь ценник и отсутствие в России меньшего по объему и цене дизельного двигателя.