Smart Fortwo BoConcept: долой калькуляторы
Матово-белый пластик кузова, антрацитовая ячейка безопасности, лимонные зеркала и колпаки 9-спицевых дисков: лимитированная версия Smart Fortwo BoConcept выглядит так изящно, что ее немедленно хочется утащить домой под мышкой. Поставить в качестве арт-объекта и вдохновляться. Вместо этого я запланировал совершить на нем суточное путешествие длиной 1000 км. Как, в такой крохе? Да еще по зимней трассе? Я сам отказывался в это верить, загружая вещи в багажник. Странное чувство: разместив здоровенный чехол, пару рюкзаков и сапоги, я решил не брать дополнительный толстый свитер — он грозил перекрыть обзор. И на этом странности с машиной не заканчиваются. Но обо всем по порядку.
Смарт и московские пробки
«Он так же хорош на бездорожье, как внедорожник в городе» — этот слоган из рекламы Smart, крутящейся по телевизору в автосалоне, казался мне просто остроумным вывертом, пока я дожидался ключей от машины. Но стоило сесть за руль, как стало понятно: рекламщики не покривили душой, пойдя от противного. Дело в том, что Smart не сказать, чтобы был ах как хорош в городе. По правде говоря, он иной раз даже совсем не хорош. Главная проблема тут — роботизированная 5-ступенчатая трансмиссия, феноменально задумчивая. По ощущениям переключение передач занимает секунды полторы-две. Из-за чего в московской толкучке, где важно быть готовым в любой момент «проскочить», постоянно оказываешься «не с той» передачей. Вот впереди поехали побыстрее, а коробка никак не включит пониженную — машина разгоняется как ватная, а двигатель трясется и задыхается. Момент упущен: сзади моргают фарами, в освободившийся ряд вклиниваются другие автомобили, и тут-то «умник» неожиданно прыгает вперед. Чувствуешь себя так, словно заново учишься водить на «механике».
Еще одно неудобство: автомобильчик не умеет ползти вперед при отпущенном тормозе (эта функция — crawling — предлагается в опциях, но в РФ не доступна), а на подъемах откатывается назад. При этом он требует основательного пришпоривания газом, чтобы тронуться с места. А педаль тормоза настолько тугая, что вызывает ассоциации с тренажерным залом. Словом, это неподходящая машина для расслабленного коротания времени в пробках со стаканчиком кофе: работать ногами приходится в поте лица, а подстаканников... и вовсе нет.
Не годится Smart и для светофорных гонок, несмотря на солидные для такого лилипута характеристики: турбированный литровый двигатель выдает 84 л.с. и 120 ньютонов «момента», разгоняя 770-килограммовый автомобиль до сотни за 10,7 секунды. Да, он резво берет с места, вы даже можете полюбоваться в зеркало на соседей по потоку, замерших перед стоп-линией. Но вот коробка начинает менять передачу — и Smart уже в аутсайдерах. Разгон по прямой в режиме «педаль в пол» — череда длинных провалов, во время которых можно сменить радиостанцию.
Smart в большом городе...
Удовольствие от управления «Смартом» в городе можно получить, если вы движетесь в быстром потоке машин. Тяжеленький — иначе не скажешь — трехспицевый крохотный руль и заднеприводная заднемоторная компоновка придают вождению какой-то небудничный, даже немножко спортивный характер. Карапуз хорошо рулится и, несмотря на узкую колею и высокий кузов, отлично держится на дороге. Наилучший подхват обеспечивается в диапазоне от 60 до 80 км/ч — этого хватает, чтобы «вышивать» в потоке даже с некоторым азартом. Тем более что «взрослые» не прочь пропустить малыша (очевидно, полагая, что за рулем девушка). Навязчивое тарахтенье мотора сменяется басовитым тяфканьем, и Smart устремляется вперед, задорно приподняв нос. Вы сами не замечаете, как начинаете улыбаться: «бешеная табуретка» — это действительно весело.
Еще одно достоинство «умника» — больная мозоль горожан — это парковка. Оно до того очевидно, что язык не поворачивается сказать, что это не совсем так. Однако это не совсем так. Да, его действительно можно запарковать буквально на пятачке. Он настолько маленький, что в это сложно поверить, даже когда сидишь в нем. Кстати, проектировщики салона — великие иллюзионисты. Им удалось добиться того, что Smart внутри кажется больше, чем снаружи. Несмотря на то, что в багажник можно залезть рукой с водительского места, как и в карман правой двери, причем не отвлекаясь от дороги. Так что у вас и мысли не возникнет, что вы стиснуты в крохотной стальной клетке, прикрытой пластиком. Простор, масса воздуха, удобные кресла, отодвинув которые можно вытянуть ноги. Просто удивительно.
Так вот, возвращаясь к парковке: готов поспорить, что любой, кто впервые сел за руль Smart, поначалу не мог тронуться с места, в недоумении дергая рычаг и стояночный тормоз. Почему машина не едет? А нужно сильнее давить на газ. И в этом проблема: дозировать нажатие на педаль сложно, а пробуждается автомобиль неожиданно и резко. По крайней мере поначалу. Приспособиться к этому можно, но плавного скрадывания пространства все равно не достичь, движением останется рывковым. Поэтому, скажем, для параллельной парковки автомобиль, пусть и больших габаритов, но с «автоматом», выглядит предпочтительнее. И все же Smart занимает треть места от обычной машины. Его запросто можно приткнуть где-нибудь между столиками летнего кафе и уйти по своим делам. Никому не помешав, замечу. Поиск места на улице для малыша — все равно что разглядывание картинки на внимательность. Вот же этот крохотный свободный кусочек! Просто непривычно думать, что там может поместиться автомобиль.
...и за его пределами
Впрочем, жизнь не состоит из одной городской суеты. Пришла пора выехать за МКАД: не скрою, я был полон самых мрачных предчувствий. Я шарахался от грузовиков, а ладони на руле увлажнялись, стоило стрелке спидометра перевалить отметку 100 км/ч. «Зачем? Это же машина для города!» — твердил я себе, со страхом вспоминая почти игрушечные колеса; воображение рисовало притаившиеся в сумерках колдобины, об которые наш малыш разобьется в мелкие кусочки. А когда в свете фар навстречу полетел снег, словно звезды из скринсейвера Windows, а сзади побежала поземка, стало совсем не по себе...
Впрочем, уже через час мне перестало хватать максималки, ограниченной 145 км/ч, благо на платной трассе действует повышенный скоростной режим. Smart вел себя так уверенно, что все страхи рассеялись. Да, подвеска пробивается пропущенной ямой так, что кажется, будто получил разряд электрошока. Но при этом он ни на секунду не теряет дороги — поразительно хваткий автомобильчик! Конечно, он сдувается при обгоне фур, да еще как — на добрых полметра. Но в конце концов привыкаешь заранее компенсировать это рулем.
Разок я завозился с бортовым компьютером и не заметил, как к заднему бамперу подкралась фура: мощная вспышка дальнего света, озарившая салон, отпечатала его на сетчатке так, что, еще долго моргая, я видел плывущую перед глазами приборную панель. Все же когда задний бампер находится сразу за пятой точкой опоры, приятного в этом мало. В том числе, и из-за таких вот ЧП.
Несмотря на приличный клиренс — 16 см (под картером КП) — съезжать с шоссе не рекомендуется: в снегу малыш сразу же сдается. Я ухитрился забуксовать на нечищеном выезде с заправки, раскатанном в ледяную кашу. На помощь пришли отдыхавшие дальнобойщики. Они не преминули сфотографироваться у машины и пообещали купить такую ввиду надвигающегося кризиса, чтоб поменьше тратиться на бензин.
И это ошибка. Как я говорил, Smart прекрасно умеет притворяться полноразмерной машиной. Он едет как «взрослый». В нем просторно, как в большом автомобиле (одному; вдвоем не тесно, но в салоне уже нет места даже для пакета с чипсами). Но лучше всего у него получается жечь топливо — как большой машине. На скорости 130—140 км/ч в выхлопную трубу улетучивается 9—10 л бензина. Вот на что нужно клеить стикер «F...k fuel economy!» Впрочем, справедливости ради замечу, что в городе выходит от 5 литров, если не одергивать себя ежеминутно. С учетом маленького бака (33 л) топливные деления исчезают просто с пугающей скоростью. Дважды я чуть не остался с пустым баком на трассе, и это на машине, созданной для экономии!
«Открытый разум» или жертва рекламы?
Smart, на самом деле, довольно простенький. Даже в исполнении BoConcept, к которому приложили руку датские дизайнеры, он смотрится игрушечкой, но вот дверьми нужно хлопать изо всех сил. Всякий раз, как я открывал багажник, удобный для загрузки вещей, распахивающийся на верхнюю и нижнюю половинки, потом приходилось останавливаться и еще раз как следует захлопывать стекло. А ключ? Кто захочет выложить такой ключ на столик в кафе? Никакого изящества. Одинакового размера кнопки сигнализации приходится поочередно нажимать, пока в темноте найдешь ту, что открывает машину. Приборная панель похожа на сотовый телефон для пожилых людей — знаете, ну, такие, с крупными кнопками, они еще стали вдруг популярными у клубной молодежи? Мило, в стиле ретро, но по сути кондово и утилитарно. Солнечные козырьки лишены зеркал, а коробка передач — положения «P»: ставьте на ручник, если не хотите, чтобы машина уехала без вас.
Словом, из-под модной оболочки проглядывает скромный европейский труженик. А вот российские цены скромностью не страдают, стартуя с отметки 650 тыс. руб. за модель 1.0 TA (71 л.с.) и достигая немыслимых 1,75 млн за Smart Brabus (102 л.с.). Наверное, поэтому смартоводы остаются малой автомобильной народностью: за стоимость базовой версии Smart можно приобрести ситикары других производителей в топовой комплектации — скажем, Kia Picanto Prestige (590 тыс. руб.) или трехдверку Volkswagen Polo Comfortline (642 тыс. руб.). Конечно, это не прямые конкуренты — их у «Смарта» нет — зато практичность этих машин не вызывает сомнений.
А ведь это главный вопрос к производителю. Приступая к тест-драйву, я предполагал, что текст сведется к простой формуле: «Он не подходит для X, он создан для Y». Но что подставить вместо этих значений, совершенно непонятно. Smart — точно не боевая машина менеджера, созданная для утреннего прорыва в центр и вечернего отступления в спальный район. Да, он с честью выдержал испытание зимней трассой, но сложно представить себе человека, покупающего его для поездок на дачу или путешествий. Кажется, лучший режим его эксплуатации — полупустой город с забитыми парковками. Так для чего он? Машина выходного дня? Или, может быть, для сезона летних отпусков, когда городской трафик ослабевает?
«Open your mind» — гласит другой лозунг модели. Наверное, и впрямь нужно освободить разум и перестать мыслить шаблонами, чтобы ответить на этот вопрос. Вечно спешащий, нахмуренный менеджер с калькулятором в руке Smart не оценит. Просто не заметит, что у машины есть огромное преимущество — она рождает эмоции. Это не пустые слова: столько внимания на дороге не получишь даже за рулем чего-то большого, черного и дорогого, что у нас «в почете». Не говоря уже о доброжелательном отношении, улыбках и просьбах сфотографироваться. Smart обладает редкой способностью вызывать у людей симпатию, которая распространяется и на его обладателя. А ведь за деньги этого не купишь.