Haima M3: замахнуться на Шекспира...
Итальяно. Веро?
В начале апреля на Хайнане жара за тридцать, душно, влажно – потому мне сразу же захотелось нырнуть в салон машины. Ключ на старт! Где тут кнопка кондиционера? Вот оно. Еще минута… Кайф!
Нужно сказать, климат-контроль довольно быстро расправился с тропической жарой, так что я даже начал опасаться простуды. Но еще больше меня удивило убранство салона китайской машины. Дело в том, что здесь было очень мало… китайского.
Темный пластик передней панели – конечно, жесткий на ощупь, но весьма приличный на вид. Ухватистый руль, аккуратно обшитый кожзамом и увенчанный приливами на «без десяти два». Симпатичная и легко читаемая «приборка», пусть и напоминающая слегка «Фокус», но без всякого, заметьте, фанатизма. Удачно оформленная центральная консоль, составившая единый ансамбль с остальным интерьером, удобно угнездившийся в правой руке рычаг механической коробки передач, хорошие кресла, обитые не обычным китайским светлым плюшем, а интересной темной тканью – все это наводило на мысль о том, что над оформлением этого салона потрудились европейцы.
И действительно, как выяснилось, интерьер М3 разработали итальянские стилисты из студии IDEA. Причем на конкурсной основе: руководство «Хаймы» выбрало лучший проект из трех, забраковав, между прочим, предложения своих дизайнеров. Получилось действительно очень толково. Нет, не безупречно: к примеру, символы на кнопках из серебристого пластика, расположенных на центральной консоли в виде изящной буквы U, не слишком хорошо читаются – подчернить бы их. Искусственная кожа на руле все же немного грубовата, а замок ремня безопасности находится в крайне неудобном месте. И все же в целом внутренний мир М3 разительно отличается от большинства прежних китайских поделок – хотя бы от салона той же «Хаймы-7». Теперь это действительно современный и удобный интерьер. У него есть недостатки, но есть и достоинства – главное из которых, безусловно, просторнейший диван.
Большое в малом
Расположившись сзади «сам за собой», я при своем немалом росте в 185 см обнаружил над макушкой еще два сантиметра свободного пространства, перед коленями – целых шесть. Путешествие в полсотни верст от столицы провинции города Хайкоу, где расположен завод «Хайма», до испытательного полигона не выявило каких-либо неудобств. Ступни можно засунуть глубоко под переднее кресло. В удобном широком подлокотнике угнездились два подстаканника, по ширине на диване места хватит даже для троих – не слишком, правда, упитанных пассажиров. Ну и, разумеется, среднему седоку придется мириться с довольно высоким тоннелем на полу. Возможно, подушку дивана можно было установить чуть повыше и сделать самую малость подлиннее. Но это уже мелочи, знаете ли.
Тем более что любому другому месту в автомобиле я предпочитаю водительское. И устроиться за рулем получилось довольно быстро – пусть «баранку» регулировать можно лишь по углу наклона, а креслу не положено сервоприводов, особых проблем у меня не возникло. Да, хотелось бы, чтобы здесь было слегка попросторнее, но, во-первых, некоторая теснота, даже учитывая мою комплекцию, отнюдь не критична, а во-вторых, я к ней довольно быстро привык.
Поспешаем не торопясь
И на дороге М3 показал себя неплохо – не отличник, конечно, но и отнюдь не из отстающих. Переключаются передачи в 5-ступенчатой механической коробке вполне четко, разве что сам рычаг мог бы быть покороче. Вообще нужно сказать, что этот седанчик оставил о себе именно такое впечатление – он середнячок. В каждой из автомобильных дисциплин «Хайма» звезд с неба не хватает, однако и не проваливается нигде.
Мотор объемом 1,5 литра со своей задачей справляется: 112 сил везут довольно бодро и при этом не досаждают чрезмерным шумом – спасибо слою звукоизоляции на изнанке капота и сантиметровой толщины мату из губчатой резины на полу. На скоростях за сотню появляются аэродинамические шумы в районе передних стоек – впрочем, ничего критичного. Сзади, пожалуй, шума поболе будет – от шин и «пескоструйки» в колесных арках. Разгонялась машина с тремя упитанными дядьками адекватно, в поворотах кренилась умеренно, тормозила предсказуемо. Да, разумеется, активного драйвера «Хайма» определенно разочарует, так ведь и предназначена она совсем другим покупателям. Тем, кому мягкая, настроенная японскими инженерами из фирмы «Токико» на комфорт, подвеска куда важнее способности как по рельсам писать виражи, а само наличие автоматической трансмиссии – того факта, что характер вариаторной М3 становится совсем меланхоличным. Такую машину ни в коем случае не нужно пришпоривать, с педалью газа следует обращаться плавно, аккуратно и не требовать от бюджетного супермини невозможного.
При всем богатстве…
И тогда, вполне вероятно, вас привлекут другие достоинства машины. А они у нее, безусловно, есть. Это, скажем, довольно вместительный багажник со складной по частям спинкой дивана. Не выдающийся, опять же, – у «Алмеры», скажем, «С-Элизэ» и «Соляриса» трюм поболе будет, а хитрые закоулки по бокам и массивные петли мешают назвать грузовое отделение М3 идеально удобным.
Еще один плюс китайского новичка – его внешность. Ее тоже рисовали на конкурсной основе, но вот что интересно: проект итальянских дизайнеров руководство отвергло, выбрав тот, что предложила группа стилистов из Хайкоу. Надо отдать им должное – китайские мастера не ударили в грязь лицом, и хотя в экстерьере чувствуется некоторое влияние и «Соляриса», и «Алмеры», «Хайму» ни в коем случае не назовешь клоном какой-то другой машины. Мало того, кузов проходил продувку в аэродинамической трубе, а коэффициент сопротивления воздуха удалось довести до похвально низких 0,27. Пусть М3 нельзя признать писаной красавицей – мешают маленькие колеса, слегка нарушающие пропорции машины, – в ее облике легко читаются и современные веяния, и, главное, известная солидность, которая просто необходима покупателю бюджетного супермини.
Наконец последнее, но далеко не самое маловажное достоинство седана с жаркого курортного острова – богатое оснащение. Помимо стандартного набора, в ней есть кондиционер, «музыка», задние электростеклоподъемники – такого богатства в базовой комплектации среди бюджетных супермини предложить не может никто. Очевидно, весь этот набор плюсов и дал китайцам повод назначить на свою новинку вполне себе взрослые цены. Ровно столько же стоит «Алмера», чуть дороже «Пежо-301» и «Солярис», начальные цены на «Рио», «Кобальт», «Поло-седан», «С-Элизэ» лишь на 13–25 тысяч выше. А ведь у всех этих машин уже сложилась репутация в России, тогда как «Хайме» еще только предстоит завоевывать свою. Да, это, безусловно, удачный автомобиль, который уже без всяких скидок и экивоков типа – «они еще только учатся и учатся быстро» можно сравнивать не только с земляками, но и с прямыми конкурентами из Кореи и Европы. Но покупатель еще должен в это поверить.
Операция «Кооперация»
Полуторалитровую рядную «четверку» НМА-GN15-VF китайцам помогали делать английские специалисты. Этот современный мотор оснащен двумя распредвалами в головке (причем привод не ремнем, а долговечной цепью), изменяемыми фазами газораспределения, алюминиевым блоком – его поставляет в Хайкоу из Шанхая совместное предприятие с «Тойотой» – электронной педалью газа и впускным коллектором из композитного материала.
Любопытно, что и в трансмиссии можно обнаружить «европейский след» – вариатор китайцы выпускают по лицензии бельгийской фирмы.
Един в четырех лицах
Несмотря на то что в дизайн-центре в Хайкоу уже вовсю идет работа над универсалом, пока у нас будут продавать М3 только в виде седана. Двигатель тоже один, а наряду с МКП можно получить и вариатор. Базовый «Стандарт» оснащен очень щедро – помимо электропакета, ABS девятого поколения от «Боша» есть и МР3-аудиосистема с USB-входом, и кондиционер. Однако оптимальным все же стоит признать «Комфорт» – всего за 20 тысяч рублей вы получите много полезного оборудования – обогрев передних сидений, складные спинки и подлокотник дивана, центральный подлокотник-бокс, ДУ «музыкой» на руле, климат-контроль, обогрев зеркал, диски из легкого сплава, противотуманные фары и прочее, и прочее. Между прочим, вариаторный «Элит» стоит на целых 60 тысяч дороже «Комфорта», но лишен многих позиций из этого списка опций. Наконец, топ-версия «Делюкс» за 559 000 рублей оснащена по высшему разряду, включая ESP и электропривод крышки багажника. Однако даже ей положена только тканевая обивка сидений – кожи у М3 пока нет.
+ Просторный диван; удачная внешность; богатое базовое оснащение – Задумчивый вариатор; слепые кнопки на центральной консоли; массивные петли багажника