Менеджер индийского завода Suzuki пал жертвой кастового конфликта
Беспорядки на заводе Maruti Suzuki началась еще 18 июля, когда около 3000 сотрудников прекратили работу и напали на представителей администрации, а в помещениях завода загорелся пожар. Как сообщает «Уолл-стрит джорнал», поводом к столкновениям стала ссора между одним из рабочих и контролером, который, как утверждают очевидцы событий, позволил себе оскорбительное высказывание по поводу касты, к которой принадлежал работник. Но в руководстве компании и в полиции отрицают эту версию. Они подчеркивают, что контролер принадлежал к сословию, не входящему в традиционную индийскую кастовую систему, рабочий же был из касты «неприкасаемых».
«Версия о кастовых разногласиях не представляется убедительной, — заявил заместитель комиссара полиции Махешвар Даял, ответственный за расследование. — Большинство лидеров профсоюза — местные уроженцы, не относящиеся к кастам, в которые входят участники конфликта». По мнению полиции, лидеры профсоюза вступили в сговор с частью рабочих и уволенными прежде сотрудниками, чтобы начать беспорядки на предприятии. «Находясь на втором этаже, где они вели переговоры с руководством, они начали бить стекла и призывать рабочих на нижнем этаже к неповиновению». В результате беспорядков на территории завода возник пожар. Когда его удалось потушить, было обнаружено обгоревшее тело, которое идентифицировали по стоматологической карте как директора по персоналу завода Аманиша Кумара Дева.
В субботу руководство компании объявило локаут, заявив, что работа не возобновится, пока местные власти не завершат расследование. Правительство штата Харьяна поручило специальному прокурору надзирать за ходом следствия. Полиция уже арестовала 91 человека и объявила в розыск дюжину представителей профсоюза.
Кенити Аюкава, топ-менеджер Suzuki Motor, контролирующей Maruti Suzuki, говорит, что произошедшие акты насилия не окажут существенного влияния на планы по расширению производства в Индии, но признает, что долгосрочные перспективы местного бизнеса оценить трудно. «Сейчас мы не можем сказать, придется ли нам резко нажимать на тормоза, — сказал Аюкава. — Пока не известно, что в точности произошло. Ждем подробностей от следствия». Каждый день простоя завода означает для компании потерю по меньшей мере $9,1 млн.
На индийское подразделение приходится более 30% прибыли японской компании от зарубежного производства. Важно, что завод в Манесаре выпускает наиболее популярные дизельные модели Suzuki, включая хэтчбэк Swift и седан Swift Dzire. Всего на предприятии трудится 3200 человек, примерно половина из них — на основе временных контрактов.