Феттель - трехкратный чемпион Формулы 1
Однако предсказать такой исход сразу после старта было сложно – лидер чемпионата Себастьян Феттель, проваливший старт и откатившийся с четвертой на восьмую позицию, в четвертом повороте столкнулся с Бруно Сенной (Williams). Болид немца развернуло, и мимо него пронесся весь пелетон. А его главный соперник уверенно прорывался вперед – Фернандо Алонсо (Ferrari) уже из первого поворота вышел пятым (поднялся с седьмого места) и буквально висел на хвосте у Марка Уэббера (Red Bull Racing). Лидерство в гонке сохранил обладатель поул-позиции Льюис Хэмилтон (McLaren). Вторым шел Фелипе Масса (Ferrari), совершивший отличный прорыв с пятого места, третьим – Дженсон Баттон (McLaren).
Пытаясь увернуться от неожиданного препятствия, задел болид Феттеля и Серхио Перес (Sauber). И если немец лишь откатился на 22 место, то для Переса и Сенны гонка была уже закончена. Их машины получили повреждения, которые не позволили самостоятельно добраться до боксов.
Оказавшись последним, Феттель бросился в бешеном темпе нагонять пелетон и на восьмом круге смог пробиться на восьмое место, а на девятом стать уже шестым. Удивительные перестановки произошли и в первой части пелетона – сразу на втором круге Алонсо провел красивую атаку Марка Уэббера и Фелипе Массы и вышел на третье место. Тут же оказался Хюлькенберг (Force India), который воспользовался ситуацией и прорвался на четвертую позицию. Австралиец и бразилец откатились на пятое и шестое места соответственно. А несколькими кругами спустя сменился и лидер гонки – Дженсон Баттон догнал и весьма легко опередил своего напарника.
Тем временем дождь над автодромом постепенно усиливался, и прогулки на обочину трассы все учащались. Так, не справившись с управлением, на шестом круге вылетел и задел ограждение Роман Грожан (Lotus). Гонка для француза на этом была окончена. Остальные же пилоты по очереди начали заезжать в боксы для смены шин на дождевой комплект. Это отбросило Алонсо и Феттеля на 12-е и 17-е места соответственно, однако испанец и немец достаточно быстро вернулись в первую десятку.
На девятнадцатом и двадцатом кругах, когда дождь стих, пилоты друг за другом снова отправились в боксы переобуваться. И в целом порядок в пелетоне сохранился. Только Хюлькенберг, вплотную подобравшийся к Баттону, смог прорваться в лидеры гонки. Пара McLaren’ов откатилась на второе и третье места.
Спустя пару кругов Нико Росберг (Mercedes), задев обломки болидов в одном из поворотов – оставшихся от разных инцидентов, проколол себе заднее правое колесо. Дирекция гонки решила, что количество посторонних предметов на трассе слишком высоко, и выпустило сейфети-кар, чтобы маршалы смогли убрать обломки. Пелетон потихоньку подтянулся, и появившиеся было отрывы очень быстро оказались нивелированы. Благодаря этому после рестарта произошло сразу несколько обгонов, и в частности, Алонсо опередил оказавшегося перед ним Кобаяши (Sauber) и вышел на четвертую позицию. Феттель шел шестым, но недолго – спустя несколько кругов его обогнал Фелипе Масса. Лидером по-прежнему оставался Нико Хюлькенберг.
На 48 круге ситуация в гонке снова изменилась: Force India немца развернуло, и этим моментально воспользовался Хэмилтон, который вышел на первую позицию. Однако Хюлькенберг не отстал от англичанина намного и попытался навязать тому борьбу. И на входе в первый поворот задний мост его болида слегка повело, и он ударил McLaren Хэмилтона. Тот, в свою очередь, как раз пытался избежать столкновения с круговым, Хейкки Ковалайненом (Caterham). Места в первом повороте на всех не хватило, и от удара McLaren англичанина вылетел на обочину – уже со сломанной передней подвеской. Гонка для Льюиса была закончена. Увы, последнее выступление за McLaren завершилось таким обидным образом. И в чемпионате он уже не смог побороться за третью позицию – после схода англичанина она осталась за финном Кими Райкконеном (Lotus).
Кстати, Райкконен, известный своим умением сохранять хладнокровие в любой ситуации, смог удивить даже самых искушенных болельщиков Формулы 1. На пятьдесят четвертом круге он ошибся в последнем повороте и вылетел за пределы трассы. Чтобы не возвращаться обратно и не создавать опасную ситуацию, финн решил срезать и направился по одной из прилегающих к треку дорожек. Однако каково же было его удивление, когда спустя несколько десятков метров он наткнулся на закрытый проезд! Пришлось Кими разворачиваться и возвращаться тем же путем, среди ограждений и отбойников, обратно на трассу.
Как позднее пояснил Райкконен, он еще одиннадцать лет назад здесь же срезал угол, чтобы вернуться в гонку: «Я делал то же самое в 2001 году, и тогда ворота были открыты. Кто-то закрыл их на этот раз. В следующем году, я уверен, они будут открыты».
И еще одно достижение года принадлежит Кими – он стал единственным пилотом, который финишировал во всех гонках сезона. И набрал очки в 19 из 20 гонок, за исключением Гран При Китая.
Но вернемся к инциденту, который стал одним из решающих в борьбе за титул Алонсо и Феттеля. В столкновении с болидом Хэмилтона машина Хюлькенберга сильно не пострадала. Немец смог продолжить гонку и лишь получил наказание, проезд по пит-лейн. Зато Себастьян подобрался еще на две позиции ближе к Фернандо, и в принципе, вопрос, кто станет чемпионом, получил вполне явственный ответ. Немного интриги добавил усилившийся дождь, под которым Пол ди Реста (Force India) вылетел в ограждение и сильно разбил свой болид. Однако выпущенный за круг до финиша сейфети-кар поставил жирную точку в этом длинном и насыщенном событиями чемпионате.
Победителем Гран При Бразилии стал Дженсон Баттон, трехкратным чемпионом – Себастьян Феттель, финишировавший в гонке шестым. От Фернандо Алонсо, ставшего вторым по итогам года, немца отделило всего три очка: 281 против 278 у испанца.
«Сложно описать, что происходит сейчас у меня в голове, так много адреналина! Это была удивительная гонка, все, что могло пойти так, чтобы осложнить нам день, произошло! Без причины меня развернуло в четвертом повороте, и сразу все пошло не так. Но надо быть честным: хорошо, что в меня никто не врезался. Машина была повреждена, и мы теряли скорость на прямых, иногда она даже совсем пропадала, но, к счастью, снова начался дождь. Весь уикенд команда пыталась направить работу машины в правильном направлении, и дождь был для нас испытанием. Но мы доказали сегодня, что любим дождевые условия так же, как и сухие. Я очень, очень счастлив», - после гонки рассказал о своих эмоциях Себастьян Феттель.
«Если бы мы могли повторить эти двадцать гонок, я ничего не стал бы менять ни в работе команды, ни в своей: ни ошибок, ни механических проблем – ноль проблем на пит-стопах, ноль стратегических ошибок. Мы не сегодня упустили титул, это произошло в Спа или Сузуке. Мы вообще могли финишировать с меньшим количеством очков, но мы выиграли много других вещей, например, всеобщее уважение. И наши болельщики и коллеги согласны, кто был лучшим в борьбе в этом году. Я горд тем, что сделал за этот год, который стал продолжением прошлого года, когда я стал четвертым. На этот раз я боролся до самого конца», - заметил после финиша Фернандо Алонсо.
Гран При Бразилии стал последней гонкой для Михаэля Шумахера (Mercedes) – начиная со следующего года он уже не сядет за руль гоночного болида Формулы 1. Семикратный чемпион принял решение завершить свою карьеру. Последняя гонка получилась боевой и достаточно успешной, особенно учитывая несчастливую полосу на протяжении нескольких последних уикендов. В этот раз Михаэлю удалось побороться с соперниками и напомнить, что он не просто так носит статус живой легенды. Стартовав тринадцатым, он сначала откатился на пятнадцатую позицию, однако затем смог подняться выше, а в итоге финишировать седьмым, сразу за новоиспеченным трехкратным чемпионом.
Отличная гонка выдалась и у россиянина Виталия Петрова (Caterham), который на финише Гран При Бразилии стал одиннадцатым – лучшее достижение команды и его самого в этом году. Особенным украшением выступления Виталия стала борьба с Шарлем Пиком, из которой он вышел победителем. «Какая потрясающая гонка! Я так рад за всю команду, и я хочу поблагодарить каждого ее сотрудника за их фантастическую работу в сегодняшних условиях. Особенно приятно было видеть, вернувшись в боксы, что команда по-настоящему радуется десятому месту в Кубке конструкторов – это настоящая награда. Я думаю, мы ее заслужили за всю ту сложнейшую работу, которую выполняли весь год. Что касается самой гонки, то она была одной из самых сложных, в которых мне доводилось участвовать. Но в то же время и одной из самых лучших», - отметил Виталий.
Благодаря финишу Петрова на одиннадцатой позиции Caterham F1 Team удалось обогнать в очной борьбе Marussia и стать десятой командой в Кубке конструкторов.
Сезон 2012 года в Формуле 1 завершен. До начала следующего осталось 111 дней.
Результаты Гран При Бразилии:
Личный зачет по итогам сезона-2012:
Кубок конструкторов 2012 года: