Как не стать «призраком» на немецкой дороге
Езда по другую сторону «отбойника» автострады отнюдь не является прерогативой российских чиновников на лимузинах с мигалками. Недавнее сообщение об о снащении автомобилей Mercedes-Benz специальным ассистентом, который должен предупредить водителя о попадании на встречную полосу автобана, подтверждает этот факт. Как это происходит в Германии и что делать, чтобы не стать жертвой ДТП с «призраком» или не обратиться в него самому, рассказала радиостанция Deutsche Welle.
На встречную полосу автобана немецкие водители и туристы чаще всего попадают из-за невнимательности, усталости, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, из-за плохой видимости, например, в ночное время, в туман, снег или сильный дождь. Или умышленно - если речь идет о самоубийцах. Федеральное автодорожное ведомство (BASt) провело исследование, чтобы выяснить, когда и где именно водители становятся «призраками».
Примерно 33% «призраков» ошибаются на развязках и въездах-съездах с автобанов. Это чисто немецкая проблема — в Италии и Франции автобаны платные и въезд на них возможен только через кассовые пункты.
Развороты на автобане составляют 16% случаев, и чаще всего это также неумышленное нарушение. Проскочив нужный съезд или поворот, вместо того чтобы добраться до следующей развязки, некоторые водители, особенно в состоянии стресса и нехватки времени, решаются на разворот против всех правил, в надежде проскочить. Эксперты такое поведение иначе как временным помутнением рассудка не объясняют. Сюда же включают и тех, чьи автомобили развернуло на скользкой дороге или в результате аварии и они продолжили движение.
На неправильный выезд со стоянок и парковок приходится 7%, а 4% - ошибки вследствие изменения движения во время дорожных работ.
В 2009 году на немецких дорогах погибло 4152 человека, 475 из них - на автобанах. По меньшей мере двадцать человек - по вине «призраков», включая самих этих водителей. В случае ДТП водителю, совершившему выезд на встречную полосу автобана или разворот, грозит лишение свободы сроком до пяти лет (конечно, в тех случаях, когда он сам останется в живых). Если, заметив ошибку, водитель поступит в соответствии с рекомендациями полиции — включит аварийную сигнализацию и вызовет полицию, то может отделаться штрафом.
Одним из способов предотвращения ДТП с «призраками» является автомобильное радио, которое прерывает передачу остальных станций, вещающих в данном регионе, и сообщает о появлении автомобиля, выехавшего на встречку. В конце каждого предупреждения звучит стандартная фраза, знакомая наизусть, пожалуй, большинству немецких водителей: «Bitte bleiben Sie äußerst rechts und überholen Sie nicht. Wir informieren Sie, sobald die Gefahr vorbei ist» - «Держитесь правой стороны и не обгоняйте. Мы сообщим вам, когда опасность будет позади». Согласно данным ADAC, за год звучит не менее трех тысяч таких сообщений. Но только в одном из пяти-восьми предупреждений в сутки речь идет о реально возникшей ситуации. Остальные предупреждения являются результатом телефонного хулиганства или ложной тревоги.
Согласно данным ADAC, четверть водителей почти сразу замечают свою ошибку и останавливаются уже через сто метров или раньше. 34% - не проехав и 500 метров, 17% проезжают менее одного километра, но почти четверть водителей-«призраков» едут дальше... Среди них немалое число тех, кто решил таким образом свести счеты с жизнью. Несколько лет назад самоубийца проехал против движения по автобану А28 восемь километров. Погиб он сам и четыре человека в другой машине.
Бывают и анекдотичные случаи. 17 марта 2006 года в полицию с автобана A8 между Зальцбургом и Мюнхеном позвонила женщина, чтобы сообщить о «водителях-призраках... в большом количестве». Как вы уже догадались, единственным «призраком» была она сама».
Если, будучи в Германии, вы ненароком ошибетесь и окажетесь на встречной полосе, то полиция советует действовать в таком порядке:
- включить аварийную сигнализацию и ближний свет фар, если передвигались без него (в Германии ближний свет в дневное время не является обязательным)
- как можно более плотно подъехать к ближайшему на данный момент краю проезжей части и остановиться
- если автомобиль находится ближе к левому краю, то есть едет против движения на самой быстрой полосе встречного движения, не пытаться перестроиться через один, два или несколько рядов, чтобы съехать на полосу для аварийных остановок, а остановиться у средней разделительной планки
- соблюдая максимальную осторожность, покинуть салон. При наличии сигнального жилета (в прокатных машинах он входит в комплект наряду с аптечкой и огнетушителем), надев его, установить перед автомобилем на достаточном расстоянии аварийный треугольник. Передвигаться при этом следует за отбойной планкой
- вызвать полицию по телефону 110 или через установленные каждые 500-2000 метров телефоны аварийной связи (Notrufsäule)
- ни в коем случае не пытаться пересечь автобан, даже если он кажется пустым
- ожидать прибытия полиции между защитными планками в центральной части автобана, если машина оказалась в левой полосе, или за металлическим отбойником на обочине, если автомобиль находится на боковой полосе для аварийных остановок, и не пытаться самостоятельно развернуть автомобиль до прибытия полиции.
Если вы услышали сообщение о водителе-«призраке», следует снизить скорость и сместиться в правый ряд, а также по возможности увеличить дистанцию и включить аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других участников движения. Лучше всего свернуть на ближайшую заправку и дождаться отбоя тревоги по радио там.
Пока не все автопроизводители оснастили свои автомобили разработкой фирмы VDO - электронным ассистентом, предупреждающим об опасности при попытке выехать на автобан против движения. Немецкие школьники — участники конкурса юных изобретателей предложили оборудовать среднюю часть автобанов специальными аварийными бухтами для водителей-«призраков». Идея получила приз, ее назвали простой и гениальной, но к практическому осуществлению пока не приступили.