Появились новые программы обучения водителей
Минобрнауки обнародовало на текущей неделе проект приказа, который устанавливает примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств по 10 категориям и шести подкатегориям. Поручение разработать новые программы обучения в автошколах Министерству образования и науки дал Дмитрий Медведев. Проект приказа должен пройти общественное обсуждение, прежде чем документ поступит для одобрения в Министерство юстиции.
Согласно новым правилам, желающим получить водительское удостоверение придется пройти три учебных цикла: базовый, специальный и профессиональный. Базовый цикл включает знание ПДД, основ законодательства, основ управления транспортным средством и перевозок пассажиров, а также «психофизиологические основы деятельности водителя». Специальный цикл — это знания, необходимые для получения конкретной категории прав, а третий блок предназначен для профессионалов, которые планируют заниматься пассажирскими и грузоперевозками.
Как отмечает газета «Коммерсантъ», продолжительность курса обучения для тех, кто впервые приходит в автошколы, составит около 212 часов (вместо нынешних 106 для категории B). По мнению издания, скорее всего, это приведет к удорожанию обучения. Желающим получить права предстоит изучать такие темы, как «Гидроскольжение и аквапланирование шины», «Силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении», а в рамках курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» ученики будут изучать «склонность к рискованному поведению на дороге», «влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение» и «причины агрессии и враждебности у водителей». Зато сократится курс первой помощи: вместо 24 часов обучения останется 16.
Желающим ездить на мопедах и скутерах предстоит познать принцип работы двухтактного двигателя, бесступенчатой коробки передач, а также принцип работы кикстартера. Для изучения им также предложены темы «Устойчивость мопеда», «Влияние гироскопического момента на движение мопеда в повороте» и «Занос и снос мопеда, причины их возникновения».
Эксперты, опрошенные газетой «Известия», полагают, что новые правила усугубят и разовьют коррупционную составляющую в получении прав. По их мнению, увеличение количества часов, наоборот, приведет к увеличению «договоренностей» между сдающими и автошколами, поэтому надо увеличивать не часы, а требования к сдающим, с тем чтобы экзамен проводила не ГИБДД, а государственная независимая организация. Как отмечает издание, сейчас в Москве «прейскурант» на покупку прав составляет 20–30 тысяч рублей. Правда, «ценника» за права на скутеры и мопеды пока не появилось.
Напомним, что 5 ноября вступили в силу поправки в Закон о безопасности дорожного движения, которые вводят новые категории и подкатегории в водительских удостоверениях. Чтобы обучать водителей по новым категориям, автошколам придется получать и новые лицензии. Для этого необходимо иметь учебно-материальную базу, соответствующую образовательным программам, которые пока не утверждены, и предъявлять эту базу для проверки со стороны ГИБДД.