Госдума может запретить рекламу базовой стоимости автомобиля
Депутат ГД от фракции «Справедливая Россия» Михаил Сердюк подготовил законопроект, который запретит указывать в рекламе автомобилей базовую стоимость машины, если в самой рекламе демонстрируется экземпляр с большим количеством дополнительных платных опций. По словам автора законопроекта, автомобиль, показанный в рекламе, может оказаться дороже базовой версии этой модели на несколько сотен тысяч рублей, при этом не во всей рекламе есть поясняющая «звездочка», расшифровывающая потребителю мелкими буквами то, что демонстрируемая модель и заявленная цена совершенно разные.
«Такая реклама — мошенничество, надувательство: ведь образ не соответствует реальности. Это как привести невесту-красавицу, а потом в загс придет «крокодил», — говорит Михаил Сердюк. По его словам, необходимо наказание за такие манипуляции в рекламе. Кроме того, подчеркивает депутат, даже цена базовой комплектации, указанная в рекламе, может оказаться в автосалоне совсем другой — например, заявлено, что машина стоит 500 тысяч рублей, а в действительности окажется 570 тысяч, или же базовой комплектации у дилеров не окажется вообще.
Как пишут «Известия», хорошим примером послужит реклама Renault Duster, который позиционируется как доступный кроссовер. В рекламе на телевидении и на сайте компании в Интернете используется лозунг «4х4 для всех. Полный привод с АКП от 488 тысяч рублей». Реально же такая машина будет стоить как минимум 675 тысяч рублей — разница почти в 200 тысяч рублей, что весьма существенно для покупателя бюджетного автомобиля.
В Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП) считают, что подобный законопроект необходим, так как, по данным этой организации, сейчас очень много потребительских споров связано именно с покупкой автомобиля: то цена указана без НДС или указана цена базовой комплектации, которой нет в продаже. Нужен закон, который не давал бы возможности обманывать покупателя относительно фактической цены машины, полагают в ОЗПП. Нынешние законы о рекламе защищают потребителя недостаточно, поэтому нужен законопроект, ограничивающий такой маркетинг, вплоть до уголовной ответственности, говорят юристы Общества защиты прав потребителей.