Про ненадёжность коробки Москвича это вопрос спортный, смотря как ездить. На моём АЗЛК 2137 стояла коробка, побывавшая до этого на двух автомобилях, с общим пробегом около 400 т.км., и благополучно исполнявшая свои функции. Гудела, конечно...
Давайте будем реалистами. Все, без исключения, новые двигатели требуют обкатки. Вопрос только в её продолжительности. Конечно не всегда, но не так уж и редко в период обкатки у импортных двигателей наблюдается масложор, особенно у бюджетных. Так что не надо требовать чудес от отечественных бюджетных двигателей.
Делал год назад дубликаты номеров 1700 за два - без проблем 15 минут весь вопрос. Этих контор уже сейчас полно, и очередей я не видел, лишние 40 номеров в месяц им сделать вообще не проблема.
Был у меня такой же случай, только двигатель 16 кл. Ремень INA слизало зубья. Хорошо, что поршня стояли уже с проточками. Ни помпу, ни ролики не менял - они в норме были. Поставил балаковский. Единственное, что до меня пострадавший ремень криворукие ставили, натяжной ролик не туда повернули. Думаю из-за этого он не долго пожил (тысяч 15). А вообще надо поглядывать за ремнём хотя бы раз в 20 тысяч, если это тем более к таким последствиям может привести. Балаковский я после 1000 км еще немного подтянул (начал бренчать о кожух) и нет проблем, ещё где-то 20000 проехал, потом авто ушла в разбор. А вообще пипец такие двигатели делать, мало ли на брак нарвался, а движку хана приходит такая, что проще новый купить...
Конечно, вазовские движки прошлых лет не блещут характеристиками, но они выносливые и неприхотливые. Если их вовремя обслуживать и не экономить на эксплуатационных материалах, то они ходят 200, а то и 300 тысяч без ремонта (моя десятка 330 прошла и была продана - не дымила масло не ела). Если нужно докопаться до характеристик, тогда уж вспомните про шнивовский движок - 1,7 л., а 87 лошадей всего!!! А про безвтыковый движок это хорошо, потому что дело не только в комплектующих некачественных, но и кривых руках гаражных и не только мастеров. Ремень перетягивают, натяжной ролик не в ту сторону вращают, а потом ремни рвутся, помпы разваливаются. В том-то и беда вазовских движков, что они просты и ремонтопригодны, и всякий умник в них лезет с кувалдой...
Вот и я к тому, что нужно не огороды городить, а имеющееся доводить до ума и соответственно нашим условиям эксплуатации, вместо того, что б сырое барахло людям впаривать за не такие уж и маленькие деньги...
Считаю, что к прошлому возвращаться не стоит. В большой степени проблему проходимости и прочих нюансов движения по отечественным дорогам решит единый блок управления трансмиссией и тормозной системой для реализации контроля курсовой устойчивости, антипробуксовочной системы, помощи при трогании на подъёме и при спуске под уклон. Исполнительные механизмы менять не нужно, их достаточно. В основном вопрос состоит в программном обеспечении. Особо заметно на цену такие доработки не повлияют, а вот комфорта и безопасности поприбавится.