Согласитесь, что Жигули, а тем более Волга в СССР более престижны были, чем Москвич. Москвич жаловали, потому что ничего другого не было. И Запорожец тоже приходилось жаловать, сами понимаете. Чтобы сделать продукцию конкурентоспособной - нужно очень много вложить и сил, и средств. Будет ли от этого результат? Не уверен.
Это касается всего отечественного машиностроения, а не только автомобильной промышленности.
АЗЛК закрылся не потому что земля дорогая. Москвичи были неконкурентоспособны. Их и в СССР не очень жаловали. Брали от безысходности. Рено сейчас клепает более коммерчески успешные дастеры. И потом, АЗЛК любил Лужков и всегда предоставлял заводу преференции в том числе и по стоимости земли. Так что, повторюсь, АЗЛК не смог наладить выпуск востребованных машин.
"Другие предприятия хапнули отдалённые от президента бандиты, которые не были заинтересованы в развитии заводов а тупо выжали из них все соки, обанкротили и продали земли"
Это самое популярное и расхожее представление, которое, безусловно, имело место быть. Но думать, что всё было одинаково и так шаблонно - это не верно. Вариантов было много. Тысячи предприятий не пережили новых реалий, но тысячи и выжили. ЗИЛ и АЗЛК сгинули. ГАЗ, КАМАЗ, УАЗ, ЛиАЗ, ЯМЗ, ... - работают и выпускают продукцию, которая находит своего покупателя.
Вы так пишете, будто бы какие-то конкретные злодеи вот прямо таки загорелись идеей "уничтожить легендарный завод" :)
Объективно изменился весь экономический строй, рвались все установленные экономические связи и порядки. Сама страна прекратила своё существование. ЗИЛ был лишь одним их ТЫСЯЧ(!) предприятий, которые не смогли вписаться в новую реальность. Выпускаемые на тот момент сильно устаревшие и очень неэкономичные грузовики оказались невостребованными. Новый "Бычок" положение не исправил. А создать и выпускать что-то принципиально новое, конкурентоспособное и экономически прибыльное завод не смог.