Почему рушатся планы китайцев в России?
Китайские антирекорды
Автопроизводители Поднебесной взяли хороший старт в 2016 году – на фоне новых антирекордов российского авторынка рост продаж «китаемобилей» измерялся зачастую двузначными цифрами. Так, по итогам I полугодия россияне купили 15,7 тыс. машин китайских марок, что на 6% больше по сравнению с прошлым годом. И это на фоне 14-процентного падения рынка легковушек. Однако в июле китайский сегмент внезапно сократился, причем сразу на 36% – в этом месяце своих владельцев нашли всего 2,3 тыс. машин, гласят данные АЕБ.
Как отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, доля китайских автомобилей на российском рынке очень мала – менее 3%, поэтому динамика их продаж отличается высокой волатильностью с характерными взлетами и падениями. Также негативное влияние на реализацию «китаемобилей», по мнению эксперта, могло оказать заметное увеличение спроса на новинки отечественного автопрома – в частности, Lada Vesta, которая в июле установила очередной рекорд продаж.
Во многом июльский провал китайского сегмента стал следствием относительно высоких продаж в прошлом году. «Ближе к концу второго квартала 2015 года позиции китайских брендов укрепились, продажи стали потихоньку расти, отсюда мы имеем нынешние результаты. Когда сравнение идет с более или менее стабильными показателями, мы видим, что в количественном эквиваленте продажи не растут, а остаются примерно на прежнем уровне – по итогам семи месяцев 2016 года отмечается незначительное падение на 2%», – констатирует коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.
В то же время в первой половине года рост спроса на продукцию китайского автопрома обеспечивали главным образом распродажи машин 2015-го и даже 2014 годов выпуска. А более дорогие автомобили нового модельного года оказались не столь привлекательными для потребителей, причем дилеры большинства китайских брендов и вовсе остались практически без товара. С учетом низких объемов продаж новые поставки автомобилей и вывод новинок были отложены на неопределенный срок, в том числе из-за более жестких требований по сертификации новых моделей.
«У нас фактически осталась одна модель в продаже – DFM H30 Cross. Из-за задержек с завершением сертификации пока так и не вышли на рынок А30 и АХ7. Ставить рекорды продаж с модельным рядом, который состоит из одной модели, трудно», – сетует директор по продажам и развитию «Дунфэн Мотор Рус» Кирилл Павлов.
Дилеры ждут привоза
С дефицитом автомобилей из-за отсутствия новых поставок в последние месяцы столкнулись также дилеры Brilliance и Changan, рассказали «За рулем.РФ» представители этих марок. Единичные китайские бренды имеют в продаже автомобили 2016 года – например, Geely, подтверждает член совета директоров ГК «Долавто» Сергей Климов. Вместе с тем увеличиваются финансовые трудности у дилеров, вызванные снижением реализации. А главным фактором, влияющим на эти процессы, является, по его мнению, отсутствие долгосрочной стратегии у китайских концернов в нашей стране.
Продажи китайских автомобилей в России (данные АЕБ)
Марка | Июль-2016, шт. | Изменение, % | Январь-июль 2016 года, шт. | Изменение, % |
Lifan | 1387 | 0% | 8952 | 49% |
Chery | 437 | -1% | 3110 | 6% |
Geely | 242 | -80% | 3350 | -34% |
DFM | 88 | -42% | 696 | 25% |
FAW | 77 |
| 577 |
|
Brilliance | 60 | 3% | 706 | 37% |
Zotye | 36 |
| 110 |
|
BAW | 15 | -68% | 108 | -42% |
Changan | 9 | -85% | 316 | 12% |
Foton | 0 |
| 27 | 108% |
Haima | 0 |
| 114 | -16% |
Всего | 2351 | -36% | 18 066 | -2% |
Впрочем, динамика продаж у автопроизводителей из Поднебесной весьма неоднородна. Лидер китайского сегмента - Lifan - в июле смог сохранить реализацию на прошлогоднем уровне, а по итогам семи месяцев 2016 года марка может похвастаться почти 50-процентным ростом продаж. По словам заместителя гендиректора Lifan Motors Rus Вячеслава Галузинского, локомотивами спроса стали кроссоверы Х60 и Х50. Незначительно ушла в минус Chery – на 1% в июле, хотя с начала года сохраняется 6-процентная положительная динамика. Львиную долю в объеме реализации марки по-прежнему занимают кроссоверы Tiggo FL и Tiggo 5.
А вот у Geely куда более драматичное падение – на 80% в июле и на 34% за семь месяцев 2016 года, причем в отличие от других китайских брендов она показывает отрицательную динамику уже не первый месяц. Напомним, этой весной компания завершила продажи моделей MK и MK Cross, при этом вывела на российский рынок рестайлинговый кроссовер Geely Emgrand X7, а также новое поколение седана Emgrand EC7. Как отмечает гендиректор Geely в России Игорь Овсянников, в структуре реализации марки новинки стали наиболее востребованы, при этом наблюдается некоторое смещение спроса в сторону кроссовера Emgrand X7.
Автошоу с китайским размахом
Что касается новинок китайского автопрома, широко представленных на недавнем мотор-шоу в Москве, далеко не все из них доберутся до дилерских центров. Показательно, что некоторые из этих моделей впервые были презентованы еще на прошлом Московском автосалоне два года назад, однако в продажу до сих пор не поступили. Между тем, по словам Игоря Овсянникова, все российские премьеры Geely представляют новый модельный ряд марки, который планируется к продаже в 2017-2018 годах. Уже в декабре текущего года компания обещает вывести на российский рынок представительский седан Geely Emgrand GT. А кроссоверы Geely NL-3 и Emgrand EX7 станут первыми моделями, которые в июле 2017 года сойдут с конвейера нового завода в Белоруссии.
В российской линейке FAW, включающей сегодня только легковые седаны, в конце этого года появятся два новых кроссовера – Besturn X80 и D60. В дальнейшем компания может привезти в Россию и другие модели — B30, B70 и B90. Не отказывается от своих планов по обновлению модельного ряда и Dongfeng: сразу же после завершения сертификации в продаже появятся полноразмерный кроссовер АХ7 и новый седан DFM А30, который придет на смену S30. Кроме того, компания рассматривает возможность вывода на рынок некоторых из шести новинок, представленных на ММАС, в частности, пикапа Rich. В ближайших планах Changan стоит вывод на рынок CS35 российской сборки. Рестайлинговые автомобили 2016 модельного года, оборудованные системой ЭРА-ГЛОНАСС и рядом дополнительных опций, появятся в дилерских центрах в четвертом квартале нынешнего года. А в 2017 году модельный ряд Changan должен пополнить новый вседорожник CS75.