1984 – старт производства SEAT Ibiza
Первое поколение (1984-1993)
Первое поколение модели стало откровением для своего времени. Созданный на базе SEAT Ronda автомобиль сумел соединить в себе пространство и удобство интерьера, свойственное моделям более высоких сегментов, с компактными размерами (длина составляла всего 3,6 метра). Работа SEAT над этим проектом велась в сотрудничестве со знаменитыми компаниями: Italdesign (разработка дизайна), Karmann (организация процесса производства) и Porsche (технологии моторостроения).
Появление новой модели на свет оживило работу завода SEAT Зона Франка в Барселоне. Новинка оснащалась бензиновыми двигателями мощностью от 44 до 100 л.с. и 55-сильным дизельным двигателем – с таким выбором Ibiza быстро стала весьма привлекательным автомобилем, как на внутреннем, так и на зарубежных рынках. Объемы экспорта модели оказались по-настоящему выдающимися: в 1990 году число проданных за пределами Испании автомобилей превысило отметку в 119 000!
Первой на свет появилась трехдверная версия, которая в 1986 году была дополнена и пятидверной, способной лучше удовлетворить запросы клиентов, имеющих более высокие требования в отношении пространства салона. Вскоре появилась и первая «литерная» версия – 100-сильная Ibiza SXI , выпуск которой начался в 1988 году. Именно SXI стала предвестником появления нынешних CUPRA и FR.
После семилетнего присутствия на рынке, в 1991 году, модель прошла полное обновление под девизом «Новый стиль» (New Style). Наиболее заметно это отразилось в дизайне передней части автомобиля (она стала более закругленной и обтекаемой) и в отделке салона. Лучше стала управляемость и шумоизоляция. Еще одним направлением развития стало появление версии Sport Line , оснащенной последним поколением двигателя «System Porsche» объемом 1700 куб. см и мощностью 110 л.с.. На следующий год SEAT Ibiza стал официальным автомобилем Олимпийских игр в Барселоне-1992.
С момента производства первого экземпляра в 1984 году и до момента прекращения сборки на заводе Зона Франка в 1993 году первое поколение SEAT Ibiza разошлось общим тиражом в 1 308 461 автомобиль.
Второе поколение (1993-2002)
В 1993 году испанская марка объявила о начале выпуска второго поколения модели Ibiza - автомобиля, который должен был продолжить успешный путь своего предшественника. Одна из страниц истории марки SEAT и вовсе полностью связана с Ibiza : именно эта модель стала первой, сборка которой началась на новом заводе в Мартореле. Столь знаменательное событие знаменовало собой фантастический старт модели нового поколения, которая впервые была показана публике на автосалоне в Барселоне в 1993 году.
Внешность Ibiza изменилась значительно. Силуэт стал более скругленным и аэродинамичным, а уровень оснащения и примененных в разработке двигателя технологий соответствовал автомобилям более высоких рыночных сегментов. Такое сочетание помогло SEAT Ibiza отправиться на завоевание новых рынков, где было признано отличное сочетание цены и качества этой модели.
Второе поколение Ibiza создавалось уже в составе Volkswagen Group в трех- или пятидверном кузове и предусматривало выбор между шестью вариантами двигателей (бензиновых, дизельных и турбодизельных). Это был первый автомобиль в своем сегменте, для которого предлагался 90-сильный турбодизель (в это время самым спортивным являлся шестнадцатиклапанный бензиновый 1,8 GTI). В это же время Ibiza совершила гигантский скачок в отношении качества сборки.
Через три года, в 1996 году, был предложен самый мощный дизельный двигатель в сегменте - 110-сильный TDI. В этом же году была представлена новая линейка двигателей, а внешне модель получила новые «монолитные» бамперы. 1996 год стал годом появления эффектной версии CUPRA («Cup Racing»), оснащенной 150-сильным двухлитровым двигателем. Впечатляющие динамические характеристики этой версии отлично сочетались с по-настоящему спортивным обликом. Долгожданное появление CUPRA стало отличным подарком к празднованию SEAT своей победы в Чемпионате мира по ралли (FIA WRC) в зачете двухлитровых автомобилей. Этот титул был выигран за рулем SEAT Ibiza Kit Car , причем победы удалось добиться в течение трех лет подряд – также в 1997 и 1998 годах. В 1997 году увидела свет и первая Ibiza, оснащенная 4-ступенчатой автоматической коробкой передач и 1,6-литровым бензиновым атмосферным двигателем с мощностью 101 л.с.
На Барселонском автосалоне 1999 года была показана Ibiza , прошедшая глубокий рестайлинг. Обширные изменения коснулись как экстерьера, так и интерьера. Более крупная светотехника и форма декоративной решетки радиатора больше соответствовали новому «фамильному облику» марки. В салоне появился мультифункциональный дисплей, системы климат-контроля и аудиосистемы.
Еще через год, в 50-летний юбилей марки SEAT, компания представила новую SEAT Ibiza CUPRA , оснащенную 1,8-литровым турбомотором мощностью 156 л.с.. Это был первый автомобиль в своем сегменте, на котором была применена электронная система стабилизации ESP.
Шестилетний опыт участия SEAT Sport в мировом раллийном первенстве позволил предложить поклонникам марки модель SEAT Ibiza CUPRA R - первый серийный автомобиль компании, разработанный непосредственно спортивным подразделением SEAT Sport . Эксклюзивная CUPRA R была выпущена ограниченной серией в 200 экземпляров и оснащалась 180-сильным двигателем объемом 1,8 л с турбонаддувом и двадцатью клапанами.
Объем продаж этого поколения SEAT Ibiza оказался еще выше: с 1993 по 2002 год было продано 1 522 607 автомобилей.
Третье поколение (2002-2008)
Третье поколение модели Ibiza увидело свет в 2001 году и ознаменовало собой новые высоты в области качества сборки, выбора двигателей и динамических характеристик. За дизайн новой Ibiza отвечал лично Вальтер да Сильва, и именно он предложил новый, более привлекательный силуэт, который подчеркивал улучшенную управляемость и динамику модели.
Фактически Ibiza 2001 года стала первой моделью SEAT, на всех версиях которой была реализована концепция «облегченного шасси». Созданием новой Ibiza занимался Технический Центр в Мартореле. Помимо всего прочего, была в очередной раз повышена планка мощности дизельных двигателей: теперь она достигла 130 л.с.
В 2004 году пришло время праздновать двадцатилетие модели Ibiza , и юбилей был отмечен двумя знаковыми событиями. Во-первых, к этому времени было собрано и продано уже более 3,3 миллионов экземпляров. Во-вторых, был дан старт выпуску двух новых спортивных версий, названия которых вскоре стали определять узнаваемость испанской марки SEAT . Эти версии назывались FR (Formula Racing), которая оснащалась 130-сильным турбодизелем (1,9 TDI) или 150-сильным бензиновым двигателем, и CUPRA, на которую устанавливался либо 160-сильный турбодизель (1,9 TDI), являвшийся самым мощным дизельным двигателем во всем сегменте, либо 20-клапанный бензиновый двигатель объемом 1,8 л. мощностью 180 л.с.
В феврале 2006 года был представлен еще более спортивный и более современный образ SEAT Ibiza . Основными улучшениями стали новые варианты отделки салона и новая форма бамперов. Всего теперь можно было выбрать 18 сочетаний, включая пять вариантов отделки и 11 предлагающихся на выбор двигателей.
В конце 2007 года была представлена версия ECOMOTIVE. Она была оснащена 80-сильным турбодизелем 1,4 TDI с сажевым фильтром DPF и стала самой экологичной моделью в сегменте: выброс СО 2 составлял всего 99 г/км.
Продажи Ibiza третьего поколения составили 1 221 200 единиц.
Четвертое поколение (2008 – н.в.)
С момента своего появления в 1984 году Ibiza стала новой иконой SEAT и самой известной во всем мире моделью испанской марки. Появление в 2008 году четвертого поколения Ibiza стало лучшим подтверждением того, что эти автомобили ждут и встречают с огромным энтузиазмом везде, где бы они ни появлялись.
В середине 2008 года SEAT запустил рекламную кампанию четвертого поколения модели Ibiza , девизами которой стали два ключевых слова, прекрасно характеризовавших новинку марки: красота и технологии. Конечно же, к ним можно было смело добавить и третье – качество.
Качество – та характеристика, которую неизменно можно поставить в один ряд со стильностью экстерьера и интерьера Ibiza . Благодаря сочетанию острых геометрических линий, характерных для детища Люка Донкервольке, родился гораздо более выразительный и спортивный, чем у предыдущих поколений, силуэт.
В стандартное оборудование модели теперь входят такие системы, как боковые подушки безопасности, ESP, ассистент старта на подъеме (Hill Hold Assist), предупреждение о низком давлении в шинах. Все эти решения обеспечивают свой вклад в улучшившуюся безопасность и ездовой комфорт Ibiza .
Краш-тесты, проведенные Euro NCAP, подтвердили отличный результат: за защиту пассажиров Ibiza получила 5 звезд, 4 звезды – за защиту детей, 3 – за безопасность для пешеходов.
Одной из причин великолепных ходовых качеств новой Ibiza стало применение новой платформы, разработанной Volkswagen Group для автомобилей этого сегмента. Эффект дополнило применение семиступенчатой трансмиссии DSG, которая впервые в сегменте агрегатировалась со 105-сильным 1,6-литровым бензиновым двигателем. Сочетание всех этих качеств позволило выйти новому автомобилю на позиции лидера относительно своих прямых конкурентов.
Всего для четвертого поколения Ibiza было предложено 6 вариантов двигателей: три бензиновых (1,2 л 70 л.с., 1,4 л 85 л.с. и 1,6 л 105 л.с.) и три дизельных (1,4 TDI 80 л.с., 1,9 TDI 90 или 105 л.с.). Все эти двигатели отличаются исключительно низким выбросом СО 2 . Особо стоит отметить новый 80-сильный TDI ECOMOTIVE, который стал наиболее экологичным двигателем в сегменте благодаря небольшому выбросу СО 2 (98 г/км) и низкому потреблению топлива в смешанном цикле (3,7 л/100 км).
Спортивные версии были представлены в 2009 году. Первой была предложена трехдверная CUPRA SC со 180-сильным бензиновым двигателем 1,4 TSI и трансмиссией DSG. Вскоре последовала трех и пятидверная версия FR, для которой мощность 1,4-литрового двигателя TSI была установлена на уровне 150 л.с., а затем и FR TDI мощностью 143 л.с. Полный список оборудования включил в себя электронный самоблокирующийся дифференциал XDS и биксеноновые фары, выполненные с применением технологии адаптивного светового луча AFS. Кульминацией развития спортивной линейки стала версия Bocanegra , названная так в честь ставшего легендой в 70-е годы SEAT 1200 Sport «Bocanegra» . «Наследница» легендарной модели получила эксклюзивную красную или белую окраску, а черное решение фронтальной части напрямую напоминало о модели, ставшей для марки одной из наиболее ярких вех ушедшей эпохи.
В 2010 году линейка двигателей пополнилась 75-сильным 1,2 TDI и 105-сильным 1,2 TSI. Новый турбодизель предназначался для версии ECOMOTIVE, потребление топлива которой было снижено до 3,4 л/100 км, а выброс СО 2 – до 89 г/км. В том же году семейство Ibiza пополнилось «семейным» универсалом ST.
В 2012 году SEAT Ibiza пережил рестайлинг, который относился ко всем трем типам кузова: SportCoupé (3 двери), пятидверному хэтчбеку и универсалу ST. При этом линейка двигателей не только осталась прежней, но и была дополнена 82-сильной версией 1,6 LPG, способной работать как на бензине, так и на сжиженном природном газе. В начале 2013 года обновления затронули и версию CUPRA: были улучшены ее динамические характеристики, а в комплектации появились биксеноновые фары с использованием светодиодных (LED) технологий.
Последней жемчужиной, пополнившей ожерелье семейства SEAT Ibiza , стала новая высокотехнологичная версия – 140-сильная 1,4 TSI ACT, на которой испанская марка впервые применила технологию активного управления цилиндрами. Являющийся произведением инженерного искусства двигатель TSI теперь, наряду с использованием всех самых современных решений – малого объема, турбонаддува, системы «старт-стоп», системы рекуперации энергии торможения – может быть оборудован системой, осуществляющей селективную деактивацию (отключение) цилиндров. Все эти новые технологии позволяют обеспечить сочетание великолепной динамики и крайне высокой степени экономичности.
__TEMPLATE_XX_commentId__