ЗИЛ-118 «Юность» на рисунке Александра Захарова для исторической серии журнала «За рулем». При массе 4,5 т автобус развивал наибольшую скорость 120 км/ч и расходовал в среднем до 28 литров бензина на 100 км. В силу такой прожорливости ЗИЛ-118 получил два топливных бака общей емкостью 160 л. Размещенные в заднем свесе емкости обеспечивали запас хода свыше 570 км
Первый образец ЗИЛ-118 «Юность», снятый неподалеку от заводоуправления ЗИЛа. Рентабельным для завода считался выпуск не менее 2000 таких машин в год, а реальные потребности (особенно после триумфа в Ницце) оценивались в 4–6 тысяч в год. ЗИЛ-118 должен был стать первенцем нового семейства пассажирских автомобилей ЗИЛа, в которое входили представительские ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117. Увы, микроавтобус так и не увидел серии
ЗИЛ-111 (1959–1962 гг.) – донор агрегатов для микроавтобуса «Юность». Такие показатели, как колесная база и колея, у автомобилей одинаковы, хотя автобус существенно длиннее лимузина
Микроавтобус оснащался 150-сильным двигателем V8 от грузовика ЗИЛ-130, в форсированном варианте устанавливавшемся на лимузин ЗИЛ-111. С ним соединялась двухступенчатая гидромеханическая передача от ЗИЛ-111. Выбор ее режимов осуществлялось кнопками. Пульт размещался справа от водителя на крышке моторного отсека. На кнопках значилось: Н, Д, П, ЗХ. Обозначать режимы латиницей, понятно, никто бы не позволил, однако и аналога слову Neutral в русском языке не отыскалось. Поэтому на первой кнопке значилось «Н». Начальная буква слова Drive удачно совпала с русским «Д», «Движение». Пониженную передачу и задний ход обозначили русскими буквами П и ЗХ. Такая вот смесь «детройтского с московским». «Юность» разгонялась до 120 км/ч – невиданной для автобуса скорости. От лимузина заимствовали и другие части трансмиссии и ходовой части – карданный вал, задний мост, подвеску, тормозную систему, рулевое управление с гидроусилителем и колеса. Несущий кузов обладал высокой жесткостью на изгиб и кручение благодаря мощному основанию с лонжеронами и поперечинами замкнутого коробчатого сечения
Впервые в практике отечественного автомобилестроения на микроавтобусе ЗИЛ-118 применили передний подрамник. Салон на 17 мест отделялся от кабины водителя перегородкой. По меркам тех лет интерьер являл собой верх убранства. Словно предваряя решение Совета Министров 1963 года о «химизации автопрома», во внутренней отделке широко применялись виниловые покрытия различной текстуры и цветов. Для пассажиров предусматривались раздельные нерегулируемые сиденья, индивидуальные светильники, радиоприемник с четырьмя динамиками, пепельницы, крючки для одежды, мощные вентиляция и отопитель, а также внушительного размера (680х1830 мм) сдвижной люк в крыше
Микроавтобус (в американской классификации – van), выпускавшийся корпорацией General Motors на базе скандально известного Chevrolet Corvair в 1961–1965 годах. Заднемоторная компоновка позволила спланировать салон более рационально
Вместе с Минздравом СССР завод построил две машины специализированной скорой помощи – ЗИЛ-118 А. Получился настоящий передвижной госпиталь – по пути в больницу пациенту можно было провести широкий комплекс оперативных мероприятий. Машину показали на международном конгрессе хирургов в Киеве и затем направили в институт Склифосовского. Там она испытывалась в течение года. Однако институт не смог выкупить ее из-за высокой стоимости опытного образца
Средняя часть крыши реанимационного ЗИЛа поднималась, и внутри врачи могли работать в полный рост. Раздвижную «гармошку» изготовили на фабрике баянов
Испытание «Юности» на удар в бетонный куб на скорости 50 км/ч. При таком столкновении у водителя микроавтобуса не оставалось ни единого шанса выжить. Кадр взят из фильма «Развлечение для старичков» («Мосфильм», 1976 г., режиссер Андрей Разумовский). По сюжету, компания бывших рабочих высокой квалификации решила построить автобус-вездеход
Модернизированный ЗИЛ-118К (или ЗИЛ-119) «Юность», 1971 год. Дизайнером обновленного микроавтобуса был Борис Кузнецов. И опять производство носило в буквальном смысле единичный характер, а за три года (с 1972-го по 1974-й) не построили ни одной машины. Существовало несколько интересных модификаций микроавтобуса, в том числе реанимобиль, передвижная телевизионная станция, пикап, противодиверсионная спецмашина со сверхпрочным контейнером для ликвидации подозрительных устройств. Кроме того, один из автомобилей некоторое время выполнял роль чемоданчика с «ядерной кнопкой» – в нем смонтировали аппаратуру управления пуском стратегических ракет. КГБ оборудовал несколько машин аппаратурой радиоэлектронного слежения. Якобы одна из таких машин постоянно дежурила во дворах неподалеку от американского посольства. Всего с 1961 по 1994 год изготовили 93 микроавтобуса «Юность».