Хроника: в планах не значился
Полная версия50 лет назад, в декабре 1961 года, на заводе ЗИЛ собрали первый образец малого автобуса высшего класса ЗИЛ-118 «Юность».
Впервые короткую заметку об этом автобусе «За рулем» опубликовал в октябре 1963 года. ЗИЛ-118 проходил испытания в Москве в качестве… маршрутного такси! Это был, наверное, самый дорогой таксомотор в мире, поскольку в его основе лежали узлы и агрегаты лимузина высшего класса ЗИЛ-111.
Завод имени Лихачева в начале 1960-х годов переживал непростые времена. В октябре 1961 года на XXII съезде КПСС, на том самом, где было провозглашено знаменитое «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!», советский вождь Никита Сергеевич Хрущев обрушился на предприятие с жесткой критикой. К тому времени ЗИЛ уже шесть лет не запускал в производство новых грузовиков. План по выпуску представительских легковых автомобилей, прежде достигавший 300 машин в год, с переходом на модель ЗИЛ-111 был скорректирован до 10–15 машин.
Странно, что в этой ситуации предложение заместителя начальника производства ЗИЛа Николая Федоровича Гринчара загрузить легковое производство новой многоместной машиной повышенной комфортности не нашло должного отклика руководства. В заводской план автомобиль, обозначенный как ЗИЛ-118, не вошел.
Капелью голосов поэтов с трибуны Политехнического звенела знаменитая хрущевская оттепель. Власть, обычно проводившая свою линию непреклонно, позволяла себе заигрывать с массами (такие периоды случались в нашей истории не раз) – разрешались митинги и собрания, поддерживалась инициатива «снизу». Сути это не меняло, но заметно снижало накал протестных настроений. Разумеется, любая инициатива контролировалась. Выходившие на экраны страны один за другим «жизненные фильмы» подсказывали, что порыв молодых был вовремя услышан и поддержан комсомольской организацией – завода, колхоза, ВУЗа.
Комсомольским вожаком завода в 1960 году выбрали Владимира Григорьевича Мазепу (теперешнего главного конструктора АМО «ЗИЛ»). Он поддержал идею создать новую машину на общественных началах, без отрыва от производства. В советское время это являлось достаточным условием для, как сегодня сказали бы, легализации проекта. Курировали проект люди, умудренные опытом, – Н.Ф. Гринчар и заместитель главного конструктора, создатель лимузинов Василий Федорович Родионов — талантливый инженер, доктор технических наук, профессор, лауреат Сталинской премии. Впрочем, так премию уже не называли – при Хрущеве она стала просто Госпремией СССР. Так или иначе, старшие товарищи не позволили бы проекту свернуть из верного русла и в случае чего ответили бы за все.
Создатели машины – в большинстве своем люди молодые – наверняка знакомились с теориями Ю. А. Долматовского об увеличении вместимости легковых автомобилей за счет придания им вагонной компоновки. Кстати, подобные мысли зародились у Долматовского и его коллег еще до войны именно на МосЗиСе. В полной мере эти задумки позволила бы реализовать заднемоторная схема, по какой выпускался междугородний автобус ЗиС-127. Другое дело, что к фантазиям Долматовского на заводе имени Лихачева всегда относились скептически. Кроме того, требовалось обеспечить унификацию будущего автомобиля с лимузином ЗИЛ-111.
Художникам-конструкторам Эрику Сабо, Александру Ольшанецкому и Татьяне Киселевой (она – автор интерьера ЗИЛ-118) приходилось учитывать, что силовой агрегат съест пространство справа от водителя, да и пол салона не удастся понизить из-за проходящего под ним карданного вала (в отличие от ЗИЛ-111 кузов ЗИЛ-118 сделали несущим, силовой агрегат присоединялся к нему на подрамнике). Моторный отсек не только буквально прижимал водителя к двери, но и выдавался в салон. Двигатель накрыли плотным капотом с двумя люками, один из которых открывался… из салона.
На 17 пассажиромест у автомобиля приходилась всего одна боковая и одна задняя дверь, что, конечно, являлось недопустимым для высокого класса новинки. Причем, чтобы оказаться в салоне, требовалось откинуть ближайшее к двери сиденье и преодолеть две ступеньки, расположенные на высоте 400 и 260 мм. К слову, у маршрутного такси, проходившего в 1963 году опытную эксплуатацию в столице, все же убрали два ближних к двери сиденья, чтобы не мешали входу-выходу пассажиров.
Возможно, из-за подобных вещей начальство продолжало относиться к новинке с настороженностью. И даже когда проблемы завода были вынесены на пленум Московского городского комитета КПСС, а советская печать принялась дружно критиковать предприятие, в ответных выступлениях зиловцы старались умалчивать о создании такой интересной новинки, как ЗИЛ-118 «Юность».
Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть февральский номер «За рулем» за 1962 год со статьей «ЗиЛ даст новые автомобили!» секретаря парткома ЗИЛа А.Косицына. Ни слова о «Юности»!
Кстати, название «Юность» предложила художник-конструктор Татьяна Киселева. Как раз в литературном журнале «Юность» вышла повесть Василия Аксенова «Звездный билет», вызвавшая широкий отклик.
В марте 1962 года начались испытания «Юности». Осенью того же года директор ЗИЛа А. Г. Крылов направил в Госкомитет по автоматизации и машиностроению при Совете Министров СССР предложение о серийном выпуске микроавтобуса. Якобы Н.С. Хрущев отозвался о «Юности» так: «Вот это – народный автомобиль!»
Еще одна легенда, которую любят рассказывать заводчане, – о посещении предприятия Генри Фордом-вторым. Якобы Форд-младший настолько был очарован «Юностью», что настаивал, чтобы его возили исключительно на ней. И даже хотел приобрести лицензию на ЗИЛ-118. Верится в намерения промышленника с трудом. Скорее, зиловцы ошибочно расценили комплимент, сделанный гостем, за желание выпускать автобус у себя. Форд, разумеется, представлял, во что такой проект обойдется. Кроме того, ему наверняка приходилось видеть микроавтобус Chevrolet Corvair Greenbrear, выпускавшийся корпорацией General Motors с 1961 года – очень похожий на ЗИЛ-118. Хотя авторы 118-го и получили государственное свидетельство на промышленный образец, однако художественные решения явно подсмотрели у этой американской машины.
Однако, безусловно, «Юность» сделана с размахом. В этом нетрудно убедиться, воспользовавшись возможностями Рунета и посмотрев кадры из наивной советско-чешской комедии «Соло для слона с оркестром» режиссера Олрджиха Липского (1975 год).
Настоящий триумф ожидал «Юность» в 1967 году, когда СССР впервые решил участвовать в Semaine Internationale du Car – престижной «Автобусной неделе», проходившей со 2 по 5 мая в Ницце. Это был своего рода автобусный салон, смотрины, устраиваемые крупнейшими туристическими бюро Европы. Автобусы оценивались по следующим классам: городские и пригородные; стандартные маршрутные; туристические для однодневного путешествия; «люксовые» для путешествий на дальние расстояния; для континентальных и межконтинентальных путешествий. В тот год в «Автобусной неделе» участвовало 129 машин и среди них наши ЗИЛ-118 «Юность», ПАЗ-665 «Турист», ЛАЗ-699 «Турист» и ЛаЗ-«Украина».
«Юность» отнесли к автобусам для однодневных путешествий. Успех сопутствовал ей уже на предварительном этапе конкурса – в 15-м туристическом ралли. В этом состязании команда советских путешественников, составленная из работников завода, сотрудников «Интуриста», представителей спортивной общественности и, разумеется, работников КГБ, завоевала шикарную вазу севрского фарфора – Большой приз президента Французской республики. Кроме того, представителям ЗИЛа присудили бронзовую медаль Комиссариата по туризму и вымпел инициативного туристического комитета Ниццы. Про «Неделю автобусов» в Ницце написал «За рулем».
А в технических испытаниях «Юность» показала лучшие результаты среди 64 конкурсантов во всех без исключения дисциплинах. За это советскому микроавтобусу вручили главный кубок Оргкомитета. В конкурсе кузовов «Юности» вместе с другими отечественными автобусами присудили серебряную медаль Французской федерации кузовостроения. Как следствие такого успеха посыпались предложения от зарубежных туристических и транспортных организаций. Что им могло ответить руководство «Автоэкспорта»? Что на ЗИЛе к тому времени успели собрать всего… семь автобусов?