Kia Soul, Peugeot 2008 и Opel Mokka: жители большого города

В преломлении теории Дарвина к современному автомобильному рынку сегодня особенно бурно прогрессируют мелкие формы кроссоверов, нередко лишенные внедорожных «рудиментов». В частности, полный привод им практически без надобности – живут эти машинки в основном в тесном городском трафике. Вот они, яркие представители этого молодого автомобильного «вида»: Kia Soul, Peugeot 2008 и Opel Mokka.
Kia Soul Premium 1.6 (126 л.с.) АКП - 989 900 руб.

Продажи нового, второго, поколения Kia Soul стартовали только что. На этот автомобиль компания возлагает еще большие надежды, чем на предшественника, в том числе и в России. Это и неудивительно – первенец разошелся по миру тиражом более 750 тысяч экземпляров. Новый кузов похож на прежний, но чуть шире, ниже и длиннее. Подросли и колесная база, и, увы, снаряженная масса. А вот моторы старые, 1,6-литровые: бензиновый и турбодизель (126 и 128 л.с. соответственно). Зато коробки передач теперь все 6-ступенчатые – «механика» (только для бензиновой версии) или «автомат». Внешний вид и интерьер новинки для поклонников модели сегодня уже не открытие – они наверняка проштудировали все фотографии концептуального трехдверного Track'ster, представленного на Женевском автосалоне в 2012 году. Уже тогда говорили, что это прообраз нынешнего Soul. Надо же, почти не обманули – все очень похоже: и экстерьер, и убранство салона, разве что дверей пять да передние кресла попроще.

Компактный кроссовер Peugeot 2008 – дебют марки в этом сегменте и еще одна весенняя российская новинка. Построенный на базе модели 208, он позаимствовал у хэтчбека ходовую часть, особенности эргономики и силовые агрегаты. Правда, доступные в России моторы лишь бензиновые 1,2 и 1,6 л. Первый, 3-цилиндровый мощностью 82 л.с., сочетается с 5-ступенчатыми МКП или «роботом». Второй, R4, выдает «на-гора» 115 или 120 л.с. – с 5-ступенчатой «механикой» или 4-ступенчатым «автоматом» соответственно. Для сведения: в Европе есть еще турбодизели 1,4 и 1,6 л.

Позиционируется 2008-й уже как кроссовер: кузов повыше, «поуниверсалистее» и клиренс побольше – такой же, как у Soul, – 165 мм. «Француз» тоже только переднеприводный. Для улучшения проходимости опционально (правда, лишь для версии 115 л.с. 5МКП) предлагается система Grip Control, позволяющая частично блокировать дифференциал. Вариант со всеми ведущими колесами (задними на электротяге) пока в разработке, и его перспективы еще туманны.

Opel Mokka неплохо продается в России второй год. Это еще один первый опыт, но уже немецкой компании в создании маленького кроссовера. Его технический арсенал из нашей троицы самый мощный и богатый. Кроме двух вариантов 140-сильных бензиновых моторов – турбированного 1,4 л и атмосферного 1,8 л, есть еще и 1,7-литровый (130 л.с.) турбодизель. Mokka не только выглядит (благодаря дорожному просвету в 200 мм), но и является, в некоторых модификациях, полноценным легким «проходимцем». У нее есть версии 4х4: 1,4 л с 6МКП или 1,8 л с 6АКП. Переднеприводные бензиновые комплектации оснащаются либо 5-ступенчатой «механикой», либо, как и дизель, 6-ступенчатым «автоматом».

Kia Soul

Переключение режимов электроусилителя руля меняет нагрузку на руки, а не глубину обратной связи
Переключение режимов электроусилителя руля меняет нагрузку на руки, а не глубину обратной связи

Внимательно разглядывая новый Soul, понимаешь, что старый – это что-то вроде телевизора с кинескопом в сравнении с «плазмой». Агрессивный взгляд фар, большой воз­духозаборник и 18-дюймовые колеса… Заметно, что корейцы уже освоили азы привлечения покупателя. А в салоне просто космос! Главная деталь, конечно, восьмидюймовый, самый большой в ценовой группе, «телевизор». Кнопок на руле и тор­педо – море, но разыскивать ничего не приходится. Остается пользоваться этим электронным счастьем и любоваться небом сквозь стеклянную крышу и огромный люк. Ну а если серьез­но, это автомобиль не просто второго поколения, а другого уровня и по оснащению, и по отде­лочным материалам. С удобством посадки и обзорностью все очень прилично, но вот с ходовыми качествами… хочется, чтобы и ехал Soul по-новому. Увы, с этим лишь чуть лучше: он поменьше кренится в повороте, неплохо держит прямую, но удовольствия от рулежки по-прежнему не дос­тавляет: в околонулевой зоне – «вата». Переключение режимов электроусилителя руля (комфортный, нормальный, спортивный) меняет лишь нагрузку на руки, а не глубину обратной связи с колесами. И еще мотор. Тяжеловато ему, даже с новым шустрым «автоматом». Нажимаешь педаль в пол, передачки быстренько перешелкнулись вниз, и стрелка тахометра подскочила под 5000 об/мин. Шуму много, а интенсивного разгона нет.

Peugeot 2008

Peugeot 2008
Главная «фишка» – приборная панель над маленьким игрушечным рулем, как у родственничка – 208-го

Странные они, эти «французы». О внешности спорить бесполезно: сколько людей, столько и мнений. И все-таки из нашей троицы Peugeot 2008 меньше всех похож на кроссовер. Скорее это маленький универсал с увеличенным дорожным просветом. Главная «фишка» внутри – узкая приборная панель над маленьким, почти игрушечным рулем, как у родственничка – 208-го. Взаимное расположение педалей, руля и сиденья, а равно и диапазоны их регулировок устроят не всех. Последние, вместе с не желающими адаптироваться к подобному «изыску», попадают в категорию потерянных для модели покупателей. В остальном особых претензий к эргономике нет, хоть и есть легкий французский акцент: пробку бензобака при заправке опять придется носить с собой и настраивать круиз-контроль левой рукой вслепую – джойстик на рулевой колонке перекрывается спицей руля. Зато рулится 2008-й чуть прозрачнее и приятнее, чем Soul.

Опять претензии к силовому агрегату. Он заимствован у первого поколения Peugeot 308. Двигатель неплох, а вот немолодой 4-ступенчатый «автомат» даже с недавно «промытыми мозгами» запаздывает и не дает мотору работать в оптимальном режиме – передачи слишком длинные. В обгон на трассе идешь как в последний бой: на второй передаче двигатель с ревом упирается в ограничитель, а на третьей ему не хватает момента, не говоря уж о четвертой.

Opel Mokka

Opel Mokka
Не спорткар, конечно, но эффект от нажатия на педаль газа практически не обманывает ожиданий

В нашем тесте на фоне оппонентов Mokka выглядит консерватором: никакой вычурности в экстерьере, никаких бросающихся в глаза суперноваций внутри. Тем не менее все достойно, выдержанно, по-немецки аккуратно: прос­тая обтекаемая форма кузова, привычный глазу «опелевода» интерьер с рядами и колоннами кнопок центральной консоли и небольшой «домик» для мониторчика на торпедо. Пластик не столь изыскан, как у «корейца» или «француза», но дешевизной не раздражает. А вот монохромный дисплейчик с красной подсветкой на приборной доске воспринимается архаизмом.

Разницу в приоритетах понимаешь, когда садишься за руль. Немецкая машина прежде всего для того, чтобы ехать, а не любоваться ею. Все начинается с кресла водителя, здесь оно с регулировкой длины подушки – удобно будет практически любому. И едет Opel действительно лучше. Преимущество в динамике легко объясняется: мотор мощнее, с хорошей благодаря турбине тягой. «Автомат» работает быстро, но без суеты. Не спорткар, конечно, но эффект от нажатия на педаль газа практически не обманывает ожиданий. Всего этого было бы мало без соответствующих настроек шасси. И здесь все в лучших немецких традициях. Подвеска хоть и жестковата, зато точность и информативность рулевого управления дают водителю то, что называется удовольствием от вождения.

Кто во что горазд

Стояночным тормозом в повседневной жизни пользуются редко – режима «Р» при наличии «автомата» для удержания машины на месте вполне достаточно. Создатели Soul дизайну «ручника» много внимания уделять не стали. Он самый обычный – с кнопкой фиксатора на торце и осью вращения в районе крепления спинки сиденья.

А вот французы не утерпели и попытались сделать «ручник» красивым – как они утверждают, в виде лапы льва. Выглядит неплохо, но тянуть двумя-тремя пальцами вверх тяжеловато. Есть и опасность – пассажир, приняв его за подлокотничек, может дернуть в неподходящий момент.

Вариант в Mokka сомнений в том, что это «ручник», не вызывает. Кнопка не в торце, а сверху. Нажимать на нее не слишком удобно. А вот Z-образная форма экономит много места на центральном тоннеле.

Мультимедиа

Самый большой дисплей мультимедийной системы у Kia Soul. Помимо восьмидюймового формата он привлекает продуманным, интуитивно понятным интерфейсом. А как тщательно прорисованы управляющие элементы сенсорного экрана, например, шкала радио! Аудиосис­тема Infinity, полагающаяся Soul с навигационной системой, комплектуется восемью динамиками и мощным внешним усилителем.

Семидюймовый монитор Peugeot 2008 в виде «планшетника» вверху центральной консоли находится под рукой водителя. На выбор три основных экрана – радиостанций, навигации и маршрутного компьютера. При подключении цифрового устройства на дисплее отображается его содержимое. Графическая оболочка лаконична и понятна. Топ-версии Peugeot 2008 оснащаются аудиосистемой JBL с динамиками-«пищалками», убедительную подачу басов обеспечивает сабвуфер.

Дисплей Opel Mokka пристроился под козырьком торпедо, он тоже семидюймовый, с очень приличными разрешением и контрастностью. Правда, в дневном режиме белый фон назойлив. Главный же изъян – экран не сенсорный, и для любого действия надо тыкать кнопки или манипулировать «шайбой».

Второй ряд с Костей

В известном мультфильме длину удава мерили попугаями. Мы переняли метод: удобство задних диванов оценивал наш редактор Константин Васильев. Его рост – 186 см.

Kia Soul

У Kia Soul двухрежимный подогрев сидений. Конкуренты такой опции не предлагают вовсе. Плюс панорамный люк – дополнительное развлечение для задних пассажиров, чей обзор и так ограничен. Но пространства над головой минимум из-за конструкции сдвижной шторки, а обшивка передних кресел в отличие от конкурентов жесткая (пластиковая), кстати, карман только на спинке правого сиденья. Однако конфигурация сиденья – длина подушки, наклон спинки и подлокотника – оптимальные, да и в плечах салон сзади свободнее остальных.

Peugeot 2008

В Peugeot 2008 заметно просторнее в ногах, но подушка сиденья плоская и расположена низко, центральный подлокотник и вовсе не предусмотрен, как и ручки на потолке. Высокому пассажиру, прямо скажем, неудобно – в дальней поездке будут затекать ноги, да и тоскливо – из-за ниспадающей крыши верхняя кромка бокового окна расположена на уровне глаз, сильно ограничивая обзор. Из всех развлечений лишь 12-вольтовая розетка, к которой можно подключить на зарядку какой-нибудь карманный гаджет.

Opel Mokka

Сидеть на втором ряду Opel Mokka достаточно удобно, разве что подушка коротковата, зато само сиденье расположено чуть выше, чем у конкурентов, а вот втроем здесь будет тесновато в плечах. Боковое окно хоть и заужено больше обычного в угоду дизайну, но обзор особо не скрадывает. И, главное, для пассажиров второго ряда здесь предусмотрена полноценная 230-вольтовая розетка под бытовую вилку, как дома. Жаль только, что ни в одном автомобиле нет регулировки по углу наклона спинки.

Вердикт

Андрей Кочетов, редактор:

− Несмотря на критику, высказанную в адрес всех трех оппонентов, недостойных покупательского интереса среди них нет. Вопрос: какую цель преследовать, выбирая автомобиль в этом сегменте? С точки зрения практичности они очень близки, разве что багажник у 2008-го чуть поудобнее. А вот если хочется электронных игрушек и побольше, то это Soul. Да и по дизайну он, пожалуй, самый свежий, яркий и динамичный. Французский продукт – как и сыр с плесенью – на любителя и ценителя, особенно с его нюансами эргономики. И если понравилось смотреть на приборы над баранкой, то убедить поклонника Peugeot, что Soul или Mokka хоть в чем-нибудь лучше, практически нереально. Да и не надо. Но, если приоритет в ходовых качествах, причем с выездом на скоростные трассы и необходимостью обгонов, придется присматриваться скорее всего к «немцу» и смириться с его некоторыми консервативными «тараканами». Да и клиренс у Mokka самый большой, что многим дачникам тоже немаловажно.

Подпишитесь на «За рулем» в