Jaguar F-type AWD и Range Rover Sport SVR: когда мощность достаточная
Роднят эти машины не только британские корни, но и та самая строчка с мощностью двигателя в таблице характеристик. Нет, записи «достаточная» там нет и в ближайшем времени не предвидится. Унификация современных требований к оформлению документации не допускает подобных вольностей. Но в обоих случаях она не стала бы предметом насмешек. Даже когда речь идет о более тяжелом Range Rover Sport SVR. Снимаемые с его V8 рабочим объемом 5,0 л 550 л.с. мощности и 680 Нм крутящего момента позволяют смело называть его «летающим танком». Теперь представьте, что этот двигатель установлен и на Jaguar F-type весом всего 1700 кг! Разгон до 100 км/ч за 4,2 с ставит этого «котенка» в один ряд с суперкарами ручной сборки, а ведь это всего лишь серийный автомобиль!
Прежде чем мечтательно представить себя за рулем этого болида, стоит поговорить о безопасности. Если говорить откровенно, то спорткарам с таким уровнем энерговооруженности не место на дорогах общего пользования. Чтобы обуздать табуны в полтысячи лошадей, нужны специальная подготовка и соответствующие трассы. Но и на них частенько происходят серьезные аварии даже под управлением титулованных профессиональных автогонщиков. Это одна из причин, по которым во многих странах приняты ограничения на максимальную скорость и/или мощность двигателей легковых машин.
Вострим лыжи
Поэтому неудивительно, что тест-драйв новых моделей Jaguar Land Rover на этот раз проводился не в привычном режиме дорожных тестов с вкраплением специальных упражнений, а на новом автодроме Формулы-1 в Сочи как полноценное спортивное соревнование. Гоночная трасса, петляющая вокруг олимпийских объектов, является одной из самых современных не только в России, но и в мире. Многие именитые пилоты с удовольствием отмечали ее интересный профиль, где есть место поспорить и гонщикам, и моторам. В перерывах между большими соревнованиями загрузка формульной трассы не очень велика, так что здесь находится место не только для подобных тест-драйвов — частные лица могут арендовать ее для любительских покатушек.
Однако и здесь безопасность на первом месте. Во время работы трассы в диспетчерском пункте всегда присутствует дежурный, получающий данные видеомониторинга со всех закоулков, наготове дежурная группа специалистов технического обеспечения и спасателей, а также карета скорой помощи. Перед стартом – обязательная медкомиссия, даже если вы ездите «за свои». Если ваши давление и пульс не как у космонавта (не важно, что некоторые за руль столь мощных болидов сядут впервые и волнуются), опытная медсестра заставит сделать дополнительные тестовые упражнения на координацию движений. А кого-то и строго допросит о подробностях нездорового образа жизни в предыдущие дни. В нашей группе до управления были допущены все, хотя некоторые и переволновались.
Подходит очередь, надеваем подшлемник, выбираем шлем — и в путь. Здесь большинство участников-мужчин поджидала неприятность – все шлемы оказались малы. Дамам они подошли прекрасно, а вот с анатомией мужских черепов организаторы немного промахнулись. Как оказалось, типичный английский пилот, вроде известного Стига из шоу Top Gear, гораздо меньше по комплекции, ниже ростом и не столь головаст, как средний российский автожурналист. Слиться с машиной полностью удалось не всем – многим явно давило на череп. Шлем же стал и проблемой при поиске оптимальной посадки – сиденья-то были обычные, гражданские, их подголовники не позволяли одновременно правильно держать спину и голову в шлеме, заставляя откидывать спинку сиденья или ездить ссутулившись.
Но все эти мелочи меркли в момент, когда можно было НАЖАТЬ НА ГАЗ. Однако и здесь строгий регламент. Скорость в зоне пит-лейн не более 60 км/ч, первый круг на каждой новой машине в ознакомительном режиме с кратким инструктажом, обгоны запрещены. Не готов соблюдать правила – сразу дисквалификация без обжалования. Здесь привыкли работать с серьезной техникой, которая ошибок не прощает.
Низко пущенный кирпич…
Я специально выбрал для себя первым самый тяжелый и с виду неуклюжий Range Rover Sport SVR. Снаружи изменения невелики — его лишь немного прижали к земле и обули в шины 275/45 R21. Но в недрах доработок куда больше, особенно в системе активной подвески и рулевого управления. Так что неудивительно, что на Северной петле Нюрбургринга он обошел на секунду спорткупе Porsche Cayman S. На практике эти сухие цифры никак не выстраивались в ощущения. Уже на первом боевом круге, утопив акселератор до упора, я понял, что машина разгоняется быстрее, чем я могу контролировать этот разгон или просто обдумывать траекторию приближающегося поворота. А ведь вес этого «кирпича» почти 2,5 тонны! Скорость к моменту входа в поворот могла доходить до 200 км/ч, машину приходилось осаживать до 80-90 км/ч, поcле чего вкручиваться в 90-градусный поворот.
А потом опять феерия разгона, и еще, и еще. На словах это банально, но ведь едем-то мы на рамном внедорожнике с высоким центром тяжести! Обманчиво спортивное поведение этой громадины — вводит в ступор привычную мозгу систему управления внедорожником, когда «высоко сижу, далеко гляжу». Сложившиеся рефлексы при приближении к повороту просто кричат, что так быстро тормозить и поворачивать на нем невозможно, поэтому держаться на оптимальной траектории сложно из-за того, что не сразу получается победить самого себя. Как результат — избыточные торможения и дымящиеся тормозные механизмы у всех SVR на треке. Пожалуй, это единственное слабое место модели в спортивной дисциплине, ведь в штатном исполнении будут, как и здесь, обычные тормоза с чугунными тормозными дисками и колодками из традиционных материалов. Заявленная всеядность на треке и в грязи не позволяет использовать так просящиеся сюда механизмы из карбон-керамики – к ним есть вопросы после долгого купания в водных или грязевых ванных.
…и дикая кошка
У кошачьей породы Jaguar F-type повадки оказались воздушнее и злее одновременно. Прежняя заднеприводная модификация была очень строга в управлении. Строга настолько, что мощность двигателя для нее придушили с 550 до 495 л.с. Но полноприводные модификации разительно отличаются в лучшую сторону. И полный привод здесь не только ради полного привода — вместе с ним работает система контроля вектора тяги. Работает не только при разгоне, но и при торможении. Если зададитесь вопросом зачем, то подумайте, какой тормозной момент у бензинового V8 рабочим объемом 5 л и как он сочетается с массой машины в 1,7 т. Конструкторы утверждают, что ни у одного конкурента нет столь сложной кинематики подвески и «прозрачного как слеза» чувства дороги на рулевом колесе с новым электроусилителем. И похоже, это чистая правда.
Первая модификация F-type с двигателем V6 рабочим объемом 3,0 л и мощностью 340-380 л.с. показалась просто тренировочным экземпляром для ознакомления с трассой (есть такая практика, чтобы не расходовать драгоценный ресурс основного болида). Кстати, в боксах для ждущих своей очереди есть компьютерный тренажер довольно высокой реалистичности. Водить по треку эту машину оказалось неожиданно легко – менее мощный двигатель не позволял достигать столь высоких скоростей перед точкой входа в поворот, а малый вес и низкий центр тяжести гораздо меньше диссонировали с водительскими привычками. Даже представительницы слабого пола позволяли себе без особого труда взвизгнуть покрышками в повороте и красиво унестись в даль к следующему виражу. Результаты усилий конструкторов здесь проявили себя во всей красе – машина была буквально на кончиках пальцев, а желающих проехаться сверх оговоренного регламентом было хоть отбавляй.
Любителей же адреналина ожидали купе с тем же самым V8, что так впечатлил нас на внедорожнике. Только в отличие от него Jaguar куда легче. Уже на первом круге от былой расслабленности управления купе с V6 не осталось и следа. Да, несмотря на больший вес силового агрегата, шасси здесь работает так же, да, еще ему помогают отличные карбон-керамические тормоза. Благодаря мощности двигателя перед поворотом можно разогнаться до 250 км/ч и потом даже удержаться на трассе.
Но более всего впечатляет то, что этому мотору просто наплевать, с какой скоростью вы выходите из поворота! Если до начала резкого открытия дросселя вы неправильно сориентировали управляемые колеса, машина сделает «карусель», обернувшись вокруг своей оси. С сожалением выйдя из-за руля и попытавшись ответить на простой вопрос организаторов «Ну как?», я понял, что из всего богатства русского языка приличными в моем ответе будут только предлоги. Иначе бурю эмоций не выразишь. И только про такое сочетание шасси и двигателя можно сказать, что мощность «достаточная»!
Вердикт: конструкторам Porsche 911 и Audi R8 пора срочно задуматься.