Автобус-вахтовка: родственник КУНГа
Спросите у любого газовика, нефтяника или строителя с российских северов: что такое вахтовка? Если отфильтровать эмоции и эпичность, получим сочетание полноприводного шасси грузовика и утепленного, герметичного кузова, предназначенного для перевозки пассажиров. Ничего сложного и хитрого, но в других странах таких машин нет: вахтовка – это наше всё, как сани-розвальни с тройкой лошадей, как танк Т‑34, как «дакаровский» КАМАЗ.
Понятие «автомобиль-вахтовка» появилось в конце 70‑х годов двадцатого века, когда возник вахтовый метод работы, при котором бригады работают и проживают в отдаленных от основных поселков временных поселениях – на вахтах или участках. Появление вахтовок было вызвано нехваткой в стране автобусов повышенной проходимости и отсутствием нормальных дорог в труднопроходимых местах. Единственный серийный полноприводный автобус ПАЗ‑3201 4×4 выпускался с 1972 года – фактически это ПАЗ‑672 с агрегатами ГАЗ‑66. Но у вахтовки больше диаметр колес (их под автобусной «юбкой» и не разместишь) и потому несопоставимо лучшая проходимость. Есть прочная рама, надежная подвеска. Даже лебедку устанавливают, а то и две!
По закону бутерброда
Нынче вахтовки производят НефАЗ, компания Промавто, автозавод Урал, предприятия УралСпецТехника и НижСпецАвто – всего около дюжины заводов. Появляются и новые производители, применяющие более современные технологии.
Один из них – РИАТ, базирующийся в Набережных Челнах. Это известный производитель автомобильной спецтехники, а также пластмассовых деталей для КАМАЗов: делает пластиковые крылья кабины, облицовку радиатора и подножек, бамперы и много чего по мелочи. А еще выпускает сиденья для автобусов и грузовиков. Теперь в Челнах налаживают производство сэндвич-панелей с интегрированным стальным трубчатым каркасом для изготовления вахтовок. Обычно львиную долю стоимости кузова составляют как раз сиденья и панели. Каждая сэндвич-панель – готовая стенка, пол или потолок, без каких-то доборов и лишних стыков. Технология – как на изотермических кузовах полуприцепов Schmitz, Krone или Kögel. Сэндвич снаружи обложен прочным пластиком, изнутри – тоже пластик, но декоративный, а между панелями – пенополистирол и трубы каркаса.
Трубы стен – сечением 60 × 40 мм, лонжероны и трубы пола массивнее – 140 × 60 мм и 80 × 60 мм. Суммарная толщина стен – 70 мм, пола – 100 мм. Каркас теплоизолирован, мостиков холода нет. Семь сантиметров такого пластикового «бутерброда» по теплоизоляции эквивалентны кладке в два кирпича в хорошем доме.
А если соотнести пенополистирол со стекловатой, то здесь еще одно достоинство: при тряске теплоизоляция не оседает вниз и не создает пустот. Панели соединяются на болтах, частично на заклепках, все стыки по периметру – на клею.
Остекление – как в настоящем современном автобусе: со вклеенными стеклопакетами. Однокамерный стеклопакет – норма, но может быть двухкамерный и даже трехкамерный. Зимой рукавом к стеклу не примерзнешь, а жарким летом в салоне будет прохладно.
Лето в Сибири короткое, поэтому важнее иметь хорошую печку, нежели кондиционер. Здесь стоят две дизельных автономки Webasto: сухая Air Top Evo 40 (4 кВт) и жидкостная Thermo 350 отопительной мощностью 35 кВт, которая может служить предпусковым обогревателем двигателя.
Если в салоне зимой тепло, пассажирам наверняка захочется снять теплые куртки: над сиденьями, под потолком, есть вместительные полки. Там же можно разместить багаж. Каркас полок интегрирован в каркас кузова – получается эдакая пространственная ферма, еще больше укрепляющая кузов. Под полками предусмотрена индивидуальная подсветка – как в самолете.