Иноcтранки подождут: почему ГАЗели и «буханки» остаются вне конкуренции
Мал золотник, да дорог
Российский рынок легких коммерческих автомобилей падает вот уже четвертый год подряд и в целом повторяет кривую продаж легковых машин. В 2015 году реализация LCV в нашей стране снизилась на 34,3%, до 92,4 тыс. штук, за два первых месяца 2016-го – на 20,5%, до 10,4 тыс. единиц, гласят данные «Автостата». Для сравнения, рынок легковых автомобилей в прошлом году упал на 36,2%, до 1 млн 494 тыс. штук, в январе-феврале 2016-го – на 21,6%, до 182,3 тыс. машин. Таким образом, в количественном выражении легковушек продается более чем в 15 раз больше, чем легких грузовиков и микроавтобусов.
Как отмечает руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ EY (Ernst & Young) Андрей Томышев, исторически динамика рынка LCV в России, в целом, соответствовала динамике продаж легковых автомобилей. «В дальнейшем мы ожидаем сохранение этой тенденции с небольшим снижением доли LCV в пользу набирающего популярность сегмента SUV. Производители делают акцент на развитии последнего с учетом изменения потребительских предпочтений и тенденции к росту спроса на компактные и субкомпактные вседорожники», – говорит он.
Впрочем, на фоне падения платежеспособности населения спрос со стороны частных покупателей смещается в более бюджетный сегмент, и наибольшую долю рынка в последнее время занимают седаны и хэтчбеки В-класса. В этих условиях все больше иностранных автопроизводителей сегодня делает ставку на сегмент LCV, который является более маржинальным.
«Количество компаний, предлагающих автомобили в сегменте LCV, меньше, чем в легковом. Следовательно, конкуренция в этом сегменте на сегодня меньше, но она будет возрастать именно из-за более высокой на сегодня маржинальности. Ведь по сравнению с легковым сегментом абсолютная стоимость машин LCV выше, пробеги – больше в 3–4 раза, а средний чек в сервисе выше в 2,5–3 раза. Лояльность клиента также выше», – рассказывает председатель комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса Андрей Чурсин.
Топ-10 марок на российском рынке легких коммерческихавтомобилей в 2015 году | ||||
№ | Марка | Кол-во, шт. | Изм., % | Доля, % |
1. | ГАЗ | 38 352 | -32,0 | 41,5 |
2. | УАЗ | 20 301 | 3,7 | 22,0 |
3. | Mercedes-Benz | 8899 | -14,5 | 9,6 |
4. | Lada+VIS | 7002 | -32,7 | 7,6 |
5. | Ford | 4271 | -51,3 | 4,6 |
6. | Fiat | 3711 | -49,0 | 4,0 |
7. | Volkswagen | 3045 | -58,7 | 3,3 |
8. | Peugeot | 1411 | 72,5 | 1,5 |
9. | Hyundai | 1207 | -65,7 | 1,3 |
10. | Citroen | 1081 | -66,5 | 1,2 |
Всего | 92 408 | -34,3 | ||
Данные агентства «Автостат» |
ГАЗели уходят в отрыв
Однако, в отличие от сегмента легковых машин, российский рынок LCV находится во власти отечественных автопроизводителей, доля которых в последние годы вновь стала расти и в 2015 году превысила 70%. Только на продукцию Горьковского автозавода пришлось более 40% всех продаж – 38,3 тыс. машин (-32%), по данным «Автостата». Как отмечают в пресс-службе «Группы ГАЗ», особенно заметное увеличение доли марки ГАЗ происходит в сегменте микроавтобусов за счет выпуска каркасного автобуса ГАЗель Next. Кроме того, в прошлом году выросли продажи полноприводных моделей ГАЗель Бизнес и Соболь 4х4, что в компании связывают с продолжающимся переходом парков крупных компаний и ряда ведомств на эти модели.
Лидерство ГАЗа обусловлено преимуществом бренда по соотношению цена-качество и, конечно же, программами господдержки, говорит директор автоцентра ГАЗ «Автодель» Дмитрий Приходько. По его мнению, в текущих рыночных условиях доля марки ГАЗ имеет все шансы на дальнейший рост и удержание лидирующих позиций в ближайшей перспективе.
Между тем самой продаваемой моделью среди легких коммерческих автомобилей по итогам 2015 года стала ГАЗель Next с показателем 13,3 тыс. реализованных машин (-33,8%). Таким образом, впервые с момента выхода на рынок в 2013 году она смогла обойти ГАЗель Бизнес, чей результат составил 12,1 тыс. автомобилей (-43,1%). «Постепенно происходит вытеснение моделей предыдущего поколения, замена их на новые. Кризис несколько замедлил, но не остановил этот процесс. В 2015 году началось производство цельнометаллического фургона ГАЗель Next с объемом кузова 13,5 кубометров, и в ноябре-декабре стартовали первые продажи этого автомобиля. Также рост популярности ГАЗели Next был связан с появлением модификации с бензиновым двигателем Evotech, в том числе версий с газово-бензиновыми двигателями, работающими на сжиженном газе (LPG)», – комментируют в пресс-службе «Группы ГАЗ».
В 2016 году ГАЗ планирует и дальше расширять количество модификаций, выходя в новые рыночные ниши. Так, в семействе автомобилей поколения Next основными новинками станут микроавтобус на базе цельнометаллического фургона ГАЗель Next, фургон ГАЗель Next со средней базой (объем кузова 11 м 3), каркасный автобус ГАЗель Next, работающий на сжиженном газе (LPG), а также бортовой автомобиль ГАЗель Next с газобаллонным оборудованием под метан (CNG). Будет развиваться и модельный ряд предыдущего поколения на базе Соболя.
«Буханка» не черствеет
Почти с двукратным отставанием от ГАЗа по объему продаж LCV идет Ульяновский автозавод, который в 2015 году смог значительно укрепить свои позиции в этом сегменте, заняв 22% всех продаж. Реализация коммерческих автомобилей УАЗ выросла на 3,7%, до 20,3 тыс. машин. При этом львиную долю в этом объеме занимают различные модификации «буханки» – грузопассажирский полноприводный автомобиль УАЗ 3909 (9,9 тыс. шт., +1%) и микроавтобус УАЗ 2206 (7,4 тыс. шт., +12,1%). Стабильный спрос на классические коммерческие автомобили, которые без серьезных технических изменений выпускаются уже более 50 лет, на УАЗе объясняют простотой конструкции, высокой проходимостью и ремонтопригодностью. В то же время завод продолжает модернизацию своих коммерческих автомобилей, с 2016 года оснастив их новыми опциями, среди которых – новые эргономичные сиденья, подогрев передних сидений, дополнительный отопитель салона с отдельным вентилятором, обновленная панель приборов и новое рулевое колесо с многофункциональными подрулевыми переключателями. Также в автомобилях улучшены шумоизоляция двигателя и виброизоляция кузова.
Высокие позиции на рынке легких коммерческих автомобилей занимает АВТОВАЗ с показателем 7 тыс. реализованных в 2015 году машин (-32,7%). Локомотивом продаж является фургон Lada Largus, разошедшийся тиражом более 6 тысяч экземпляров (-30,2%). Оставшееся количество – это пикапы ВИС на базе Lada Granta и Lada 4x4. Между тем АВТОВАЗ рассчитывает увеличить реализацию последних за счет переноса их производства с внешней площадки на главный конвейер. Как рассказали «За рулем.РФ» в пресс-центре АВТОВАЗа, это исключит сложные логистические схемы из процесса производства пикапов и позволит значительно повысить их качество. Более того, пикапы станут доступны к покупке у любого из более чем 300 дилеров Lada по всей России, что также позитивно скажется на динамике их продаж.