Тест ЗР: всё ли вы знаете про спидометры?
Предполагается, что во всех описанных случаях спидометр работает практически идеально, улавливая малейшие нюансы поведения автомобиля. Попытайтесь попасть в яблочко восемь раз. Поехали!
Волга ГАЗ‑3102 ездит вокруг памятника на городской площади. В каком случае показания спидометра будут выше – при езде по часовой стрелке или против нее? Скорость машины, определенная по GPS, в обе стороны одинаковая.
А – разницы не будет
Б – по часовой стрелке скорость больше
В – против часовой стрелки скорость больше
Правильный ответ: А. Конечно, разницы не будет! У Волги, как и у любого автомобиля с классической схемой трансмиссии, сигнал на спидометр приходит от датчика, установленного на коробке передач. Частота вращения ее выходного вала, а следовательно, и показания прибора никак не зависят от того, в какую сторону и на какой угол повернуты колеса.
Такая же ситуация, только по кругу ездит Nexia с мотором от Lacetti. У этой модели привод спидометра установлен не на коробке, а рядом с приводом левого колеса. Будут ли разниться показания при езде по часовой стрелке и против?
А – разницы не будет
Б – по часовой стрелке скорость больше
В – против часовой стрелки скорость больше
Правильный ответ: Б. При езде по часовой стрелке левое колесо проходит большее расстояние, чем правое. При этом чем сильнее повернут руль, тем заметнее различие. На каждый круг набегает примерно десяток метров разницы. Если, к примеру, путь вокруг памятника составляет 100 метров, то за десять «витков» левое колесо пробежит около сотни лишних метров на километр пути. Итого – приблизительно 10% разницы.
А – повышают показания
Б – понижают
В – не влияют
Правильный ответ: А. При неизменных рабочих режимах двигателя и трансмиссии приводы колес будут вращаться с той же частотой, что и прежде. Однако диаметр колес уменьшится, а потому за каждый оборот колесо будет проходить меньшее расстояние. Но штатный спидометр, в отличие от GPS, при этом ориентируется не на расстояние, пройденное в единицу времени, а на сигналы датчика скорости. При одной и той же скорости приспущенные колеса будут крутиться быстрее, чем накачанные, – частота сигналов с датчика возрастет, а потому спидометр будет показывать больше.
А – удвоенную скорость
Б – прежнюю скорость
В – ноль
Правильный ответ: Б. Дифференциал заставляет буксующее колесо вращаться с удвоенной скоростью, поскольку второе ведущее колесо не крутится. Однако сигнал для спидометра поступает с коробки передач, валы которой вращаются в неизменном режиме. Поэтому показания прибора по сравнению с ездой по чистому асфальту не изменятся.