На банковском крючке: почему россияне «подсели» на автокредиты?
Постновогодний синдром авторынка
По словам старшего вице-президента, директора департамента автобизнеса ВТБ24 Алексея Токарева, снижение доли кредитных машин в январе-феврале объясняется сезонным фактором и ростом доли корпоративных продаж – в основном, за счет крупных контрактов.
«Если посмотреть на ситуацию последних 3-4 лет, в первые два месяца года всегда наблюдается меньшая активность клиентов, приобретающих автомобили в кредит. Это месяцы так называемых «кэшовых» клиентов, которые откладывали покупку с целью получения скидки на автомобили предыдущего года выпуска, – комментирует начальник управления продуктовой политики департамента автокредитования «Русфинанс Банка» Алексей Бородавин. – Кроме того, во многих организациях на период декабрь-февраль приходится время выплаты полугодовых/годовых бонусов, к которым приурочиваются крупные приобретения, в том числе автомобиль».
Динамика рынка автокредитования в 2014-2016 гг.
| ||||
Период | Выдачи автокредитов, тыс. шт. | Продажа автомобилей, тыс. шт. | Доля кредитных авто в продажах | |
1 кв. 2014 г. | 194,1 | 555,5 | 34,94% | |
2 кв. 2014 г. | 205,7 | 553,3 | 37,18% | |
3 кв. 2014 г. | 206,1 | 524,3 | 39,31% | |
4 кв. 2014 г. | 217,5 | 704,4 | 30,88% | |
Всего в 2014 г. | 823,4 | 2337,5 | 35,23% | |
1 кв. 2015 г. | 60,4 | 275,2 | 21,95% | |
2 кв. 2015 г. | 144,4 | 325,0 | 44,43% | |
3 кв. 2015 г. | 149,6 | 369,6 | 40,48% | |
4 кв. 2015 г. | 130,9 | 338,7 | 38,65% | |
Всего в 2015 г. | 485,3 | 1308,5 | 37,09% | |
1 кв. 2016 г. | 100,1 | 268,2 | 37,32% | |
Данные НБКИ и агентства «Автостат» |
Не попасть в долговую яму
Между тем последние социологические исследования показывают, что желающих приобрести новый автомобиль становится все больше, однако в массе своей потенциальные покупатели предпочитают сделать это на собственные средства, не обременяя себя кредитными обязательствами. Так, согласно недавнему опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), доля россиян, которые в ближайшие три года планируют купить автомобиль, выросла за год с 14 до 23%, достигнув максимального значения за последние пять лет. При этом 73% из них рассчитывают купить машину на собственные накопления, хотя еще в 2014 году так планировали сделать лишь 27% респондентов. Однако возможность взять автокредит россияне рассматривают все реже: за последний год доля потенциальных заемщиков сократилась почти в два раза – с 25 до 13%. По данным опроса, россияне стали массово отказываться от автокредитов, прежде всего, из-за величины суммы переплаты или из-за высокой процентной ставки. Такой ответ дали 49% респондентов против 22% годом ранее. Еще 28% участников опроса заявили, что им не нравится жить в долг, а 19% не нуждаются в автокредитах в принципе. В то же время каждый десятый признался, что не имеет достаточного дохода для осуществления выплат по банковскому кредиту. Стоит также отметить, что доля участников исследования, рассчитывающих для покупки автомобиля взять деньги в долг у друзей и родственников, за последние годы практически не меняется, составляя от 5 до 12%.
Как отмечает директор розничного бизнеса «МС Банк Рус» Андрей Коченков, ставки банков существенно выросли в начале 2015 года и до сих пор остаются высокими. Государственная программа льготного автокредитования существенно поддержала рынок, но только для автомобилей стоимостью до 1,15 млн рублей, а те клиенты, которые рассматривают покупку более дорогой модели, не могли не заметить повышения стоимости кредита. В свою очередь, руководитель департамента розничного кредитования банка «Уралсиб» Наиль Карабаев считает, что снижение стоимости кредитов к психологически важным отметкам – порядка 15% годовых без госпрограммы – будет хорошим стимулом для восстановления спроса. Однако это в большей степени зависит от макроэкономических условий, чем от действий автопроизводителей и кредитных организаций.
Также падение востребованности в кредитовании вызвано снижением покупательской способности и неуверенностью потребителей в завтрашнем дне, добавляет директор по развитию автокредитования «Локо-Банка» Андрей Ермаков.
«Кризисный период, как правило, наиболее сильно отражается на категориях населения с низкими и средними доходами, которые и составляют основную массу заемщиков. В сложные времена они меняют свое потребительское поведение, стараясь не влезать в долги», – соглашается Наиль Карабаев. При этом, по его словам, практически все банки ужесточают свою кредитную политику и требования к клиентам, а потому одобряют меньше кредитов.