Формула-1: чего ждать в новом сезоне
За четверть века я прошел все стадии привязанности к Формуле‑1: от обожания до отвращения и обратно. Предпоследней была стадия циничного критицизма, после нее неожиданно вернулся здоровый интерес. Правда, не в первозданной форме: кто кого обгонит и станет чемпионом, я научился определять заранее. Самое интересное теперь – как Формула‑1 будет выкручиваться из ситуации, в которую она себя загнала.
Эффективный менеджмент
Речь вот о чем. У Формулы‑1 на протяжении десятилетий не было внятной стратегии развития. Можно выделить трех- или пятилетние планы, но затем их внезапно и без всякой системы сменяли другие: «А теперь будет так!». В результате получили запутанный клубок различных проблем, и совершенно непонятно, с чего начать их решение.
У сегодняшней Формулы‑1 ненормальное количество правил и ограничений, неоправданно сложные автомобили с колесами посадочным диаметром как у ВАЗ‑2108, скрытные пилоты без ярко выраженной индивидуальности, слишком много навязчивой рекламы и при этом гигантские расходы.
Самое ужасное – механизм принятия решений в чемпионате мира усложнился донельзя и перестал эффективно работать. Любую дельную инициативу может заблокировать одна из четырех сторон: FIA, FOM, совет команд и, с недавних пор, клан производителей моторов. И сейчас все они успешно блокируют совместно выработанную идею передать максимум полномочий какой-либо одной стороне. Поэтому было чрезвычайно любопытно, удастся ли хоть какие-нибудь изменения провести в этом году – хотя бы для поддержания зрительского интереса к чемпионату. Количество зрителей (просмотров) – важнейший фактор гоночного маркетинга, поскольку численное уменьшение аудитории дурно влияет на приток средств. А дела в этом направлении идут не очень, судя по долгому отсутствию громких сообщений о росте аудитории.
Антикризисная программа
Календарь этапов освежили переносом Гран-при Европы в исконно европейский Азербайджан. В конструкцию машин решили не вмешиваться до 2017 года. Поэтому здесь только одно новшество: обязательный для всех команд клапан в системе выпуска, призванный усилить… рев мотора. Без комментариев.
Более важным представляется внедрение шин нового типа – сверхмягких (Ultrasoft) – и очередное усложнение правил: тринадцать комплектов на этап (из них три – обязательные для использования) и три варианта мягкости покрышек вместо двух. По-моему, это лишь добавит путаницы для той категории зрителей, у которой, наряду с выдающейся памятью, хватает терпения отслеживать изменяющийся цвет полосок на двадцати машинах. Но эксперты говорят: правильный и своевременный ход.
Увеличение количества баллов (или бонусов, или жетонов), выделенных для доработки двигателей в ходе сезона (с 15 до 32 баллов), – это изменение скорее для внутреннего пользования. Зритель разницы не уловит. И более того, не узнает и не поймет, в чем она заключается. Невозможно сделать никаких выводов из информации, например, о том, что мотористы Ferrari зимой использовали 22 балла. Ибо нет данных, в каких областях мотора (а таких областей выделено несколько десятков) произведена модернизация.
Видимо, почувствовав, что изменений как-то совсем уж мало, лучшие умы Формулы‑1 напряглись и спешно родили еще две поправки к спортивному регламенту. Первая ограничила тематику радиопереговоров, запретив подсказки по каналу «команда – пилот»: это якобы добавит непредсказуемости и повысит роль гонщиков. Однако в обратную сторону ограничений нет. И если раньше команда просто говорила гонщику: включи, мол, третий режим, то теперь пилот сначала спрашивает, какой режим включить. В общем, улучшения налицо.
Вторая поправка перекроила формат квалификации. К счастью, сейчас уже нет нужды объяснять, в чем заключалась идея этой инновации, так как после первого же этапа сезона все стороны единогласно (в кои-то веки!) решили вернуться к прежнему формату со всеми его недостатками. Главный – у пилотов, которые что-то сделали не так, нет времени исправить ошибку. Зачем избавились от исторического формата, когда каждый пилот в течение часа мог делать сколько угодно кругов, – для меня по-прежнему загадка. В стародавние времена кому-то показалось, что это недостаточно зрелищно, а пилотам мешает трафик? Но он мешает и сейчас! Чтобы сделать один быстрый круг, пилот два круга катается в прогулочном темпе – естественно, возникнет трафик. А необходимость беречь шины побуждает к отказу от борьбы. Сэкономленный для гонки комплект шин при каких-то условиях выгоднее, чем хорошее место на старте! Доперекраивались…