Совет ветеранов: покупаем, восстанавливаем, обслуживаем ретромобиль
Что, зачем и почем?
Вы тоже хотите ретроавтомобиль? Нам с вами по пути! У меня это обострение происходит весной. Начинаю обзванивать знакомых – счастливых обладателей олдтаймеров и шерстить объявления о продаже. К счастью, вовремя останавливаюсь. А может, и не к счастью…
Для тех, кто решил-таки приобрести старую машину, аргументы «хочу» и «мечтал об этом всю жизнь» столь весомы, что поколебать их практически невозможно. И все-таки чуть-чуть задуматься, наверное, стоит.
Как часто и куда будете ездить на олдтаймере? Или автомобиль будет зарастать пылью в гараже? Конечно, нынче в столице да и в некоторых иных городах ретроралли в теплый сезон устраивают чуть ли не каждую неделю. Но участвовать в пафосных мероприятиях совсем не дешево. А бесплатные тусовки редки и часто куда менее интересны. Просто будете кататься на машине в выходные, притягивая восхищенные и завистливые взгляды? А сколько раз в году?
Но для начала… Приобретая хомячка или птичку, мы все-таки приглядываем и соответствующий домик для питомца. Да и новый холодильник вряд ли временно пристроим на лестничной клетке, поскольку дома пока нет места. А где будет обитать ваша ретрорадость?
Гаражи в советском понимании в столице методично изводят. Цены на оставшиеся более-менее надежные пристанища для автомобиля и на аренду соответственно растут. Этот процесс пока не очень затрагивает провинцию, но задуматься всё же стоит. Дворы как место хранения старого автомобиля не рассматриваем.
О самой известной уличной «коллекции» в Тульской области – живописном, но устрашающем собрании ржавого металла – слышали, вероятно, все, кто вообще интересовался этой темой. Даже в московских дворах еще встречаются догнивающие псевдораритеты, вызывающие законное раздражение соседей и азартный интерес детей, пытающихся поживиться какой-нибудь железякой, отгнившей от того, что раньше называлось автомобилем.
Остаются подземные гаражи, а климат в них для хранения старой машины не самый благоприятный. Кроме того, там некуда деть неизбежно накапливающийся скарб. По сути, единственное надежное место – хорошо вентилируемый гараж на собственной земле. Cкажем, на дачном участке.
Допустим, вопрос с местом жительства олдтаймера решен. Что покупать? Импортные автомобили можно свести к двум категориям: «очень плохо» и «очень дорого». Довоенные, в основном немецкие и американские, машины, которых еще в 1970‑х на улицах было полно, прожили долгую и очень тяжелую жизнь. Ведь десятилетиями их использовали как повседневный транспорт. Подавляющее большинство раритетов давно потеряло лоск, а часто и родной облик, нажило «благоприобретенные» агрегаты (от Побед, Волг и Москвичей) и многочисленные раны, которые непросто залечить даже самому квалифицированному сварщику и арматурщику. А поскольку мода породила спрос, даже за фактически металлоломные экземпляры требуют 300–500 тысяч рублей. За реставрированные – 2–3,5 миллиона. Причем реставрацией часто называют не самый квалифицированный ремонт.
Цены на иномарки 1950–1970‑х за последние годы тоже выросли в несколько раз. Например, всеобщая российская мечта времен перестройки – Mercedes-Benz W123, который только-только начинает претендовать на роль олдтаймера, обойдется минимум в 50–60 тысяч рублей за экземпляр в состоянии «чуть хуже среднего». За хорошие машины просят 150–300 тысяч. Массовые американские модели, совсем недорогие у себя на родине, у нас продают по цене от 400 тысяч до полутора миллионов. Особенно усердствуют автосалоны, оседлавшие волну моды на ретро.
Можно, конечно, привезти автомобиль из-за границы, но к привлекательной цене добавятся таможенные расходы. А кроме того, по словам знакомых асов реставрации, тамошние, внешне нарядные автомобили (особенно американские) на поверку часто требуют вмешательства профессионалов.
Остаются отечественные машины, мода на которые, а значит, и цены растут задорнее, чем на всё остальное. За Москвичи, Запорожцы и даже ранние Жигули, которые совсем недавно отдавали по принципу «только забери», сегодня просят цену, которая вызвала бы у их первых владельцев гомерический смех или, напротив, потерю дара речи. Впрочем, разброс колоссальный, а запрашиваемая цена далеко не всегда зависит от состояния машины. Несмотря на усилия столичных «старателей», на периферии еще встречаются вполне приличные, ухоженные экземпляры, которые обойдутся дешевле банкета на десятерых в среднем московском ресторане. Приличный Москвич‑408 или -412 можно найти за 35–40 тысяч. В Москве за аналогичный экземпляр просят раза в три больше. А отреставрированные образцы предлагаются в автосалонах за 300–400 тысяч рублей!
Из Москвичей дороже всех, естественно, автомобили 400‑й серии – самые старые, а потому востребованные. Рухлядь под именем Москвич‑400 или -401 стоит от 60 тысяч. Цены на машины семейств 402, 407, 403 начинаются с 35 тысяч. Москвичи‑408 и -412, а также Запорожцы можно найти и за 15 тысяч, но на приведение таких экземпляров в порядок уйдет уйма времени и денег. «Горбатые» в идеальном состоянии предлагают уже и за 300 тысяч, и за полмиллиона! Впрочем, просить, как известно, не значит получить…
Разброс цен на особо почитаемые в кругах ретроводов Волги ГАЗ‑21 – от 80 тысяч до полутора миллионов, а то и до двух. Победы еще дороже – до 2,5–3 миллионов рублей.
Даже «двадцать четверки», совсем недавно многими презираемые, резко поднялись в цене. Правда, только экземпляры в хорошем состоянии, а особенно ранние – с ленточным спидометром. Да что там! Первые Жигули («копейки», «двойки», «трешки») предлагают и за 400–500 тысяч. Впрочем, вполне приличные экземпляры при известной доле упорства можно найти за 40–60 тысяч.
Отдельная статья – представительские ГАЗ‑12, - 13, - 14, а также ЗИС‑110 и более поздние зиловские «членовозы». Цены на них – от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов. Зато ко многим прилагаются легенды о бывших владельцах или пассажирах.