Штрафы у них и у нас: кнут без пряника
Среди наших соотечественников бытует мнение о тяжкой доле российского автомобилиста. Мол, система слишком суровая и условия становятся только хуже: штрафы повышают, парковка дорожает, эвакуацию поставили на поток, да еще и количество камер фото- и видеофиксации растет. Каждый раз, садясь в такси, я морально готов к тому, что водитель в очередной раз озвучит такую точку зрения. Дескать, если камеры ставят, то только для того, чтобы обобрать нашего брата. О культуре вождения никто и не задумывается. Такое впечатление, что водителей кто-то заставляет нарушать, а машина правосудия тут как тут – не упустит шанса нахлобучить громадным штрафом.
Непробиваемые головы
Как-то разговорился с попутчиком в вагоне поезда. Мужчина средних лет, что называется, из глубинки, узнав где я работаю, задал вопрос:
— Зачем повысили штрафы за непристегнутый ремень безопасности?
— Для безопасности, — отвечаю я. — Чтобы не забывали пристегиваться.
А в ответ слышу:
— Вот у меня Жигули, и пусть лучше я вылечу через лобовое стекло при лобовом столкновении, чем меня зажмет в машине.
То есть человек был уверен, что разбить головой лобовое стекло и пролететь несколько метров, упав на асфальт (если повезет), для него менее травмоопасно. Если водитель в шлеме, то возможно. Или в стельку пьян, ведь не зря же говорят, что пьяному море по колено. Но искренне надеюсь, что таких в России все меньше. Как меньше и автомобилей, необорудованных подушкой безопасности водителя. Уж она точно не позволит пилоту полетать.
Выход простой – не нарушать. Понимаю, что в реальности это сложно. Согласитесь, что в глухом переулке спального района, где проезжает один автомобиль в 10 минут, мало кто будет плестись до ближайшей «зебры», чтобы перейти дорогу, хотя не мешало бы. Но это одна крайность. Есть и другая, когда человек пытается перебежать многополосное Садовое кольцо в неположенном месте или даже МКАД, подвергая опасности не только свою жизнь. Если не срабатывает инстинкт самосохранения, возможно, возымеет действие крупный штраф. Но такой ли он крупный?
К слову, я и сам порой получаю «письма счастья» за небольшие превышение скорости. Нарушил – заплатил штраф, сам виноват. Но злостным нарушителем себя не считаю и притесненным не чувствую. Запаса в 20 км/ч сверх установленного скоростного лимита вполне достаточно, чтобы вовремя снять ногу с педали акселератора. Ну а то, что камеры обучают все новым видам нарушений (выбрасывание мусора из окна автомобиля, езда без обязательного ближнего света фар, несоблюдение разметки), так это только на пользу. По крайней мере, законопослушным водителям. Ведь многие нарушения провоцируют заторы или усугубляют их. Когда в большом городе один водитель экономит для себя несколько секунд времени, поворачивая не из крайнего ряда или паркуясь вторым рядом, всегда страдает кто-то другой. Движет такими нарушителями либо банальное хамство и безразличие к окружающим, либо непонимание процессов на дороге. Впрочем, на эту тему готовит материал мой коллега Илья Пименов. Я же слегка отвлекся.
Их нравы
Давайте-ка сравним штрафы за те или иные проступки на дороге у нас и за рубежом. Точнее, в Европе, по дорогам которой время от времени колесит немало наших соотечественников. Наказания за самые распространенные нарушения сведены в таблицу. Для сравнения все штрафы приведены в евровом эквиваленте (по курсу ЦБ РФ на 26.07.2016 из расчета 1 евро = 71,21 руб.).
| Россия | Польша | Чехия | Австрия | Германия | Франция | Испания |
Превышение скорости | 0-20 км/ч – 0; 20-40 км/ч – 7; 40-60 км/ч – 14-35; 60-80 км/ч – 28-70/лишение в/у; 80+ км/ч — 70/лишение в/у | 0-10 км/ч – 12; 10-20 км/ч – 23; 20-30 км/ч – 46; 30-40 км/ч – 69; 40-50 км/ч – 92; 50+ км/ч — 115/лишение в/у | 0-20 км/ч – 49; 20-30 км/ч – 46-93**; 30-40 км/ч – 93; 40-50 км/ч – 93-370; 50+ км/ч – 185-370/лишение в/у | 0-20 км/ч – 21-50**; 20-25 км/ч – 29-70; 25-30 км/ч – 36-90; 30-40 км/ч – 70-160; 40-50 км/ч – 150-2180; 60+ км/ч — лишение в/у | 0-10 км/ч – 10-15**; 10-15 км/ч – 20-25; 15-20 км/ч – 30-35; 20-25 км/ч – 70-80; 25-30 км/ч – 80-100; 30-40 км/ч – 120-160/лишение в/у; 40-50 км/ч – 160-200/лишение в/у; 50-60 км/ч – 240-280/лишение в/у; 60-70 км/ч – 440-480/лишение в/у; 70+ км/ч – от 600/лишение в/у | 0-20 км/ч – 68; 20-50 км/ч – 135; 50+ — 1500 | От 100 до 600 Евро***/лишение в/у |
Парковка, повлекшая создание препятствий для движения других участников движения | 28 (в Москве 42) | 23 | От 90 | От 36 | От 20 | От 17 | От 200 |
Неоплаченная парковка | 35 | 12 | 37-74 | 36 | 10-30 | 17 | 48 |
Переход улицы в неположенном месте | 7 | 5 | 18,5 | Н.д. | 10 | 4 | 80-200 |
Пользование телефоном без системы hands-free за рулем | 21 | 46 | 40 | 50 | 40 | 135 | 300 |
Стоимость одного часа парковки | В Москве: 0,56-1,81 | 0,69-3 | 0,37-1,48 | 1-4 | 2-3 | 1-3 | 2-3 |
Допустимая концентрация алкоголя в организме водителя, мг/л* | 0,16 – от 418 | 0,045; 0,045–0,09 – штраф 115/изъятие в/у; 0,09+ — арест | 0 – от 400 | 0,225 – от 300 | 0,225 – от 500 | 0,09 – от 135 | 0,225 – от 300 |
* В КоАП РФ предусмотрен порог в 0,16 мг/л выдыхаемого воздуха, что соответствует 0,36 промилле — это трехкратная погрешность измерительной аппаратуры.
** Размер штрафа зависит от того, где совершено нарушение: город или трасса.
*** Зависит не только от величины превышения, но и от действующего ограничения скорости.
Местный колорит
Правила дорожного движения везде разные, и здесь требуется уточнение. К примеру, в Польше за переход дороги в неположенном месте с вас возьмут 20 злотых, а за остановку или замедление без видимых причин во время перехода проезжей части – 50 злотых (почти 12 евро). У нас же это даже не считается нарушением. Хотя происходит часто. Причина тому, как правило, мобильный телефон в руках, на который отвлекается пешеход. Да и водители грешат тем же. К слову, в российских Правилах есть запрет на использование телефона за рулем без устройства громкой связи. Штраф составляет 1500 рублей, то есть 21,07 евро. В Европе за такой же проступок в лучшем случае с вас возьмут в четыре раза больше.