Почему украинцам приглянулись машины из России

Российские автозаводы увеличивают экспорт на Украину, некогда крупнейший внешний рынок. Благодаря слабому рублю автомобили из нашей страны остаются там конкурентоспособными, несмотря на действие дополнительных пошлин и зачастую негативное восприятие потребителями российской продукции.

Слабый рубль объехал пошлины

Еще недавно казалось, что Украина стала для нас потерянным рынком. Дело в том, что с этого года на российские машины были введены дополнительные таможенные сборы в размере от 10,41 до 17,66%, в зависимости от производителя. Тем не менее девальвация рубля во многом смогла компенсировать заградительные пошлины, и продукция российских автозаводов осталась востребованной среди украинских потребителей. Так, в январе-июне 2016 года нашим соседям было завезено около 2 тыс. автомобилей (включая иномарки), что почти в 4,5 раза больше по сравнению с низкой базой прошлого года. В результате доля российского автопрома в общем объеме импорта увеличилась с 3 до 7%, гласят данные ассоциации «Укравтопром». В свою очередь, росту поставок способствует начавшееся в этом году восстановление украинского авторынка, который за I полугодие вырос на 58%, до 27,2 тыс. машин.

Топ-10 автомобилей российского производства на рынке Украины (данные «Укравтопрома» за январь-август 2016 года)

МодельДоля, %
1Lada 4x426%
2Volkswagen Polo23%
3Chevrolet Niva14%
4Nissan Sentra7%
5Lada Granta7%
6Hyundai Solaris6%
7Hyundai Accent4%
8Lada Largus4%
9Lada Kalina2%
10Kia Rio1%
Другие5%

Как отмечает партнер PwC в России Олег Малышев, в условиях снижения покупательной способности украинских потребителей автомобили российского производства, относящиеся преимущественно к нижнему и среднему ценовым сегментам, остаются востребованными на украинском рынке даже с учетом увеличения пошлин.

Немалую роль в увеличении спроса на продукцию российского автопрома сыграла девальвация рубля, которая компенсировала и спецпошлину на официальный импорт, и обычную пошлину, что распространяется на машины, не предназначенные для импорта в режиме свободной торговли, добавляет директор департамента маркетинга и экономического анализа «Укравтопрома» Георгий Овсянников. По его словам, низкие цены в российских автосалонах привели к тому, что на украинском рынке все чаще стали появляться модели, произведенные для внутреннего рынка России. К примеру, 60% автомобилей Hyundai российской сборки, проданных на Украине, были Solaris и только 40% — Accent. В итоге с января по август в стране было зарегистрировано более 3 тыс. автомобилей с российскими WMI (World Manufacturers Identification — часть в VIN-номере автомобиля, указывающая на его происхождение), что соответствует 8% рынка за этот период против 4% годом ранее.

Между тем Украина — некогда крупнейший внешний рынок для наших автозаводов — стала восстанавливать свои позиции в структуре их экспорта. В объеме поставок автомобилей из России эта страна увеличила свою долю с 1% до более чем 6% по итогам шести месяцев 2016 года. Впрочем, во многом это обусловлено сокращением экспорта в Казахстан, где повышение утилизационного сбора на автомобили привело к их удорожанию и падению спроса.

Lada пропадет без Весты

Появление на Украине вазовских новинок — Vesta и XRAY — все еще под вопросом

Крупнейшим российским экспортером автомобилей на Украину остается АВТОВАЗ. В январе-августе 2016 года продажи Lada на украинском рынке увеличились почти в 2,2 раза и составили около 1,2 тыс. машин (данные «Укравтопрома»). При этом вседорожник Lada 4x4 является здесь самой популярной российской моделью – на нее приходится более 65% продаж АВТОВАЗа. За восемь месяцев этого года реализация Lada 4x4 составила 790 автомобилей, благодаря чему модель вошла в десятку бестселлеров на рынке Украины. Также местным покупателям доступны седан Lada Granta и универсал Largus, а вот Lada Kalina и Priora в эту страну официально не поставляются. Пока остается под вопросом и появление на украинском рынке новых моделей Lada Vesta и XRAY.

Lada 4x4 попала в десятку самых продаваемых на Украине автомобилей

По мнению директора информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олега Омельницкого, в зависимости от ценового позиционирования в отношении основных конкурентов Lada XRAY мог бы пользоваться определенным спросом у украинских покупателей, но ажиотажа вокруг этой модели нет. А вот эксперты украинского сайта по продаже новых и б/у автомобилей RST.ua считают, что перспективы появления вазовских новинок довольно туманны, поскольку российский бренд в целом имеет довольно негативный имидж качества сборки и надежности в сравнении с конкурентами в данной ценовой категории.

Локомотивом роста для УАЗа на Украине является Patriot, чьи продажи за год выросли в 3 раза. И все же продажи этих вседорожников пока исчисляются лишь десятками.

Ульяновский автозавод также постепенно наращивает продажи на украинском рынке, хотя они пока невелики – по итогам восьми месяцев 2016 года было реализовано чуть более 50 ульяновских вседорожников против восьми машин годом ранее. Локомотивом спроса, как и в России, является UAZ Patriot, чьи продажи за год выросли в 3 раза. При этом в ближайшие месяцы в салонах украинских дилеров появится обновленная версия флагманского вседорожника, сообщили в пресс-службе ГК «АИС», которая является официальным дистрибьютором бренда УАЗ. Продолжает пользоваться спросом и линейка коммерческой техники УАЗ, оставаясь вне конкуренции по внедорожным качествам и цене.

Шоу-рум для «Шнивы»

В украинском сегменте компактных вседорожников Chevrolet Niva уступает лишь Ладе 4x4 и Сузуке Витаре

Для GM-АВТОВАЗ Украина и вовсе вновь стала крупнейшим внешним рынком, заняв почти половину в экспорте Chevrolet Niva. В пресс-службе СП это объясняют грамотно выстроенной ценовой политикой совместно с дистрибьютором на Украине. Кроме того, специально под Chevrolet Niva была создана собственная сеть из 15 автоцентров 3S формата. «Даже в России нет таких шоу-румов, где эксклюзивно представлена только одна модель Chevrolet Niva», – заявляют в компании «АИС».

В январе-августе 2016 года продажи вседорожника от GM-АВТОВАЗ на украинском рынке выросли в 5 раз, до 420 единиц. В результате Chevrolet Niva заняла третье место в сегменте компактных SUV с долей 15%, уступая лишь Lada 4x4 и Suzuki Vitara. По словам Олега Омельницкого, Chevrolet Niva стала более привлекательна для украинских покупателей после того, как рынок покинул ряд китайских конкурентов. В частности, за последние несколько лет по разным причинам ушли BYD, Lifan, а продажи Geely и Chery стали больше эпизодическими, чем системными. В свою очередь, в GM-АВТОВАЗ отмечают, что результаты продаж Chevrolet Niva на Украине зависят не только от действий производителя и дистрибьютора, но и экономической, и политической ситуации в этой стране.

Что касается иномарок российской сборки, то до недавнего времени на Украину из Калуги поставлялась лишь одна модель – Volkswagen Polo. В январе-августе украинцы приобрели 700 автомобилей этой модели, что позволило ей занять второе место в своем сегменте с долей в 18%. Дополнительные пошлины на автомобили российского производства привели к увеличению цены на седан и негативно сказались на продажах, потому что в этом сегменте клиент очень чувствителен даже к небольшим колебаниям стоимости.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в