Черно-белое кино: почему русские не любят яркие машины
Белый, как iPhone
Мода на машины белого цвета, которая получила распространение в последние годы, продолжает набирать обороты по всему миру. Как известно, «белая революция» в автоиндустрии, завершившая десятилетнюю эпоху серебристого колера, отчасти стала заслугой известного производителя гаджетов Apple – именно благодаря айфонам и айпадам белый цвет стал ассоциироваться у большинства потребителей с высокими технологиями, в том числе и применительно к автомобилям. Этот колер остается абсолютным хитом продаж на протяжении последних пяти лет, причем с каждым годом машинам в белом кузове отдают предпочтение все больше покупателей. Согласно данным компании Axalta Coating Systems, каждый третий автомобиль, купленный в 2015 году, был белым (доля – 35%). Растет его популярность и у российских автовладельцев: доля белых машин в общем объеме продаж составила 29% против 23% годом ранее.
Как отмечает руководитель направления исследований автомобильного рынка TNS Екатерина Адлер, автомобили белого цвета стали популярны у россиян относительно недавно – в последние 5-7 лет. «Назвать этот цвет практичным довольно трудно. На нем хорошо видны и грязь, и царапины. Поэтому выбор белого скорее можно отнести к эмоциональному, чем к рациональному. Владельцы белых автомобилей хотят быть заметными и выделиться в толпе. Также не стоит забывать о том, что белый цвет один из самых безопасных – такой автомобиль всегда заметен на дороге в любое время суток», – рассуждает она.
О лидерстве белого цвета в предпочтениях российских потребителей свидетельствуют и данные автопроизводителей, полученные «За рулем.РФ». Это самый популярный колер у покупателей автомобилей Lada, сообщили в пресс-центре АВТОВАЗа. Также лучше всего продаются белые седаны Nissan Almera (30%) и Sentra (34%), при этом такие машины наиболее востребованы в южных регионах России, где с учетом жаркого климата традиционно предпочитают светлые оттенки.
В белый окрашен каждый третий Renault Logan (доля – 35%) и Sandero (30%), а также каждый четвертый Duster (25%). Стоит отметить, что для нового кроссовера Renault Kaptur визитной карточкой стало двухцветное исполнение кузова с контрастной крышей и боковыми зеркалами, и сегодня покупатели новинки преимущественно отдают предпочтение автомобилям цвета «белый лед» с черной крышей (22% объема продаж).
Еще более популярен белый цвет среди покупателей Skoda: с начала этого года его выбрали 54% купивших Rapid, 43% приобретших Octavia и 30% — Yeti. Как говорит руководитель отдела продаж Skoda Auto Россия Алексей Почечуев, c одной стороны, эти модели смотрятся очень эффектно в белом исполнении, с другой – за этот цвет не нужно доплачивать, что может быть немаловажным фактором в условиях сегодняшней экономической ситуации. Кроме того, Skoda традиционно популярна у флит-клиентов, которые в редких случаях выбирают специфические корпоративные цвета (например, красный для Coca-Cola), а довольствуются бесплатным белым.
В продажах автомобилей Kia белый цвет занимает порядка 30% на протяжении последних пяти лет. При этом в пресс-службе корейской компании отмечают, что микс белого цвета растет в зависимости от ценовой категории автомобиля: у более статусных моделей, например, Kia Optima и Sorento Prime, доля белых автомобилей в продажах выше, чем у более доступных продуктов, таких как Rio. С-сегмент – единственный, где покупатели Kia предпочли темные оттенки (28%) белому: доля продаж автомобилей Kia cee’d и Cerato белого цвета составила всего 11% общего объема реализации этих моделей в России за последние пять лет.
Классика и понты
Черный цвет расположился на втором месте по популярности среди автомобилистов: в 2015 году он занял 18% в мировых продажах легковых машин, а в нашей стране доля черных автомобилей за прошлый год выросла с 13 до 20%. По словам аналитика Frost & Sullivan Дмитрия Распопова, в России черный цвет ассоциируется с высоким статусом и материальным достатком, особенно если это автомобили премиум-класса, которыми часто пользуются чиновники и топ-менеджеры. С другой стороны, черный цвет – это нестареющая классика, а консерваторов и поклонников классики среди российских автовладельцев тоже немало, добавляет Екатерина Адлер.
А вот серебристый оттенок, который еще пять лет назад был самым популярным, сегодня занимает третье место в цветовом рейтинге. При этом в нашей стране он остается более востребованным (доля – 18%), чем на других мировых рынках (13%). Доля же серого цвета примерно одинаковая – 11% в России и 10% в мире.
«Если говорить про серебристый и серый цвета, то это выбор практичных людей. Российские дороги не балуют нас идеальным состоянием, а погода довольно часто преподносит сюрпризы в виде осадков. На серых и серебристых автомобилях меньше всего заметна грязь, а также мелкие сколы и царапины. Кроме того, в сером или серебристом цвете «смотрится» практически любой тип кузова – от малолитражки до пикапа. Да и продать такой автомобиль на вторичном рынке будет несложно – на нейтральный цвет покупатель всегда найдется», – комментирует Екатерина Адлер.
В цветовой гамме Kia вторую строчку по популярности традиционно занимают оттенки черного (черный, темно-серый) с долей 15-20%, на третьем месте – серебристый (10% продаж). Причем в корейской компании тоже подчеркивают практичность россиян при выборе последнего, тогда как в Европе с ее сравнительно чистыми дорогами клиенты больше предпочитают светлые и яркие цвета.
Среди покупателей Lada наибольшим спросом после белого цвета пользуются серебристый, черный, коричневый и темно-синий. В частности, хороший результат показывают введенные сравнительно недавно металлизированные эмали на Lada 4х4: в сентябре 15% продаж занял светло-коричневый металлик «кориандр». Серебристый и серый колеры занимают по 10-15% в продажах Skoda Octavia, Rapid и Yeti, при этом у последнего также популярен коричневый металлик (13%), визуально выделяющий автомобиль в общем потоке. Для флагманской модели Superb самыми популярными стали cерый металлик и черный перламутр (по 18%), которые опережают по популярности белые оттенки.
Стоит отметить, что черный и серый цвета особенно популярны у покупателей вседорожников. Так, черный является самым востребованным в палитре кроссоверов Nissan Qashqai (доля – 20%), X-Trail (26%), Patrol (50%), а серый – у Terrano (29%) и Pathfinder (45%). Для Chevrolet Niva самым ходовым является серый колер (18%), далее по популярности с долей порядка по 10% расположились серебристый, черный, серо-зеленый, белый и бежевый. Как говорят в пресс-службе GM-АВТОВАЗ, покупатели Chevrolet Niva выбирают наиболее практичный цвет, учитывая особенности эксплуатации автомобиля. «Основными потребителями Chevrolet Niva являются мужчины, использующие вседорожник в повседневной жизни или для охоты и рыбалки. Поэтому автомобили серой цветовой гаммы наиболее популярны», – констатируют в пресс-службе СП.